ГД одобрила проект закона об уголовной ответственности для организаторов «групп смерти»

Государственная дума России одобрила в базовом чтении проект закона о введении уголовной ответственности за склонение к суициду через интернет. В том числе речь идет о так называемых «группах смерти» в социальных сетях.
Поправки, внесенные вице-спикером Ириной Яровой, предполагают ужесточение наказания за уже существующие уголовные статьи, а также внесение в УК новых составов преступлений. Речь идет о склонении к совершению самоубийства, содействии в его совершении, а также организации деятельности, сопряженной с побуждением к совершению суицида.
Законопроект предусматривает наказание в виде четырех лет лишения свободы за склонение к самоубийству. За создание «групп смерти» виновного будут лишать свободы на срок до шести лет. Также в документе прописаны случаи, когда будет наступать повышенная ответственность. Так, склонение к суициду несовершеннолетних, беременных, беспомощных, двух или более лиц, а также склонение, совершенное группой лиц, действующих по предварительному сговору, может грозить нарушителю наказанием в виде восьми лет лишения свободы.
Помимо указанного, проект предусматривает ответственность за склонение детей к опасной деятельности, такой как «руфинг» и «зацепинг».
Весьма правильные изменения в Уголовный кодекс. Они соответствуют времени, тем отношениям которые складываются сейчас. Не секрет, что подростки сегодня достаточно активно используют интернет, в том числе социальные сети. При этом, у многих из них еще не окрепла психика, они не могут самостоятельно принимать решения, что создает условия для манипуляции их поведением. Однако, до настоящего времени, уголовная ответственность за создание "групп смерти" и "агитацию" к самоубийству отсутствовала в Уголовном кодексе. Таким образом, в и без того сложной ситуации, когда правоохранительным органам не всегда удается поймать организаторов этих групп, действия полицейских могли оказаться бесполезными, т.к. даже в случае установления личностей тех, кто склоняет к самоубийствам, они могли избежать уголовной ответственности по причине отсутствия в их действиях состава преступления. Теперь же, после того как закон вступит в силу, проблема с формальностями будет решена.
Пока законом установлена ответственность за доведение до самоубийства - по ст. 110 УК РФ предусмотрена мера наказания в виде лишение свободы до 3 лет. то есть мера наказания не соответствует тяжести последствий а значит общественной опасности противоправных деяний. При этом по отношению к последствиям форма вины - неосторожность. То есть виновное лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
При склонении к суициду, лицо действует фактически умышленно, оно допускает наступление тех последствий, на которые рассчитаны его действия. Именно поэтому, необходимо говорить не только об установлении, но и об усилении ответственности за данные преступления.
Объектом преступления являются зачастую наиболее незащищенные граждане - дети, инвалиды, женщины..Общество, конечно же, должно встать на их защиту в данной ситуации. Тем более, так называемые "группы смерти" фактически пользуются пробелами в законодательстве, и действуют целенаправленно через социальные сети.
Проект Федерального закона N 118634-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению" предусматривает появление в УК РФ сразу трех новых составов преступлений:
Таким образом, решается существующая на данный момент проблема привлечения к ответственности так называемых организаторов групп смерти в соц. сетях, т.к. их действия не охватываются ст. 110 УК РФ. Но с другой стороны, эти действия представляют общественную опасность.
Минусом проекта можно назвать, что при применении на практике этих предлагаемых составов может возникнуть проблема с их разграничением, т.к. они содержат и общие элементы. Формулировка этих статей и вопрос о целесообразности принятия их всех может быть решен при рассмотрении этого проекта в последующих чтениях. Возможно авторы проекта уточнят, кто может быть субъектом каждого из предлагаемых им составов преступлений и как они соотносятся между собой, могут ли образовывать совокупность преступлений или же среди них есть общие и специальные составы.