Рассказ Петрушевской о Тане и Глюке обвинили в пропаганде наркотиков

Общественный совет при Красноярской митрополии обвинил писательницу Людмилу Петрушевскую в пропаганде наркотиков в одном из рассказов для детей. Об этом сообщили в пресс-службе епархии. Отмечается, что рассказ «Глюк», о котором идет речь, входит в сборник произведений «Юношеская библиотека» из программы внеклассного чтения в школе.
В произведении автор рассказывает о девочке Тане, которая пробует некие таблетки на дискотеке. После этого к героине является персонаж Глюк. Он исполняет желания Тани до того момента, как она просит кому-нибудь помочь. Сборник, в который вошел рассказ, предназначен для детей старше 12 лет.
Председатель общественной организации «Фонд Победы» Дмитрий Атаев назвал рассказ «апофеозом безумия». Он заявил, что такая литература опасна для психики школьников. «Эта литература — пропаганда эгоизма и наркотиков. Она навязывает молодому поколению весьма сомнительные ценности: деньги, псевдоуспешность, популярность у сверстников любой ценой», - отметил Атаев.
Ректор Красноярского педагогического института Валерий Ковалевский намерен дать экспертную оценку рассказу Петрушевской, а затем направить ее в Министерство образования России.
Людмила Петрушевская стала известна благодаря серии рассказов о поросенке Петре.
Лично я не читал этот рассказ. Однако, для того, чтобы объективно говорить о том, содержится ли в нем пропаганда наркотиков, нужно:
- во-первых, исключить субъективные мнения неспециалистов в этой области, особенно, мнения представителей различных конфессий, поскольку их мнения искажены изначально тем, что имеют некий религиозный окрас.
- во-вторых, поручить экспертной группе дать соответствующую оценку. Одно лишь упоминание про какие-либо таблетки, в том числе про наркотики, еще не говорит о том, что произведение может быть направлено на пропаганду наркотиков. Нужно вникать в смысл этого произведения.
Если уж изначально его включили в программу внеклассного чтения, то наверное, перед тем как включать туда тоже руководствовались какими-либо соображениями и делалось это явно не в целях пропаганды наркотиков.
Прокуратура в данном случае может взять этот вопрос на свой контроль. Провести необходимые мероприятия, в том числе по организации экспертизы текста. И в дальнейшем, при необходимости, инициировать процедуру исключения книги из программы.
Как всегда, благими намерениями..
Формально, цель этого опуса - борьба с наркотиками, однако, какая-то уж больно вялая, на выходе результат явно будет прямо противоположным. Не говоря уже о полном отсутствии в этом "произведении" хоть какой-нибудь художественной ценности.
Если интересно, то вот ссылка:
docs.google.com
Есть определенные художественные приемы написания рассказов..Рассказ - это художественное произведение, состоит из нескольких композиционных частей - завязка, развитие событий, развязка -кульминация. Как и любое произведение, оно адресовано читателю, который делает для себя определенные выводы от прочтения. Естественно, что рассказы пишутся на таком языке, который доступен к пониманию этим читателем, то есть адресованы определенному кругу читателей.
Скорее всего, как раз "язык" написания рассказа Петрушевской доступен к пониманию подростка с учетом его круга общения. Видимо доступность понимания, упрощенный язык и стал основой для рекомендации рассказов для прочтения подростками.
Но поскольку рассказы все же были прочитаны и взрослыми людьми (родителями детей), то проявилась соответствующие вопросы вообще по теме написания. А нужно ли знать что-то подросткам о "таблетках", как упоминание о них в рассказе скажется на ребенке, его психике...
Думаю, экспертиза все-таки нужна. Но вопрос, насколько объективно она будет проведена.
Мое мнение. что дело даже не в упоминании "таблеток" как наркотиков, а в художественной ценности данных рассказов. Чехов тоже писал рассказы, о глупых людях, например. Но это не значит что он занимался пропагандой глупости. Любое художественное произведение несет в себе смысловую нагрузку, чему-то учит. Вот это и нужно устанавливать путем экспертизы - чему научат рассказы данного писателя детей.
Полностью согласен. Но самое страшное, на мой взгляд, в другом. В том, что несовершеннолетние "герои" рассказа курят траву, пьют пиво и водку, еще и шприцы потом появляются, и это все в порядке вещей, все так и надо. При этом отношение автора ко всему происходящему снисходительно-толерантное.
В соседней теме обсуждался вопрос блокировки порносайтов и их опасность для детей. Как мне кажется, один такой рассказик гораздо опаснее всех порносайтов вместе взятых.
Здесь возможно наложение административного штрафа и конфискации рекламной продукции.То есть рассказов.
На основании данной статьи.
В первом чтении приняты поправки к статье 228 УК РФ, предполагается дополнить ее частью 5, которая предусматривает уголовную ответственность за пропаганду или рекламу наркотических средств. С учетом того, что этот вопрос курирует лично президент, велика вероятность того, что законопроект будет принят.
Для определения того, есть ли состав ст. 6.13 КоАП РФ, где предусмотрена ответственность за пропаганду наркотиков, требуется проверка со стороны правоохранительных органов. Протокол по ст. 6.13 КоАП РФ полномочны оформлять должностные лица ОВД (ст. 28.3 КоАП РФ). Именно туда, а не к ректору или в Министерство образования стоит обращаться по такому вопросу. Хотя если Министерство подтвердит заключением, что в тексте произведения есть такая пропаганда, это может быть поводом обращения в ОВД. Однако в ходе проведения проверки по вопросу наличия состава ст. 6.13 КоАП РФ все равно может потребоваться назначение экспертизы.
Поскольку оценка текста рассказа требует наличия специальных познаний в вопросе того, есть ли в нем пропаганда наркотиков или нет, утверждения Общественного совета при Красноярской митрополии представляются преждевременными. Ведь, если это не подтвердится, писательница вправе обратиться в правоохранительные органы по факту клеветы (ст. 128.1 УК РФ), требовать возмещения вреда по ст. 152 ГК РФ.
Несколько перлов из этого "шедевра":
...Вчера они с Анькой и Ольгой на дискотеке попробовали таблетки, которые принес Никола от своего знакомого. Одна таблетка теперь лежала про запас в косметичке...
...Марья поэтому поставила тебе парашу....
...А Сережка действительно любит выпить, а на Таню даже и не глядит. Он, как говорится, «лазит» с Катей. Когда их класс ездил в Питер, Сережка так нахрюкался на обратном пути в поезде, что утром его не могли разбудить...
...Мать тоже базарит так же. Они с отцом кричат на меня, как больные...
...Жалко, что не подумала сказать «чтобы всегда была еда». Надо было добавить «и пиво»...
...Денег только не было, но Таня их брала иногда у папы из кармана. Мамина заначка тоже была хорошо известна. От детей ничего не спрячешь...
...Пусть я буду сидеть в своем доме, с полным холодильником (чипсы, пиво, горячая пицца, гамбургеры, сосиски, жареная курица...
...Потребовалось еще мороженое, пиво, Сережка попросил водки, мальчики сигарет...
...Антон спросил на ухо, нет ли травки покурить, Таня принесла папироски с травой, потом Сережка заплетающимся языком сказал, что есть такая страна, где свободно можно купить любой наркотик, и Таня ответила, что именно здесь такая страна, и принесла полно шприцов...
Думаю, достаточно. Дальше еще постельная сцена и какие-то трупы. Очень полезное и нужное чтиво для школьников. При этом собираются убрать Достоевского из школьной программы, мол, слишком сложно.