Sex sales: 10 рекламных слоганов, породивших скандалы
Краткое содержание :
Одна из аксиом рекламного бизнеса звучит как «Sex sales» или «Секс продает». Некоторые компании руководствуются этим правилом слишком буквально и привлекают к себе внимание не только покупателей, но и надзорных ведомств. И пусть говорят, что плохого PR не бывает, в российской юридической практике немало примеров того, как одна эпатажная фраза навлекала на рекламодателя изматывающие проверки, судебные тяжбы и огромные штрафы.
9111.ru вспомнил 10 российских рекламных кампаний, закончившихся скандалом из-за провокационных слоганов.
«Сосну в подарок»
Житель Новосибирской области в конце марта обратился в управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с просьбой проверить рекламный баннер местной строительной фирмы. Компания, которая оказывает услуги по отделке, строительству и проектированию деревянных домов, разместила на баннере жгучую брюнетку в чулках и новогоднем колпаке рядом с наряженной елочкой. «Сосну в подарок», - обещала реклама с уточнением, - «При заказе сруба до 31.01. 2016». Имелось в виду, что покупатель получит сруб из сосны бесплатно, если оформит заказ до окончания акции.
Определить, можно ли считать рекламу пристойной, УФАС предложило посетителям сайта — на странице управления проводят социологический опрос. В частности, спрашивается, есть ли в рекламе оскорбительные образы и можно ли размещать ее в общественных местах, где могут быть дети.
«пыль СОСУ ЗА КОПЕЙКИ»
За похожую шутку ниже пояса в свое время уже поплатилась сеть магазинов электроники «Эльдорадо». В 2004 году сразу в 60 российских городах появилась уличная реклама пылесосов со слоганом «Пыль сосу за копейки», при этом слово «пыль» было напечатано едва заметно, а остальные слова — контрастным цветом. Вызывающих картинок на билбордах не было, но текст сам по себе спровоцировал такую волну общественного возмущения, что уже спустя неделю кампанию прекратили в Нижнем Новгороде, Пскове, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Кое-где плакаты оставили, прикрыв текст наклейками со словом «Ой». В столице реклама красовалась еще долго, но текст на ней заменили на «облегченный» вариант: «Отдамся за копейки».
В тюрьму за того парня... 10 приговоров, сломавших жизнь невиновным
«Раздень жену! Утепли дом!»
Вологодское УФАС в ноябре 2015 года занялось проверкой рекламного щита рядом с ТЦ «Луч» на Ленинградской улице в Вологде. На нем была изображена женщина в нижнем белье на фоне слогана «Раздень жену! Утепли дом!»
Этот призыв смутил комиссию антимонопольного ведомства и был признан нарушением федерального закона «О рекламе». Рекламодатель плакат добровольно снял, поэтому обошлось без штрафа. Иначе он мог бы заплатить от двух до двух с половиной тысяч рублей.
«Ни *** себе, все людям!»
«Евросеть» под руководством эпатажного Евгения Чичваркина в начале 2000-х была одним из лидеров российского рынка провокационной рекламы. Правда, прием компания использовала один и тот же — матерные слова или намеки на них. В 2007 году сеть салонов мобильной связи прорекламировала новогоднюю акцию слоганом «Ни ху (вместо последней буквы — изображение красной шапочки) себе, все людям!»
После филологической экспертизы ФАС признала размещение этой рекламы в нескольких городах (в том числе, в Кирове и Нижнем Новгороде) нарушением закона о рекламе и Административного кодекса РФ. На компанию «Евросеть Нижний Новгород» были наложены несколько штрафов в размере от 100 до 300 тысяч рублей.
Миллион за пролитый кофе – 10 исков, обогативших потребителей
«И вдруг, ГЛЯДЬ, такая куртка!»
Еще одной неудачной попыткой спекуляции на бранных словах отличилась сеть гипермаркетов «Мегастиль», которая привлекла внимание петербургского УФАС в ноябре 2015 года.
На улицах Северной столицы появились билборды с надписью «И вдруг, ГЛЯДЬ, такая куртка!», явно играющей на созвучности слов. Сначала фотографии слогана разлетелись по соцсетям, а потом рекламной кампанией заинтересовался известный поборник нравственности депутат Виталий Милонов. Он направил в антимонопольное ведомство просьбу проверить слоган на соответствие требованиям приличий.
На заседании Общественного совета по рекламе звучали голоса за и против, кто-то даже привел в пример слова Пушкина из «Сказки о царе Салтане»: «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет». Но большинство согласилось с тем, что графически выделенное слово «глядь» в центре билборда навевает нехорошие ассоциации.
«По итогам обсуждения было решено рекомендовать рекламораспространителям впредь не размещать на улицах города рекламу, которая может вызвать ассоциации с нецензурной бранью», - отчитались в УФАС.
«Я дала твоему соседу... бесплатно»
В 2012 году Красноярское УФАС заинтересовалось рекламной кампанией местной мультисервисной сети «MAXIMA». На плакате симпатичная девушка смотрит на зрителя поверх очков, а рядом с ней красуется фраза «Я дала твоему соседу... бесплатно... Хочешь дам тебе? Звони!». Между словами «соседу» и «бесплатно» блеклым мелким шрифтом набрано «месяц интернета и кабельного TV».
17 из 21 члена Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России проголосовали за то, чтобы признать рекламу непристойной.
Любопытно, что точно такая же реклама спустя три года появилась в Томске, только принадлежала она клининговой компании и звучала как «Я дала твоему соседу скидку 10%». На нее тоже пожаловались в УФАС, и дело кончилось похожим образом — экспертная комиссия признала рекламу непристойной и потребовала от предпринимателя прекратить ее распространение.
«Легко даю»
Сыграть на двусмысленности не удалось и красноярской микрокредитной организации, которая пыталась привлечь клиентов слоганом «Легко даю». Текст на уличном баннере сопровождался изображением привлекательной блондинки, по видимому, олицетворяющей щедрость кредиторов.
Жалобу в УФАС подала местная жительница, напротив дома которой был установлен рекламный щит. Экспертный совет по рекламе признал баннер непристойным. Хотя компания «ЯР/Кредит» и демонтировала его сразу после получения предписания, административное дело все же было заведено. Исход его рассмотрения неизвестен, но предпринимателям грозил штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
«Водку в глотку, *** — в пилотку»
Смоленскому ночному клубу «Hollywood & DJ-Бар Vegas» пришлось отменить вечеринку 18 марта 2016 года из-за скандальной рекламы в социальных сетях. Заведение распространило в интернете постер, где на фоне слогана «Водку в глотку, *** — в пилотку» изображены две девушки в алых пилотках. Мелким шрифтом внизу набрана информация об акции по обмену женского нижнего белья на алкоголь у барной стойки. Но ее, кажется, никто не заметил — столь сильное внимание привлек основной текст.
Хотя на улицах и в СМИ эта реклама не появлялась, а только в Twitter, УФАС провело проверку и инициировало дело об административном нарушении.
«Он у тебя такоооой»
Чуть реже в непристойной рекламе встречаются образы, связанные с мужской сексуальностью. Например, иркутская компания «Нептун» несколько раз оказывалась в центре скандала из-за рекламы бетона на радио и уличных баннерах. Слоганы «Твердеет прямо на глазах» и «Он у тебя такоооой», сопровожденные изображениями восхищенной женщины, комиссия местного УФАС сочла нарушением законодательства о рекламе.
Представители компании пытались убедить антимонопольщиков, что твердость — это лишь характеристика бетона, а визуальный ряд связан с тем, что практически 40% покупателей бетона – это женщины.
Предписание убрать рекламу со всех носителей и административное дело, грозящее штрафом до полумиллиона рублей, так возмутили владельца компании «Нептун», что, по данным СМИ, он по телефону угрожал закатать работников УФАС в свою продукцию. Произошло это в начале февраля 2016 года.
10 кошмарных случаев из практики коллекторов
«Устанавливаем, чтобы стояло!»
Стоматологическая клиника Челябинска поплатилась за неудачную рекламу акции по установке искусственных зубов. На улицах города появились билборды «Имп... ция. Устанавливаем, чтобы стояло!» При этом пропущенные буквы в слове были заменены изображениями корон (по созвучию с коронками, очевидно).
В ответ на претензию УФАС стоматологи объяснили, что зашифровано в слогане слово «имплантация», а речь идет только о зубах. Этот довод антимонопольщиков не убедил, и дело отправилось в арбитражный суд, который в июне 2015 года признал рекламу ненадлежащей и вводящей людей в заблуждение относительно услуг клиники. Каламбур обошелся клинике в 100 тысяч рублей.
Какой из этих слоганов Вы считаете неприемлемым (можно выбрать несколько вариантов)?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты