Начало моей арбитражной практики. Спасение техникума!
В Уфе с 2009 года пришлось мне поработать на полставки юристом в испытывающем ...
«Древний» устав юрлица позволил выиграть первую инстанцию в арбитражном суде!
До 01.07.2012 года юридические лица обязаны были переоформить право постоянного ...
Абсурд в суде: управляющая компания требовала ремонт… не имея отношения к дому
Недавно мне довелось участвовать в довольно необычном деле в Арбитражном суде ...
Когда подписанные акты не спасут: почему подрядчик остался без оплаты за «лишние» работы
Недавнее дело из практики Арбитражного суда Московского округа вновь напомнило участникам строительного рынка: даже подпись заказчика под актами КС-2 и КС-3 не гарантирует оплату дополнительных работ,...
Как обжаловать решение Арбитражного суда 1-й инстанции
Решение Арбитражного суда первой инстанции может быть вами обжаловано в Арбитражный ...
01:17
5 ошибок генподрядчика, которые приводят к суду с заказчиком. Как избежать исков
Частые суды с заказчиком? Разбираем 5 критических ошибок генподрядчиков в строительстве, которые ...
«Роснано» против Чубайса: арестовать бы его раньше… лет на десять
Арбитражный суд Москвы, наконец-то, пробудился от многолетней спячки и срочно ...
"Установление требований кредиторов в делах о банкротстве в 2025 году"
Согласно данным Единого федерального реестра банкротств, в 2024–2025 годах ...
Свежая связка по арбитражу трафика. Ноябрь.
СВЯЗКА ИЗ КАНАЛА MONEY GOЧто нам понадобится?TikTokнарезки из сериала / фильмателеграмм аккаунт без спамблока.Первым делом находим сериал / фильм в пацанской тематике, например "Волк с Уолл Стрит",...
Дискриминация женщин в юриспруденции: как доказать, что ты не «секретарша»?
Дискриминация женщин в юриспруденции: как доказать, что ты не «секретарша»?Работая юристом, женщина может столкнуться с интересным феноменом: чем лучше ты знаешь законы, тем больше окружающие люди не верят,...
Арбитражные разбирательства против брокерских компаний
Арбитражные разбирательства против брокерских компаний: особенности и рекомендацииИнвестиции ...
Когда нужно обращаться за юридической консультацией
Когда нужно обращаться за юридической консультациейВ жизни часто возникают ...
Обжалование принятых обеспечительных мер в арбитражном процессе
Добрый день, уважаемые адвокаты, юристы, пользователи 9111.ru!Хотела с вами ...
📈 Как выбрать надежного брокера для торговли акциями и избежать мошенников?
Выбор брокера — ключевой шаг для успешного инвестирования. Как не попасть на мошенников ...
Вспомним 2023: Самые громкие судебные дела года в России
2023 год принес множество значимых и резонансных судебных дел в России, которые ...
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А-32-28211/2012
15 января 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 января 2013 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Стандарт Пластик юг»,
г. Краснодар (ИНН 2311119997, ОГРН 1092311005478),
к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля
Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113),
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к
административной ответственности от 15.08.2011 № 1.11/910П-2,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Костенко О.В. – доверенность от 17.08.2012 № 23АА1008605, Петрухин С.Д.
– директор (паспорт - Отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Западном округе г.
Краснодара выдан 19.03.2009),
от заинтересованных лиц: Лысенко Е.А. – доверенность от 14.08.2012 № 42-6019/12-07.1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Стандарт Пластик юг»,
г. Краснодар (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и
государственного экологического контроля Краснодарского края, г. Краснодар (далее –
административный орган) от 15.08.2011 № 1.11/910П-2 о привлечении к
административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Представители заявителя в судебном заседании настаивали на удовлетворении
заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в заявлении. Так указали, что
административным органом не доказан факт наличия в действиях общества состава
правонарушения.
Заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на
обжалование постановления от 15.08.2011 № 1.11/912П-2.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на
обжалование постановления от 15.08.2011 № 1.11/912П-2 судом рассмотрено и
лист 2 Решения от 15.01.2013 по делу № А-32-28211/2012
.
удовлетворено. Причины пропуска процессуального срока на обжалование постановления
судом признаны уважительными.
Представитель административного органа в судебном заседании против
удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве,
в котором указал, что оспариваемое заявителем постановление является законным и
обоснованным, процедура привлечения общества к административной ответственности
административным органом не нарушена.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные
доказательства, пришел к следующему выводу.
Заявитель является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании
Устава общества.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Прикубанского округа г. Краснодара
рассмотрен материал проверки природоохранного законодательства в деятельности
общества.
В ходе проведенной проверки было установлено, что согласно представленным
расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года –
1 квартал 2011 года предприятие за вышеуказанный период накапливало (размещало)
отходы с 1 по 4 класс опасности: аккумуляторы свинцовые отработанные (2-ой класс
опасности), обтирочный материал, загрязненный маслами (3-й класс опасности),
покрышки отработанные (4-й класс опасности), мусор от бытовых помещений (4-й класс
опасности).
В 4 квартале 2010 года общество осуществило плату за негативное воздействие на
окружающую среду в части сверхлимитного размещения (накопления) опасных отходов в
сумме 853,89 руб., в 1 квартале 2011 года осуществило плату за негативное воздействие на
окружающую среду в части сверхлимитного размещения (накопления) опасных отходов в
сумме 1246,84 руб.
Обществом на момент проведения проверки не представлены паспорта опасных
отходов, отсутствуют данные о должностных лицах, прошедших обучение на право
обращения с отходами.
По результатам проверки прокуратурой было вынесено постановление о
возбуждении дела об административном правонарушении от 07.07.2012, материалы
проверки направлены в административный орган для рассмотрения по существу.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление
от 15.08.2012 № 1.11/910П-2 о привлечении общества к административной
ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях и назначил административное наказание в виде штрафа в размере
20 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа,
что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном
планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-
строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции,
вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений,
сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух
тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических
лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или
бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании,
технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении,
лист 3 Решения от 15.01.2013 по делу № А-32-28211/2012
.
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий,
сооружений или иных объектов.
В силу Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(далее - Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в
эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и
иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на
окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны
окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Закона № 7-ФЗ руководители организаций и
специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и
иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на
окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и
экологической безопасности.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в
процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны
подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов
I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих
отходов, оценки их опасности.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV
класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении
к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств,
послуживших основанием для привлечения к административной ответственности,
возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В ходе проведенной проверки было установлено, что общество осуществляет
хозяйственную деятельность в сфере оптово-розничной торговли в помещениях и на
территории, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Тополиная, 36.
В ходе проведенной проверки было установлено, что согласно представленным
расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года –
1 квартал 2011 года предприятие за вышеуказанный период накапливало (размещало)
отходы с 1 по 4 класс опасности: аккумуляторы свинцовые отработанные (2-ой класс
опасности), обтирочный материал, загрязненный маслами (3-й класс опасности),
покрышки отработанные (4-й класс опасности), мусор от бытовых помещений (4-й класс
опасности).
В 4 квартале 2010 года общество осуществило плату за негативное воздействие на
окружающую среду в части сверхлимитного размещения (накопления) опасных отходов в
сумме 853,89 руб., в 1 квартале 2011 года осуществило плату за негативное воздействие на
окружающую среду в части сверхлимитного размещения (накопления) опасных отходов в
сумме 1246,84 руб.
Обществом на момент проведения проверки не представлены паспорта опасных
отходов, отсутствуют данные о должностных лицах, прошедших обучение на право
обращения с отходами.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях
общества нарушений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления». Однако, ответственность за указанные нарушения
лист 4 Решения от 15.01.2013 по делу № А-32-28211/2012
.
предусмотрена статьей 8.2, а не 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, судом установлено, что в деяниях заявителя
отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов
(должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной
ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам
обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на
основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется
протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и
место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и
потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и
событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона
субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную
ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического
лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено
дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях при составлении протокола об административном
правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также
иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности,
предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна
быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном
правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по
содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица,
или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется
производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в
установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в
их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется
лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления
указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми
материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства
и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными
процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
лист 5 Решения от 15.01.2013 по делу № А-32-28211/2012
.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с
участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в
случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени
рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения
дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном
правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в
отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В
отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если
имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если
от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо
если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при
рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе
рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было
ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок
составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд
гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об
административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что
суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о
привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение
положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено
дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может
являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения
административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46
«О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной
практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при
рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о
привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли
приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения
лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
либо его законного представителя о составлении протокола об административном
правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами,
предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
В целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное
лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом
юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях).
лист 6 Решения от 15.01.2013 по делу № А-32-28211/2012
.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является
закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического
лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала
или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не
может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном
правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще
извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к
участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента
составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми
процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство,
включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по
содержанию протокола.
Из материалов дела следует, что постановление прокуратуры от 07.07.2012 вынесено
в присутствии законного представителя общества – директора Петрухина С.Д., что
подтверждается его подписью.
Определением от 01.08.2012 № 1.11/910П-1 назначена дата время и место
рассмотрения административного дела на 15.08.2012. Указанное определение получено
обществом по почте 09.08.2012, что подтверждается почтовым уведомлением.
Постановление по делу об административном правонарушении от 15.08.2012
№ 1.11/910П-2 вынесено в отсутствии представителя общества, уведомленного
надлежащим образом.
Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения к
административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает постановление административного
органа от 15.08.2011 № 1.11/910П-2 подлежащим отмене в виду отсутствия в действиях
общества состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании
решения административного органа о привлечении к административной ответственности
арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не
соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной
ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое
решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд
принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения
полностью или в части либо об изменении решения.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении
к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление №1.11/910П-2 от 15.08.2011 о
назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
вынесенное Департаментом природных ресурсов и государственного экологического
контроля Краснодарского края, г. Краснодар о привлечении к административной
ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Стандарт