Откуда взялись религиозные праздники и обряды

0 комментариев

В каждой современной религии имеется большое количество различных обрядов и праздников. Религия учит, что эти праздники и обряды имеют божественное происхождение, установлены самим богом или его посланниками на земле, что появились они в том самом виде, и каком существуют сейчас, совершенно не изменившись за многие столетия.

На самом деле все это не так. Религиозные обряды и праздники имеют вовсе не небесное происхождение. Они установлены не богом, а самими людьми. Истоки большинства праздников и обрядов лежат в наивных верованиях первобытных народов.

Жизнь первобытных людей была очень сурова и трудна. Беспомощные, безоружные в борьбе с природой, наши далекие предки находились под гнетом ее стихийных сил. Люди не знали, что принесет им завтрашний день, ожидали его с тревогой и страхом.

Мог ли человек в то время успешно бороться с силами природы, если не знал ее законов, не понимал причин тех явлений, с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу? Он не знал, почему день сменяется ночью, почему гремит гром и сверкает молния, отчего наступают холода и возникают лесные пожары.

Непонимание причин этих и многих других явлений, бессилие и страх первобытного человека перед силами природы породили в его сознании представление о том, что в мире существуют какие-то таинственные, могущественные силы, которые управляют всей земной жизнью, и от этих сил зависит благополучие людей. Позднее наши предки наделили эти силы душой, уподобили их человеку, поверив, что путем особых, колдовских действий их можно задобрить, умилостивить, расположить к себе. Для этой цели они совершали различные магические действия, произносили заклинания, делали жертвоприношения своим могущественным покровителям. Человек обращался к духам, веря, что этим он спасает свою жизнь, свое хозяйство от недобрых действий сверхъестественных сил.

Особенно важным, как полагали древние люди, было задобрить всесильных духов в дни, связанные с определенными важными хозяйственными моментами в жизни человека — ведь от них зависело все их дальнейшее существование. Для скотоводческих племен большое значение имело время выгона скота в поле, перевода животных с одного пастбища на другое, рождения молодняка. У земледельцев решающими были дни пахоты, сева, уборки урожая. А в жизни охотников большую роль играло время их выхода на охоту. Перед этими важнейшими в жизни древних людей событиями они коллективно обращались к своим духам-богам с просьбами, заклинаниями, совершали жертвоприношения, пытаясь заручиться их поддержкой в хозяйственных делах. Постепенно все эти действия люди стали повторять из года в год в одно и то же время, так как большинство хозяйственных работ имело сезонный характер. Дни коллективного обращения к могущественным духам постепенно выделялись из массы обычных дней и со временем превратились в религиозные праздники.

Христианская религия заимствовала многие праздники и обряды из религий первобытных народов. Конечно, они были подвергнуты значительной переработке, получили новое содержание, новое толкование. Христианские праздники и обряды стали связываться с именами Христа, богородицы, разных святых угодников. Но как бы ни видоизменились праздники наших далеких предков в христианской религии, почти в каждом из них можно найти черты, сохранившиеся от верований первобытных людей.

Что, например, представляет собой такой широко почитаемый верующими праздник, как Ильин день?

Служители церкви утверждают, что это «истинно христианский праздник». Но это не так. Сам «пророк» Илья заимствован христианами из религий древних еврейских племен, которые почитали божество, называвшееся у них просто Эл или Ил, то есть бог. Когда евреи стали почитать единого бога Яхве, этот Ил занял в их верованиях место подчиненного Яхве. К его имени прибавили букву «я», и получился «Илия». От евреев почитание пророка Ильи и перешло впоследствии к христианам.

Заимствовали христиане у древних народов и других богов, а вместе с ними и праздники в честь этих небесных покровителей. И Николин день, и праздник святого Георгия, и день святого Пантелеймона-целителя, и другие христианские праздники представляют собой видоизмененные, переработанные, по-новому истолкованные празднества древних людей, наших далеких предков.

Следы древних верований можно обнаружить и во всем известных обрядах современных религий.

Что, например, представляет собой молитва верующих людей?

Оказывается, это всего лишь видоизмененная форма тех самых магических заклинаний первобытного человека, с которыми он обращался к своим всесильным духам-богам. Древние люди, не зная, откуда взялась человеческая речь и вообще человеческое сознание, и почему речью обладают только люди, придавали слову особую — колдовскую — силу. Они верили, что определенные слова, которые сопровождаются определенными действиями, могут воздействовать на духов, повлиять на них, помочь добиться от могущественных владык природы содействия в нужном деле. В современных церковных наставлениях указывается, что назначение молитвы — просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния. Но ведь то же самое назначение имели и заклинания первобытных людей!

Сохранилось в христианской религии и представление древнего человека о том, что молитва приобретает особую силу, если ее повторять много раз подряд. А некоторые действия, которыми сопровождаются молитвы, — коленопреклонение, воздевание рук и т. п. — христиане переняли у древних египтян — язычников. Пережитком верования древних народов являются и такие обряды, как целование икон.

В основе всех религиозных праздников и обрядов лежит прежде всего идея смирения, слепой покорности судьбе, терпения. Это полностью соответствует интересам церкви, всегда отражающей интересы эксплуататорских классов (сегодня таким классом является буржуазия). Церковь убеждает верующих, что человек — существо греховное, от природы ничтожное, это «жалкий червь» — «песчинка» перед богом. Лишь посредством страданий и лишений, терпения и смирения человек может вымолить себе место в «царстве божьем», «за гробом». Получается, что во всех бедствиях народных, в нищете и бесправии, виноваты не эксплуататоры, не капиталисты и их правительства, а сами трудящиеся, с их «грехами». Вина действительно виноватых перекладывается на невиновных, грабителя — на ограбленных. Чего же может быть лучше для эксплуататоров, живущих за счет чужого труда? Вот поэтому капиталисты, как и прежние эксплуататоры — рабовладельцы и феодалы-помещики, поддерживали и будут поддерживать религию в любой ее форме, потому что она помогаем им сохранять свое господство в обществе, держать миллионы людей в своем подчинении.

В дни религиозных праздников с церковных амвонов особенно усиленно проповедуется еще одна крайне выгодная всем эксплуататорам идея — идея всеобщей любви и классового мира. «Все люди — братья», — провозглашают служители церкви.

Но может ли быть братом капиталисту рабочий, который гнет спину на своего хозяина, получая за это жалкие гроши? Может ли быть братом помещику безземельный крестьянин, от зари до зари работающий на него?

Если ты действительно брат, делись с рабочим и крестьянином всем, что имеешь, поровну, работай с ним наравне от зари до зари. Тогда ты будешь настоящим братом. А когда одни прожигают жизнь на роскошных яхтах и в куршавелях, а другим за счастье иметь на столе макароны с постным маслом, это не братская любовь, а классовая борьба. Это классовая ненависть эксплуататоров к эксплуатируемым — к тем, кого они обирают и за чей счет живут.

Подобные проповеди о классовом мире имеют одну цель: отвлечь трудящихся от классовой борьбы, от всяких попыток изменить несправедливый общественный строй, не дать бедным и угнетенным возможность разогнуть спину и ощутить себя людьми.

Как и всякая религия, все ее проявления, в том числе религиозные праздники и обряды, приносят большой вред, обезоруживая людей, не позволяя им сопротивляться своим угнетателям. В дни религиозных праздников духовенство вновь и вновь внушает верующим, что всякая борьба за лучшую жизнь в этом мире бесплодна, так как все находится во власти всевышнего. Попы убеждают верующих, что люди должны не бороться за лучшее будущее на земле, а ждать божьей милости, когда бог сам сподобится устроить им лучшую жизнь, а если не сподобится, то так тому и быть — бог лучше знает, кого любить, а кого миловать.

Только лучшая жизнь вот так с ожиданием божьего чуда никогда не произойдет, если люди сами не станут решать свои проблемы, если они сами не побеспокоятся о себе, не дожидаясь милости божьей. Как это делается, известно — наши деды и прадеды наглядно это показали почти сто лет назад. Осталось теперь только их внукам и правнукам — нам с вами — навести порядок в своей голове, крепко осознав, что собственную жизнь мы строим сами каждым своим действием и каждым своим поступком. И если сегодня мы идем в церковь молиться вместо того, чтобы скинуть со своей шеи всех этих паразитов, значит горя на наши плечи ляжет еще немало.

О.В.

Подробнее ➤

Подписаться
Донаты ₽

Дональд Трамп делится фотографией. И кем заменить диких "суперспециалистов"

И это все на фоне возможного заезда диких банд...,пардон, "трудовых мигрантов" из Афганистана в Россию. Слышу всхлипывания жадных, неисправимо вороватых чиновников и олигархов - дескать работать некому...

«Женщине из 100 тысяч 90 надо отдать на храм», – заявил священник РПЦ. Он прав?

В суровые капиталистические времена, когда деньги практически канонизированы и возведены в ранг святыни, особенно тяжко приходится труженикам рабского словесного труда, которые ни черта не производят,
00:48
Поделитесь этим видео

Война против Капитализма! Истинный Бог!

Начиная с Исуса Христа 300 летнего гонения Христиан, Византийского варварского разграбления и на настоящее время заканчивая Украиной. Раскольники и другие слуги Сатаны, хотят убить веру и любовь,...

Дональд Трамп делится фотографией. И кем заменить диких "суперспециалистов"

И это все на фоне возможного заезда диких банд...,пардон, "трудовых мигрантов" из Афганистана в Россию. Слышу всхлипывания жадных, неисправимо вороватых чиновников и олигархов - дескать работать некому...

Почему прощать не значит забывать?

Гнев — естественная эмоция. Религиозные учения часто призывают нас прощать, но это не значит, что нужно подавлять свои чувства или притворяться, что ничего не произошло. Психологи утверждают:...

Как религиозные практики возвращают смысл, когда кажется, что сил нет

Многие люди отмечают, что в периоды сильного напряжения им помогает не только отдых или поддержка близких, но и религиозные практики. Психологи давно изучают этот феномен — и находят вполне объяснимые механизмы,...

Удивляться или нет?

Командировала мужа в магазин. И принёс муж покупки. В числе прочего...вот что: Вы же знаете ...

🪐 Астрология. Саде-Сати. Часть 3. Главные уроки. Почему рушится привычный мир...🌏

🌑 Уроки Сатурна зависят от того этапа, в котором находится человек. 1️⃣ Первый этап — Сатурн в 12-м доме от Луны (первые 2,5 года). Это начало пути, когда Сатурн словно гасит привычный свет и погружает в туман.