Видеофиксация нотариальных действий — что нужно знать?

20 093 просмотрa
38 комментариев

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, как нотариусы могут использовать средства видеофиксации при совершении нотариальных действий, будь-то заверение сделки или документа.

Нотариат: чем вызвана необходимость видеофиксации нотариальных действий?

Основной функцией нотариуса является обеспечение соблюдения законных прав и интересов сторон сделки. Некоторые сделки требуют обязательного нотариального заверения: различные сделки по отчуждению недвижимости, завещания (односторонние сделки). Мошенничество в сфере правоотношений, вытекающих из таких сделок, очень распространено. Статистика показывает, что ежегодно более ста тысяч исков подается в суды по наследственным делам и несколько десятков тысяч исков, касающихся сделок с объектами недвижимости. При оспаривании нотариально заверенного документа наиболее частым аргументом является утверждение, что одна из сторон сделки якобы находилась в состоянии, при котором не отдавала отчет своим действиям.

Также, несмотря на то, что нотариальный акт обладает особой доказательственной силой (т.е. обстоятельства, установленные нотариусом, не подлежат доказыванию в суде), многие недобросовестные истцы могут указывать на существенное нарушение порядка совершения нотариального действия, которое на самом деле не имело места: документы не зачитывал, паспорта сторон не смотрел, вопросов сторонам не задавал и др. С целью предупредить недобросовестные действия и способствовать повышению доказательственной силы нотариального акта, нотариусы были наделены правом снимать на видео процесс совершения нотариальных действий (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате в ред. Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ).

Как будет осуществляться видеозапись действий нотариуса?

Процедуру видеозаписи регламентирует «Порядок использования нотариусом средств видеофиксации при совершении нотариальных действий и хранения материалов видеофиксации», утвержденный Федеральной нотариальной палатой. Поскольку это право, а не обязанность нотариуса, вопрос о видеофиксации решается нотариусом в каждом конкретном случае. При этом гражданин может обратиться с такой просьбой к нотариусу.

Использование стационарных и мобильных средств видеофиксации должно быть оформлено распоряжением нотариуса. В нем указываются наименование средства, его модели, место расположения, места размещения графической информации, предупреждающей о ведении записи, права доступа к средствам видеофиксации. Сама запись должна отвечать следующим требованиям:

  • должны быть различимы лица, от имени которых совершаются нотариальные действия;
  • обзору камер не должны препятствовать различные предметы;
  • видеозапись должна содержать указание на дату и время ее совершения;
  • разрешение кадра в пикселях не менее 640 x 480.

Указанное качество позволит осуществлять съемку на недорогие устройства, в том числе веб-камеру, поэтому нововведение не отразится на стоимости нотариальных услуг. Срок хранения материалов видеофиксации должен составлять не менее пяти лет. Видеозапись может использоваться как доказательство при рассмотрении гражданских, уголовных, административных дел. Передача нотариусом материалов видеофиксации допускается по требованию суда, прокуратуры, органов следствия, следовательно, лицо вправе заявить ходатайство об их истребовании (ст. 57 ГПК РФ, ст. 24.4 КоАП РФ).

Поделиться в социальных сетях:
количество символов: 0

Обсуждают (28):Обсуждение

Автор: (0), Юристы: Сакунова Ю.А. (7), Ковшова И.А. (1), Агапова Т.В. (1) Пользователи: Александр (2), Гузель (2), Александр (2), Михаил (1), Дима (1), Ольга (1), Маргарита (1)
показать всех обсуждающих

Комментарии (38)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Гузель

Согласна с Маргаритой. Мне только предстоит суд, и к сожалению, я вряд ли смогу доказать,что нотариус не объяснила мне,что я лишаюсь всего,подписывая отказ от обязательной доли в наследстве.Чаще всего так и бывает,поэтому вы и пишите,что с подобными просьбами очень часто обращаются в суды. Ведь вы своими законами лишаете людей всего наследства, а потом убеждаете,что они добровольно сами подписали... Неужели так трудно понять, что есть ещё и человеческий фактор, и действительно ты находишься в таком состоянии, что и приговор себе подписать в этот момент можешь.Так что это не истцы, а нотариусы ведут себя недобросовестно.Знали бы вы,ЧТО только они творят... А вы им всё права раздаёте.

+20 / 0
Ответить
Цитировать
Сакунова Юлия Александровна

Доказать, что нотариус не разъяснил последствия отказа от наследства - нереально. Нотариусы часто ведут себя недобросовестно. Но истцы тоже не ангелы.

+3 / 0
Ответить
Цитировать
Дима

вообще-то читать надо, что подписываете

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Арис Тарх

СПРАВЕДЛИВО! Насоздавали столько законов да ещё и подзаконных актов что ни один человек в здравом уме всё равно не способен понять смысл мудрёных формулировок да ещё специальными терминами. И это если человек ещё более менее ориентируется в этих вопросах. А что делать простому народу который всю жизнь трудился и не был обучен крючкотворству? В этой ситуации очень пронырливые не буду говорить КТО все и так знают грабят простого человека а потом ещё цинично обвиняют его же в халатности глупости невежестве.

Ну кто и для чего создал эту ситуацию народ уже начинает понимать!...

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Николай Викторович.
Водитель автомобиля Николай Викторович.
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг 955

АристархПишет 16.02.2016 в 10:16
жизнь трудился и не был обучен крючкотворству? В этой ситуации очень пронырливые не буду говорить КТО все и так знают грабят простого человека а потом ещё цинично обвиняют его же в халатности глупости невежестве. Ну кто и для чего создал эту ситуацию народ уже начинает

Это порочный круг, созданный искусственно...

Люди, обычные работяги, вынуждены идти за деньги к юристам, чтобы разобраться в этих нагромождениях законов, иначе могут потерять всё - и крышу над головой, и наследство, да и самоё жисть свою нещасную..

+5 / 0
Ответить
Цитировать
Александр

Гузель не кривите душой и не прикидывайтесь шлангом, что нотариусы ничего не объясняют, введение видеозаписи покажет кто кому не разъясняет, а кто клевещет в свою угоду. такие как вы и про запись будете говорить, что она сфабрикована

+1 / 0
Ответить
Цитировать
Гузель

Не стройте из себя невежу и проходимца,Александр. Нотариус,действительно очень умело провела со мной беседу и подсунула мне бумаги, подписав которые, я отказалась от своей доли в наследстве. Я не собираюсь объяснять Вам и рассказывать, как и что было, но у меня есть все доказательства того, что нотариус приняла от моей сестры подделанные документы.

+3 / 0
Ответить
Цитировать
Бузунов Юрий Владимирович

Александр. Ты не прав.Я очень часто работаю с нотариатом и не по наслышке знаю,как некоторые нотариусы ,за определённую мзду,делают то,что в суде оспаривать приходится. Всё зависит,кто сколько заплатит. А при видеофиксации-всё будет ясно. У моего нотариуса уже лет 15 все сделки проходят при видеофиксации,при чём в цветном формате и с очень хорошим звуком. При необходимости она предоставляет в суд запись,и всё. Жулики в какашках.Поэтому мой нотариус и считается самым честным и самым добросовестным.Она хранит сделки в записях аж по 10лет на своём компе.

+1 / 0
Ответить
Цитировать
Марина

отличное решение многих проблем! Действительно прогрессивные технологии можно и нужно использовать. Наконец что то путевое придумали..Лишь бы прижился а не на бумаге остался этот закон.

+13 / 0
Ответить
Цитировать
Маргарита

Да, полностью с вами согласна, вот только жаль что поздно ввели этот закон. Я уже 4 года сужусь и не могу доказать факт мошенничества в натариальной конторе

+4 / 0
Ответить
Цитировать
Валерий

много благих намерений у нотариусов - это одно из них и, конечно, при правильном применении данного права, в случае наличия спора, это будет служить дополнительным доказательством. Сомневаюсь, что видеофиксация не скажется на стоимости нотариальных услуг и граждане дополнительно "раскошелятся" на "техническое исполнение". Примером может служить обязательное нотариальное удостоверение сделок с долями недвижимости - если раньше соглашение могли составить сами граждане и этого было достаточно, то теперь подсуетившиеся нотариусы в кризисный период жизни увеличили свой доход, увеличив очередь в нотариальных конторах, увеличив недоумение граждан...

+5 / 0
Ответить
Цитировать
Сакунова Юлия Александровна

Самое веселое, что продать долю без нотариуса нельзя, а подарить можно. В целом же считаю затею с видео бессмысленной, поскольку на камеру будут снимать только то, что должно быть снято. Недобросовестные действия останутся за кадром.

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Агапова Татьяна Владимировна

Сакунова Юлия АлександровнаПишет 16.02.2016 в 10:23
. Недобросовестные действия останутся за кадром.

Останутся они в кадре или за кадром зависит от лиц - участников сделки. иного нотариального действия. Рядовой обыватель и в настоящее время заредким исключением плохо информирован о способах защиты своих прав и охраняемых законом интересов. Если граждане будут настойчиво ТРЕБОВАТЬ исполнять закон в сфере гражданского оборота, а не просить нарушить закон в своих шкурных интересах, то и видеосъемка будет эффективным доказательством.

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Сакунова Юлия Александровна

Агапова Татьяна ВладимировнаПишет 16.02.2016 в 11:18
Если граждане будут настойчиво ТРЕБОВАТЬ исполнять закон в сфере гражданского оборота, а не просить нарушить закон в своих шкурных интересах, то и видеосъемка будет эффективным доказательством.

Браво, капитан очевидность.

+1 / 0
Ответить
Цитировать
Александр

Елена при Вашей достаточности тысячи остались без крова над головой, законы пишет не нотариус, он их исполняет, знать бы где Вы работаете, вопрос бы Вам задал как на базаре и в магах людей лапошат, а жко. чего то Вы не возмущаетесь, что банковские ставки грабительские, нотариус Вам виноват, привыкли на халяву. сейчас это не пройдет, почесать одно место платить надо. так что хотели свободы так и сопите теперь

+1 / 0
Ответить
Цитировать
Pelcig

Видеофиксация должна быть обоюдная, только тогда есть возможность, что то доказать.

+5 / 0
Ответить
Цитировать
Михаил

А если сами мошенники,отчуждая недвижимость,например у матери с двумя несовершеннолетними детьми будут записывать все действия на плёнку,включая "своего" нотариуса,а?

+4 / 0
Ответить
Цитировать
Сакунова Юлия Александровна

Зачем? Они выведут ее в коридор, расскажут все, что ей положено знать. Кроме того, нотариус не фиксирует передачу денег.

+1 / 0
Ответить
Цитировать
Александр

Действительно полезная вещ, этот закон. Но у нас есть хакеры. Они пролезут куда хочиш. Хоть в базу ЦРУ. А как и где они будут храниться? И как ответит натариус в случае пропажи видио? Интересно.

+3 / 0
Ответить
Цитировать
Сакунова Юлия Александровна

Нотариус никак не ответит. Храниться будут в нот. палате.

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Алевтина Петровна

Полная фигня,то что нужно будет в интересах нотариуса, то и будет на записи. За это тоже платят.Ведение записи это право , а не обязанность. Поэтому никакая нотариальная палата хранить не будет.Сам нотариус и будет хранить.А записывать будет то, что ему нужно. И так можно выставить неподкованного человека, что дурак дураком будет выглядеть.

+3 / 0
Ответить
Цитировать
Сакунова Юлия Александровна

Нотариус вряд ли будет хранить. Ему за это не платят. В остальной части согласна.

+1 / 0
Ответить
Цитировать
Александр

Согласен, что нотариусу это не нужно, это нужно правоохранительным органам аналогично тому, для чего нужен "Пакет Яровой".

+1 / 0
Ответить
Цитировать
Надежда

Все равно нотариусы будут делать свои темные делишки как и делали. У нас тоже "родственничек" брат моего мужа с нотариусом в 2009 г. обстряпал дельце по наследованию, в чем по пьяне в 2015 г. признался и сказал, что даже комар носа не подточит. Если мы обратимся в суд то ничего не докажем. Пропустив срок он заплатил нотариусу денег и получил 1/6 долю в общ. дол. собст-и. Почему мы знаем, что он пропустил срок да потому что подали заявление в самый последний день подачи на насле-о, а нотариус позвонил мужу через 2 нед. когда "родственничек" пришел и подал заявление. Зато теперь наглость 2-е счастье с нас за долю требует 600 т. р., когда данной доли красная цена 150 т. р.

+3 / 0
Ответить
Цитировать
Сергей

Спасибо, комментарий краткий и по существу понятный.

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Наталья
Наталья
17.02.2016, 11:27
Санкт-Петербург

Ну, наконец-то! Хоть можно будет доказать, что бабушка (дедушка), подписывая завещание, была в трезвом уме и твердой памяти, что нотариус все разъяснил и зачитал, и что беседовал с бабушкой один-на-один. И нахрапистые родственники не врывались в кабинет с криками: "Да что вы пожилого человека, изверги, мучаете своими вопросами? Вы же видите, что она ничего не понимает. Неужели нужно издеваться прежде чем, просто подписать бумажку?!" А еще наконец-то можно будет подать в суд на хамов, зачастую в открытую ругающихся матом и хлопающих дверью, вслух "хающих" нотариуса за некомпетентность, а иногда и распускающих руки, при этом умалчивающих, что нотариус не преступил закон. Аллилуя!

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Сакунова Юлия Александровна

Даже и не надейтесь. Все равно право на обращение в суд есть у каждого. И видеозапись не помеха. А всего лишь одно доказательство, не имеющее превалирующей силы.

+2 / 0
Ответить
Цитировать
Показать ещё комментарии (38)

Читайте также

16.07.2021, 15:50 Передать документ в другой город? Проще простого! Брат сделал это за час. Расстояние 2000 км. У Антона и Михаила умер отец. В наследство остались квартира и земельный участок. Так как Антон проживал в Мурманске, а папа в Самаре, сам мужчина не мог заняться оформлением своих наследственных ...
0 19
01.07.2021, 13:38 Микрофинансовый беспредел. Как защитить свои права заемщикам микрофинансовых организаций По материалам Юридической социальной сети: www.9111.ruНачиная с 90-х годов прошлого столетия МФО, также как и коллекторские агентства воспринимаются как полукриминальные структуры.
27 428
15.06.2021, 13:02 Служебные злоупотребления нотариусов, частных детективов и охранников. Конкретные примеры «Преступления по указанным статьям встречаются не часто, однако, потребность в разъяснениях очевидна» - сказал судья Верховного суда Евгений Рудаков, представлявший проект.
62 1 589
15.06.2021, 07:21 Завещанию верить: Новые нормы позволят сократить число споров из-за наследства Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников рекомендовал гражданам обращаться к нотариусу для оформления завещания. Это позволит
2 81
27.05.2021, 14:18 Госдума ввела штрафы за нарушения расчета оплаты услуг ЖКХ в частных домах Доброго времени суток, уважаемые подписчики и читатели юридического социального сайта 9111. ру!Тема коммунальных услуг является всегда актуальной, так как касается большинства граждан. Каждый ...
65 2 815
26.05.2021, 16:58 Принят закон об ответственности за нарушения при расчете оплаты "коммуналки" Госдума приняла закон, который устанавливает ответственность за нарушение порядка расчета оплаты коммунальных услуг в частных жилых домах.Речь о наказании для исполнителей коммунальных
1 69
07.04.2021, 12:17 Нотариус — это ваш друг, товарищ и брат Уже знаете, как заверять ксерокопии у нотариуса, если бумаги скоро будут изъяты или пропущены через шредер? Еще нотариус может (если захочет):допрашивать свидетелей;осматривать доказательства;...
0 37
16.03.2021, 20:04 Отказ нотариуса совершать нотариальное действие без оплаты услуг правового и технического характера Отказ нотариуса совершать нотариальное действие без оплаты услуг правового и технического характера является незаконнымВС РФ создал прецедент по вопросу о возможности взимания нотариусом платы ...
0 80