Социализм (1 часть)

3 дочитывания
4 комментария

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, но­вый, высший тип государства, созданный Великой Октябрьской социалистической рево­люцией, принципиально отличный от всех современных и существовавших ранее типов и форм государства, являющихся эксплуататорскими государствами. Вопрос о сущ­ности, формах, происхождении и развитии социалистического государства разработан в трудах классиков марк­сизма-ленинизма — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Развитие учения марксизма-ленинизма о социалистическом государстве. Открытие Марксом законов общественного развития сде­лало впервые возможным точное, подлинно научное объяснение сущности и происхожде­ния государства. Уже в «Немецкой идеоло­гии» (1845—46 гг.) Маркс и Энгельс указывали, что «государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствую­щему классу, проводят свои общие интересы и в которой концентрируется… всё граждан­ское общество данной эпохи» (Маркс и Энгельс, Соч., том IV, страница 53).

В ряде своих трудов Маркс и Энгельс устано­вили, что, вопреки утверждениям буржуаз­ных учёных,

1) государство — не первичное явление в жизни общества, а производное, не базис, а надстройка над экономическим базисом общества;

2) государство сущест­вует не извечно, оно является продуктом определённых исторических условий и обре­чено на исчезновение после полного прекра­щения действия всех факторов и условий, определяющих необходимость существова­ния государства;

3) государство возникло в результате разложения первобытно-общин­ного строя, с возникновением частной собст­венности и расколом общества на враждебные классы как продукт и проявление неприми­римости классовых противоречий;

4) госу­дарство, вплоть до буржуазного государства включительно, всегда было и есть орудие господства одного класса над другими клас­сами, орудие политического господства эксплуататоров, машина для подавления угнетённых и эксплуатируемых классов. Оно «возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство, в интересах эксплуататорского меньшинства» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 604).

Государство яв­ляется орудием закрепления порядков, угод­ных и выгодных для политически и эконо­мически господствующего класса. «В древ­ности оно было государством граждан-рабовладельцев, в средние века — феодально­го дворянства, в наше, время — буржуазии» (Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 542).

Исходя из этого, Ленин сформулировал точное понятие о типе государства. Тип государства опреде­ляется той общественной формацией, к кото­рой относится данное государство, его эко­номической и классовой основой, т. е. тем, какой класс осуществляет господство в обще­стве, какова господствующая в нём форма собственности. Такими, сменившими друг друга типами эксплуататорского государства, были рабовладельческий, крепостнический и буржуазный типы государства. Маркс и Энгельс установили, что переходному периоду от капитализма к коммунизму будет соответ­ствовать и государство нового типа. Это государство «не может быть ничем иным, кроме как революционной диктату­рой пролетариата» (Маркс, Критика Готской программы, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 283).

Ленин, развивая дальше учение Маркса и Энгельса, используя опыт русских револю­ций 1905 г. и 1917 г., доказал, что государство диктатуры пролетариата отличается от всех предшествовавших ему государств не только по своему типу, но также и по своим формам. Ленин открыл советы как наиболее целесооб­разную государственную форму диктатуры пролетариата. При этом Ленин «раскрыл скобки» в формуле диктатуры пролетариата, определив её как особую форму союза рабо­чего класса с эксплуатируемыми массами непролетарских классов, в первую очередь с трудящимся крестьянством, под руководст­вом рабочего класса (см. Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 170). Ленин восста­новил и развил дальше положения Маркса о необходимости слома государственной ма­шины буржуазии и создания новой государ­ственной машины диктатуры пролетариата.

Следующий важнейший этап в развитии учения о государстве связан с именем И. В. Сталина. И. В. Сталин внёс огромный вклад в марксистско-ленинское учение о государстве, разработав учение о социалистическом государстве, о формах, функциях и фазах его развития, об устройстве социалистиче­ского многонационального государства, о зна­чении механизма государства как рычага построения коммунистического общества и его защиты от нападений извне, о социалистической демократии, о судьбах государства при ком­мунизме в условиях сохранения капиталистического окружения.

Социалистическое государство — новый, выс­ший тип государства. Его классовые ос­новы. Все существовавшие ранее государ­ства любого типа — рабовладельческое, фео­дально-крепостническое, буржуазное — были орудием в руках эксплуататорского меньшин­ства для подавления эксплуатируемого боль­шинства. Социалистическое государство с первых дней своего сущест­вования явилось орудием в руках огромного эксплуатировавшегося ранее большинства для подавления эксплуататорского меньшинства. Все существовавшие ранее государства любого типа ставили своей задачей увековечение существующего строя эксплуатации — рабско­го, крепостнического, капиталистического — и классового господства эксплуататоров. Социалистическое государство с первых дней своего существования ставило своей задачей ликвидацию любых форм экс­плуатации и классового господства, ликви­дацию классов и построение бесклассового, коммунистического общества, являясь одним из важнейших орудий к достижению этой цели, что при условии исчезновения капиталистического окружения (см. ниже) сделает уже ненуж­ным дальнейшее существование самого го­сударства.

Социалистическое государство обладает всеми необходи­мыми элементами и признаками государства: территорией, отграниченной твёрдыми и не­приступными границами от капиталистических государств [«мы стоим за необходимость государства, а государство предполагает гра­ницы. Государство может, конечно, вмещать буржуазное правительство, а нам нужны Советы. Но и для них стоит вопрос о грани­цах» (Ленин, Соч., т. XX, стр. 277)]; на­селением; властью (imperium).

Но классовое содержание и смысл этих элементов и при­знаков в корне отличны от содержания и смысла элементов капиталистического госу­дарства. Территория Советского социалисти­ческого государства есть государственная территория, где осуществляется предел властвования советского народа под руко­водством рабочего класса, составляющие её земля, вода и недра являются всенародным достоянием, объектом и сферой хозяйствова­ния социалистического общества. Население социалистического государства — это граждане социалистического общества, свободные труженики города и деревни. Власть социалистического государства есть власть, принадлежащая тру­дящимся, осуществляемая ими через Советы и ставящая своей целью построение коммунистического общества. На службу этим зада­чам поставлен весь мощный механизм социалистического государства, его орудия власти: армия, суд, карательные ор­ганы, разведка, аппарат управления.

Социалистическое государство является социалистическим с первых же дней своего существования. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, когда ещё не были уничтожены полностью капиталистические элементы в городе и деревне и не были ликвидированы полностью всякие фор­мы эксплуатации, социалистическое государство было социалистическим по своей классовой природе государства диктатуры пролетариата, по своим целям и задачам.

После ликвидации капитализма и победы социализма социалистическое государство является социалистическим, как государство уже построенного в основном социалистического общества, социалисти­ческим по своей экономической основе и клас­совой структуре. Экономической основой социалистического государства является социалистическая система хозяй­ства и социалистическая собственность на орудия и средства производства в её двух формах: государственной собственности (всенародного достояния) и кооперативно-колхозной соб­ственности (собственности отдельных колхо­зов, собственности кооперативной, объедине­ний). Хозяйственная жизнь социалистического государства определяет­ся и направляется государственным народно­хозяйственным планом; осуществлён прин­цип социализма: «от каждого по его способно­стям, каждому по его труду».

Полная ликвидация эксплуататорских классов и социалистическое переустройство сель­ского хозяйства определили изменения клас­совой структуры общества. Наряду с исчезно­вением эксплуататорских классов произо­шли качественные изменения внутри трудя­щихся классов: изменился рабочий класс, свободный от всякой эксплуатации, вме­сто старого крестьянства появилось но­вое, колхозное крестьянство, свободное от всякой помещичьей и кулацкой кабалы и ведущее своё хозяйство на социалистиче­ских началах. В то же время глубоко из­менилась и интеллигенция в нашей стране. Появилась новая, советская интеллигенция, связанная своими корнями с рабочим классом и крестьянством, плоть от плоти и кость от кости трудящихся. Грани между этими со­циальными группами стираются, старая клас­совая исключительность исчезает, расстоя­ние между ними сокращается, падают и сти­раются экономические и политические про­тиворечия между ними. Классовой основой социалистического государства является союз двух дружественных классов — рабочего класса и крестьянства — под руководством рабочего класса; СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, в котором «рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция совершенно рав­ноправны во всех сферах хозяйственной, политической, общественной и культурной жизни страны» (Сталин, Вопросы лени­низма, 11 изд., стр. 526).

Диктатура пролетариата и социалистиче­ская демократия. При всех формах социалистического государства сущ­ностью его была и остаётся диктатура пролетариата, диктатура рабочего класса. «Пе­реход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разно­образия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: дикта­тура пролетариата» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 393). Только диктатура пролетариата, т. е. осуществление рабочим классом государственного руководства обще­ством, может обеспечить основные задачи социалистической революции: подавление и лик­видацию эксплуататорских классов, оборону социалистического государства от капиталистического окружения, сплочение широких масс трудящихся вокруг и под руководством рабочего класса для построе­ния коммунистического общества. Отсюда — те три стороны диктатуры пролетариата, которые, по указанию И. В. Сталина, неразрывно связа­ны друг с другом и лишь в своём соединении дают полное и законченное понятие диктату­ры пролетариата:

1) подавление эксплуататоров и всех врагов трудящихся, оборона стра­ны от нападения извне, упрочение связи с рабочим классом других стран;

2) союз рабо­чего класса с крестьянством под государст­венным руководством рабочего класса, во­влечение трудящихся и ранее эксплуатировавшихся масс в дело социалистического строи­тельства;

3) построение бесклассового социа­листического общества.

Диктатура класса есть основной признак, характеризующий классовый тип государства. Буржуазное государство при любых его формах было и остаётся диктатурой бур­жуазии. Это относится в одинаковой степени как к буржуазной демократии, так и к любым открытым формам диктатуры буржуазии. Одна из великих заслуг марксизма-ленинизма состоит в том, что он, признавая историче­скую прогрессивность буржуазной демокра­тии, в то же время вскрыл классовую сущ­ность, а следовательно, и ограниченность буржуазной демократии, неопровержимо до­казав, что даже самая «демократическая» и республиканская буржуазная демократия является лишь формой диктатуры буржуазии, ограничивающей и урезывающей права рабо­чего класса и всех трудящихся.

Ленин разоб­лачил всю лживость и лицемерие воплей реак­ционных лидеров II-го Интернационала вроде Каутского о том, что диктатура пролетариата означает отмену, упразднение демократии. Ленин и Сталин доказали и подтвердили на деле, что диктатура пролетариата предста­вляет новый тип государства, приходящий на смену диктатуре буржуазии и заменяющий ограниченную буржуазную демократию подлинной, социалистической демократией, де­мократией для трудящихся, что социалистическое государство являет­ся «государством по новому демократи­ческим (для пролетариев и неимущих вообще) и по новому диктаторским (против буржуазии)» (Ленин, там же).

Социалистическая демократия означает осу­ществление, впервые в истории, подлинной не только формальной, но и фактической демократии для широчайших масс населения. Социалистическая демократия осуществляет в наиболее полном и неурезанном виде те требования демократизма, которые были не­когда выдвинуты лучшими поборниками бур­жуазной демократии, но которые никогда не бы­ли и не могли быть осуществлены в условиях капитализма. Социалистическая демократия обес­печила также все материальные условия для использования демократии, прав и свобод всеми трудящимися, о чём не могло и не может быть и речи при капитализме, вся экономическая система которого лишает пролетариев и полупролетариев фактической возможности использо­вать демократические права и свободы даже в том урезанном объёме и изуродованном виде, в каком они формально предоставляются бур­жуазной демократией всем гражданам госу­дарства. Диктатура пролетариата и является высшим, новым всемирно-историческим типом де­мократии — пролетарской или социалистической демократией. Задачи, преследуемые дикта­турой пролетариата, могут быть осуществле­ны лишь на путях подлинной социалистиче­ской демократии, обеспечивающей привлече­ние широчайших масс к участию в управле­нии государством, в строительстве социализ­ма. Социалистическая демократия может быть осу­ществлена лишь в условиях диктатуры про­летариата, т. е. государственного руковод­ства обществом со стороны рабочего класса. Линия развития социалистического государства есть линия непрерыв­ного расширения и укрепления социалистической демократии. Одна из важнейших задач социалистического государства — «осуществлять до конца демократизацию политической жизни страны» (Сталин, Воп­росы ленинизма, 11 изд., стр. 591).

Неразрыв­ная связь диктатуры пролетариата и социа­листической демократии находит своё выражение в системе Советов как подлинно демократи­ческой государственной организации общества в условиях диктатуры рабочего класса. Социалистическое государство есть Советское государство.

Советская власть — государственная форма диктатуры пролетариата. Диктатура проле­тариата есть высший тип государства, во­площающийся в высшую, в смысле демокра­тизма, форму государственной организации. Наиболее «демократическая» форма буржуаз­ного государства — демократическая парла­ментарная республика — опирается на нали­чие бюрократической машины, стоящей над народом, на наличие профессионального гражданского и военного чиновничества; она обеспечивает, используя фикцию т. н. «раз­деления властей», всесилье исполнительной власти, этого аппарата подавления масс, и её независимость от всяких выборных — даже буржуазных — учреждений. Диктатура про­летариата означает упразднение всех этих отрицательных сторон парламентаризма, слом буржуазного государственного аппарата, соз­дание высшей формы демократии — советской демократии — с новым, построенным на последовательно-демократических началах, государ­ственным аппаратом. Социалистическая демо­кратия означает привлечение широких масс трудящихся к управлению государством; в этой демократии органами государственной власти являются боевые массовые органы ре­волюционной власти рабочих и крестьян — Советы, государственный аппарат полностью стоит на службе народа и ему подконтролен и подотчётен во всех своих действиях, со­стоит из людей, назначаемых и смещаемых по воле народа.

В работах Маркса и Энгельса вплоть до 1871 г. мы не находим указаний на ту особую государственную форму, которая должна быть установлена диктатурой пролетариата после свержения власти буржуазии и слома её государственной машины. Только в 1871 г., обобщая опыт Парижской Коммуны, Маркс указал на то, что наиболее целесообраз­ной политической формой диктатуры проле­тариата является политическая организация типа Парижской Коммуны, свободная от вся­ких отрицательных сторон парламентаризма, как независимость исполнительной власти, безответственность депутатов и всемогуще­ство бюрократический машины. Однако это ука­зание не получило дальнейшего развития в трудах Маркса и Энгельса и было предано забвению. В 1891 г. в своей критике Эрфуртской программы Энгельс, критикуя германскую социал-демократию за отсутствие ясной по­становки вопроса о монархии, противопоста­вляет монархии демократическую республику как ту форму, которая является «специфиче­ской формой для диктатуры пролетариата» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 109). Это положение Энгельса было руководящим началом для всех марксистов до второй русской революции в феврале 1917 г. В апреле 1917 г. Ленин показал, что в условиях империализма государственной формой дик­татуры пролетариата является не парламен­тарная республика, а республика Советов.

Советская форма государственной орга­низации, как принципиально новая и особая форма, предполагающая слом старой госу­дарственной машины буржуазии, как наиболее целесообразная политическая форма дикта­туры пролетариата, как «прямое выражение диктаторы пролетариата» (Сталин, Воп­росы ленинизма, 11 изд., стр. 119), как выс­ший тип демократии была открыта и выдви­нута Лениным в апреле 1917 г. на основании изучения опыта русской революции 1905 г. и революции в феврале 1917 г., породивших новую форму политической организации трудя­щихся — Советы рабочих и крестьянских де­путатов (см. Советы). «Республика Советов является, таким образом, той искомой и най­денной, наконец, политической формой, в рамках которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная победа социализма» (Сталин, там же, стр. 35).

Каковы характерные черты советской ор­ганизации?

Советская власть является наи­более массовой и наиболее демократической из всех существующих государственных ор­ганизаций, она по самой своей структуре облегчает дело руководства широчайшими трудящимися массами со стороны пролетар­ского авангарда; она ликвидирует незави­симость исполнительной власти, стоящую над народом и пользующуюся особыми при­вилегиями бюрократическую машину, ста­рый бюрократический централизм, устанавливая новый, демократический централизм, совмещаю­щий единое руководство из центра с широкой инициативой, правами в области исполне­ния и последовательной выборностью всех местных органов, она устанавливает наиболее тесную связь между государственным аппа­ратом и народом, устанавливая контроль масс над деятельностью органов власти и управления, соединяя «проверку сверху с проверкой снизу» (Сталин, О недостат­ках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников, 1937, стр. 37); она превращает армию в орудие власти народа; она привлекает массовые организации трудящихся к постоянному, безусловному и непосредственному участию в управлении государством, развязывает ре­волюционную энергию, инициативу, творческие потенции масс в борьбе за построение коммунизма. «Советы являются социалисти­ческой формой политической ор­ганизации» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 издание, стр. 404).

Но Советы всё же являются лишь формой. «Дело не только в Советах, как в форме организации, хотя сама эта форма представляет величайшее революционное завоевание. Дело, прежде всего, в содержании работы Советов, дело в характере работы Советов, дело в том, кто именно руководит Советами» (Сталин, там же, стр. 404—405). Соответствие содер­жания работы Советов их революционной форме обеспечивается руководством коммунистической партии, являющейся авангардом рабочего класса, «передовым отрядом трудя­щихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудя­щихся, как общественных, так и государст­венных» (Конституция СССР, 1936, ст. 126). Коммунистическая партия является руко­водящей и направляющей силой советского народа, силой, осуществляющей через Сове­ты руководство всем делом социалистиче­ского строительства, силой, объединяющей и налаживающей всю деятельность органов Советского государства и массовых органи­заций трудящихся, выполняющей роль «ос­новного руководителя в системе диктатуры пролетариата» (Сталин, Вопросы лени­низма, 11 изд., стр. 120). В дни Великой Отечественной войны против фашистской Германии партия была вдохновителем и организатором победоносной борьбы с фа­шистскими захватчиками. После войны партия возглавила советский народ в деле вос­становления и дальнейшего развития народ­ного хозяйства.

Многонациональное социалистическое го­сударство. Победа социалистической революции и успешное строительство социализма в гро­мадной степени зависят от правильной поли­тики и тактики пролетариата в национальном вопросе как в период подготовки революции и борьбы за власть, так и после захвата вла­сти рабочим классом.

«Революция в России не победила бы, и Колчак с Деникиным не были бы разбиты, если бы русский пролета­риат не имел сочувствия и поддержки со стороны угнетённых народов бывшей Рос­сийской империи» (Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1939, стр. 191).

В условиях Великой Октябрьской социали­стической революции национальный вопрос стоял, в первую очередь, как вопрос о взаимо­отношениях между русским пролетариатом и крестьянством национальных окраин. Толь­ко правильное решение вопроса об этих вза­имоотношениях могло обеспечить сплочение всех национальных окраин вокруг русского пролетариата, победу пролетарской рево­люции на национальных окраинах, образо­вание мощного и прочного социалистиче­ского многонационального государства. Побе­да революции и установление социалистической государственности в формах Советской вла­сти усиливают среди наций, отпавших от империализма, стремление к соединению своих усилий в деле строительства социа­лизма и его защиты от всякого нападения извне.

Устранение эксплуататорских клас­сов ликвидирует важнейшее препятствие на пути к объединению народов. Советское социалистическое многонациональное государство основано на вполне добровольном союзе, на признании права наций на само­определение. Гарантией добровольного ха­рактера союза является право каждой союз­ной республики на выход из Союза. Социалистическое государство основано на принципах суверенности и ра­венства всех наций, на исключении всяких национальных привилегий и ограничений, на обеспечении за всеми национальностями права на свободное национальное развитие. Не ограничиваясь обеспечением за каждой нацией формального равноправия, социали­стическое многонациональное государство со­здаёт материальные условия для использо­вания ею этого равноправия, ликвидируя отсталость и ведя борьбу за фактическое экономическое и культурное уравнение национальностей. Только неуклонное осуще­ствление этих основ ленинско-сталинской на­циональной политики обеспечило подлинную дружбу и братское сотрудничество народов в рамках единого социалистического много­национального государства.

Опыт Великой Октябрьской социалистической революции в России показал, что наиболее целесообразной формой объединения народов в рамках единого социалистического многонацио­нального государства является советский федерализм, т. е. такая форма государст­венного устройства, которая обеспечивает, с одной стороны, полноту суверенных прав за отдельными входящими в Союз республи­ками, а с другой — создаёт наиболее тесное единство между ними на базе демократического централизма, что является необходимым усло­вием наиболее успешного и эффективного социалистического строительства и обеспечения безопасности и независимости советских на­родов — в интересах всего советского обще­ства в целом и каждой из составляющих его национальностей в отдельности.

Принципы советского социалистического государства выдержали су­ровое испытание Великой Отечественной вой­ны 1941—45 гг., доказав свою жизненность, свою незыблемость, свою целесообразность. В ноябре 1943 г. И. В. Сталин заявил: «Совет­ское государство никогда не было столь проч­ным и незыблемым, как теперь… Уроки войны говорят о том, что советский строй оказался не только лучшей формой организации эко­номического и культурного подъёма страны в годы мирного строительства, но и лучшей формой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в военное время. Созданная 26 лет назад Советская власть в короткий исто­рический срок превратила нашу страну в не­сокрушимую крепость… Нет сомнения в том, что Советское государство выйдет из войны сильным и ещё более окрепшим» (Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5 изд., стр. 120). Эти слова И. В. Сталина полностью оправдались. Они подтверждены всем развитием социалистического государства в после­военный период.

Изменения форм и функций социалистиче­ского государства. Формы социалистического государства, т. е. государственное устрой­ство, способ образования, структура и прин­ципы деятельности органов государства, взаи­моотношения между государством и гражда­нами, оставаясь в рамках советской орга­низации и социалистической демократии, не являются неизменными. Они меняются в свя­зи с общим ходом развития социалистического об­щества и государства, обусловливающим не­уклонный переход к более высоким ступе­ням социалистической демократии в связи со сменой фаз развития социалистического государства.

Изменения форм государства непосредственно обусловлены из­менением его функций. Функция государ­ства — это отдельные стороны деятельности государства, определяемые основными зада­чами, поставленными обществом, в лице его господствующего класса, перед государством в тот или иной период его развития.

Согласно учению И. В. Сталина о функци­ях государства, все эксплуататорские государства осуществляли две основные функ­ции: внутреннюю функцию — главную функ­цию подавления эксплуатируемых классов, и внешнюю функцию — функцию защиты тер­ритории государства от нападения извне и расширения своей территории за счёт других стран. Эти функции были присущи рабовла­дельческому, феодальному и буржуазному государствам.

Социалистическое государство на первой фазе своего развития, пока не были ликвидированы полностью эксплуа­таторские классы, осуществляло две основ­ные функции, внешним образом напоминав­шие указанные функции эксплуататорского государства: функцию подавления свергну­тых классов внутри страны и функцию военной защиты страны от нападений извне. Однако, между этими функциями социалистического государства и со­ответствующими функциями буржуазного государства имеется принципиальное и ко­ренное различие:

1) внутренняя функция, функция подавления в социалистическом государстве направлена против эксплуататорского меньшинства во имя интересов трудящегося большинства и осуществляется при активной поддержке огромного большинства населения. Функция подавления нашла своё выражение в ликви­дации класса помещиков, капиталистов, куп­цов и спекулянтов, в ограничении эксплуататорских тенденций кулачества и в после­дующей ликвидации кулачества как класса.

2) Функция военной защиты страны от на­падения извне направлена на защиту завое­ваний трудящегося большинства, в то время как эксплуататорские государства защищают в таких случаях богатство и привилегии эксплуататорского меньшинства.

Ликвидация кулачества означала «глубо­чайший революционный переворот, скачок из старого качественного состояния обще­ства в новое качественное состояние» [Исто­рия ВКП (б). Краткий курс, стр. 291]. Это, естественно, определило собой и новую фазу в развитии социалистического государства. На этой, второй фазе функ­ции социалистического государства подвергаются существенным изме­нениям. Функция военного подавления эксплуататорских классов внутри страны от­падает вместе с исчезновением этих классов; победа социалистической системы хозяйст­ва порождает новую функцию, функцию охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра; сохраняется полностью функция внешней воен­ной защиты социалистического государства от нападения извне. Полное развитие полу­чает функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государ­ственных органов, превращающаяся в глав­ную функцию социалистического государства внутри страны.

В связи с изменением функции государств меняются характер и задачи отдельных государствен­ных органов и частей государственного меха­низма. Так, деятельность карательных орга­нов, направленная на первой фазе главным образом против внутренних врагов народа, на второй фазе направлена своим остриём вовне, против капиталистического окруже­ния и засылаемых или вербуемых им внут­ри страны агентов.

(продолжение следует)

Подробнее ➤

4 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Немножко прошлись по истории.

+4 / 0
картой
Ответить
DELETE

Это не вся статья Не уместилась. Вторая часть следом идёт. Про отмирание государства.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Целый час читал статью

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

Куда деваться. Если бы легко было, СССР не разрушили.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Цена неуместной шутки. Журналистку уволили за высказывания о пассажирах самолёта, терпящего бедствие.

Недавний инцидент с увольнением журналистки «Москвы 24» Евгении Оболашвили за ее неуместные и бесчеловечные высказывания в адрес пассажиров терпящего бедствие самолета вызвал широкий общественный резонанс.
00:28
Поделитесь этим видео

Новая отметка в вашем паспорте с 1 января. Цифра - наше всё

Как сообщил в начале декабря заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Каплан Мугдинович Панеш с 1 января по желанию граждан в паспорте можно проставить новую отметку.
00:48
Поделитесь этим видео

Мнение КПРФ о бюджете страны и сложности момента.

Понятна каждому чрезвычайно сложная нынешняя ситуация, когда страна находится в военном противостоянием не столько с Украиной, сколько со всем «цивилизованным» Западом. И мы – коммунисты прекрасно понимаем.

Жуткая история из Кирова: пенсионер умер во время задержания за кражу настойки за 300 рублей

Жуткая история произошла в Кирове, там 67 - летний пенсионер умер после того как продавщица, грузчик и охранник повалили старика на землю, замотали ему руки и ноги скотчем, а потом и сели на него,...
01:11
Поделитесь этим видео