Распространенные заблуждения в области психологии
1.Подсознание.
Термина "подсознание" давно не существует.
В 1889г его ввел ввёл в научный оборот Пьер Жане в философской диссертации. В 1893 г термин "подсознательное" подхватил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1938), но после критики со стороны коллег отказался от него в 1900 году.
Прошло 122 года. Просто удивительно, как миллиарды людей в наше время могут этого не знать. Достаточно скачать любой учебник общей психологии, чтобы убедиться, что есть бессознательные явления (из самых известных- интуиция, сон гипноз, установки), но никакого "подсознания" не существует. Это можно выяснить еще проще - из википедии или любого словаря по психологии.
2. Инстинкты
Одним из первых "инстинкт" в научной литературе использовал Жан Батист Ламарк (1744-1829) в книге "Философия зоологии" (1809г).
Инстинкт заменил "побуждения", которыми объясняли поведение людей и животных еще со времен Древней Греции. У людей поведение все чаще стали объяснять проявлением сознания, а неясные по способам возникновения и реализации побуждения животных просто переименовали в "инстинкты", объявив их врожденными.
Развил учение об инстинктах Чарльз Дарвин (1809-1882) в работе "О происхождении видов путем естественного отбора" (1859г). Но уже в 1863г в "Медицинском вестнике" появилась статья И.М.Сеченова "Рефлексы головного мозга", в которой на основе изучения стереотипных физиологических реакций было предложено иное объяснение и реакциям организма, и поведению людей.
Публикацию книги И.П. Павлова "Условный рефлекс" в 1935г можно считать окончательной победой теории рефлексов, прекращением использования в научной литературе по поведению животных (этологии) понятия "инстинкт".
Многие из вас слышали или читали про "инстинкт самосохранения", которым многие литераторы не стесняются объяснять поведение своих героев. В действительности реакции организма, обеспечивающих его выживание, обеспечиваются за счет многочисленных рефлексов, среди которых нет, и не может быть никакого "самосохранения".
После приобретения некоторого жизненного опыта, даже домашний котенок успешно избегает падения с высоты, но не благодаря мифическому "инстинкту самосохранения", а элементарному опыту падений с дивана и со стула, и может быть, из окна.
Сохранением себя любимого может заниматься исключительно человек разумный, но не за счет мифического инстинкта, а благодаря абстрактному мышлению и сознательной целенаправленной деятельности.
Обзорную статью "Миф об инстинкте" можно найти на сайте РАН РФ https://ras.jes.su/chelovek/s023620070005904-1-1
В статье показано, что в понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание. Иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения. В других случаях инстинктом назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений.
Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив "инстинктивное" как синоним генетически фиксированного, наследственно закрепленного поведения или действия.
Вместо мифических инстинктов есть врожденные и приобретенные рефлексы, склонность к специфическому для биологического вида поведению, обусловленная строением и функциями организма. Поэтому со временем термин был заменен на видоспецифичное поведение.
3. Психическая энергия.
Психическая энергия – это проявление жизненной энергии, то есть энергии организма как биологической системы. З.Фрейд свои наивные (по меркам 21 века) представления о психической энергии использовал в теории психоанализа.
Сегодня понятно, что психические процессы не используют особый вид энергии, а связаны с физиологией. Поэтому так называя "психическая энергия" возникает так же, как вся витальная энергия – из метаболических органических процессов, при этом главную роль играет аминозинтрифосфат(АТФ), синтезируемый из белковой пищи.
В житейской психологии при рассуждении об энергичных людях, т.н. "живчиках", понятие психической энергии используется в переносном смысле, для обозначения физической и социальной активности в процессе деятельности — трудовой, деловой, учебной, научной познавательной или спортивной.
4.Комплекс неполноценности
Термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, впервые употребленный им в книге "О неполноценности органов" (1907г) сначала в медицинском аспекте, а затем- в более широком смысле в "Индивидуальной психологии Альфреда Адлера" (1920г).
Русская версия термина связана с ошибкой переводчика. В оригинале- inferiority complex, дословно "сочетание более низких качеств". Это сочетание неблагоприятных свойств личности, сопровождающееся обостренным, преувеличенным переживанием собственной слабости и несовершенства и осложняющее деятельность и общение.
Изначально Адлер считал, что ребенок считает себя маленьким и бессильным, поэтому этот комплекс присутствует якобы в жизненном опыте каждого ребенка. Но я. например, тоже был ребенком, но ничего подобного не припомню. Поэтому есть основания сразу усомниться в объективности автора.
На пропаганде понятия мифического комплекса неполноценности, с существенно искаженной версией его причин и истории происхождения, на описании способов избавления от него зарабатывают и современные коучи. В действительности за лже-комплексом скрывается низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотивы избегания неудачи.
В современный психологии "комплекс неполноценности" пропагандируют только безответственные коучи, в научной же психологии актуальным понятием является самооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности.
5. Пирамида Маслоу
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида иллюстрирует его теорию мотивации, при которой базовые биологические потребности удовлетворяются в перевороченном порядке, а высшие - только после удовлетворения базовых.
Теория иерархии потребностей впервые изложена в статье "Теория человеческой мотивации"(1943 г) и развита в книге "Мотивация и личность" (1954 г). В настоящее время эта теория признана примитивной гипотезой и выброшена на свалку истории.
Недостатки модели Маслоу
1) отсутствие инструмента измерения удовлетворенности, что делает теорию недоказуемой.
2) обобщение иерархии на неопределённый круг лиц, что приводит к невозможности учесть культурные, национальные и иные объективные факторы влияния среды.
3) недостаточное объяснение мотивации в ситуации при которой удовлетворенные потребности продолжают мотивировать личность.
4) отсутствие объяснения неординарных поступков.
6. Ум человека.
Вопреки распространенным заблуждениям ум человека не является предметом изучения психологии.
Это объясняется тем, что слово "ум" крайне неопределенно по своему содержанию и может обозначать любой из 8 познавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление или речь), а также общую познавательную способность человека (все эти процессы в совокупности). Или же умение их использовать для решения практических задач (интеллект).
В зависимости от контекста обсуждения слово "ум" всегда можно заменить более точным по смыслу значением. Поэтому в учебной и научной литературе по психологии это слово почти не используется.
Но это еще не всё. Оно и в речи образованных и грамотных людей тоже не должно использоваться, так как не позволяет точнее выразить свои мысли, обратиться к свойствам того или иного из 8 познавательных процессов. Поэтому за пределами пяти десятков фразеологических оборотов, приведенных в словарях, развитые люди ни о каком "уме" вспоминать не должны.
По меньшей мере двое известных мне людей были замечены в употреблении фразы "степень умности". Причем одна из них всерьез рассуждала, что по мере приближения к 40-летнему возрасту становится ... мудрой!
Я проверил по самому объемному Большому толковому словарю русского языка Кузнецова (1536 страниц, 130 тыс. слов), но в нем слова "умность" не нашлось. Ни в качестве самостоятельного словарного гнезда, ни в качестве производных к словам "ум" или "умный". Нет "умности" ни в словаре жаргона, ни в словаре мата.
Стало ясно, что некоторые люди на ходу выдумывают слова, наивно рассчитывая сойти за интеллектуалок.
Вместо мифической степени "умности" рассуждать можно о свойствах мышления (их не менее 10 видов- широта, глубина, быстрота, гибкость, последовательность, устойчивость. самостоятельность, инертность, критичность и творческий характер) или степени развития творческих способностей человека (гениальный, талантливый, одаренный, способный), либо же о дефиците общего уровня интеллекта (посредственный, отсталый, ограниченный).
Некоторые итоги.
1. Термин "подсознание" заменен на "бессознательное", не используется современной наукой.
2. Термин "инстинкт" устарел в 1935г, в современных научных исследованиях не используется.
3. Психической энергии не существует, за эпитетом скрывается активность человека в процессе какой-либо деятельности.
4. Комплекса неполноценности не существует, есть заниженная самооценка.
5. Пирамида Маслоу является ошибочной моделью иерархии потребностей человека. В современной психологии не используется.
6. Ум психологией не изучается, в качестве явления не существует.
Развитые люди не используют это слово за пределами пословиц, поговорок и детских сказок.
Какие из описанных в статье понятий вы раньше считали устаревшими?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Да и сама психология не наука.
Такой вывод свойственен для некомпетентных людей, которым неведомы
1) критерии научного знания,
2) существенные признаки научной деятельности,
3) содержание психологического знания и его применения во всех сферах деятельности людей.
Достаточно факта, что психология признана наукой всеми странами мира.
А психологические экспертизы используются при рассмотрении гражданских и уголовных дел.
Спасибо, очень интересная статья!
спасибо
Что является объектом и предметом психологии???
Объект психологии- психика (психическая жизнь) человека и животных.
Предмет психологии как семейства психологических наук — закономерности возникновения, формиpованиня, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических процессов, явлений и свойств в различных условиях и на различных этапах жизни и деятельности людей и животных.
Отдельные психологические науки имеют свои собственные предметы (например, психология личности- личность, психология труда- профессиональную деятельность, психология чрезвычайных ситуаций- поведение человека в условиях ЧС, социальная психология-самопрезентацию, общение и деятельность людей в группах, дифференциальная психология- индивидуальные различия между людьми, психодиагностика- выделение диагностических переменных и конструирование методов их измерения как для выявления психических явлений и свойств у индивидов, так и уточнения содержания психических свойств и явлений).
Объект и предмет психологии постоянно уточнялся в течение всей истории психологии.
Предмет психологии и в настоящее время расширяемся за счет предметных областей смежных наук, уточняя их психологические составляющие.
Маленький ребёнок не знает что такое страх.
А почему? Он не знает что это такое. Поэтому маленький человечек познает мир с помощью проб. Обжёгся, упал, залез не туда куда следует и повредил себе что-то и всё это он запоминает. Вот человечек подрос и уже знает что такое страх. Он знает что такое огонь, вода , тьма и т. д. Теперь его мозг реагирует на опасность, на огонь, на воду и на то что он ещё не знает( по тому что не может объяснить многое что есть ещё неопознанного). Это и есть инстинкт самосохранения.
У вас неточные представления. Маленький ребенок вообще не имеет абстрактных понятий. У него только наглядно-действенное мышление, а абстрактно-логическое полностью отсутствует.
Что такое страх не знает даже школьник, ему знакомы только конкретные проявления страха и ситуации, в которых взрослые употребляют это слово.
Вы сама и сейчас не знаете содержания этого понятия, так как не способны к логическим операциям мышления в этой сфере знаний.
То , что пытаетесь выдать за инстинкт самосохранения- никакой ни инстинкт, а способность человека прогнозировать последствия своего поведения и природных явлений за счет научения и прежнего опыта.