Пропуск ИФНС сроков обращения в суд взыскания налогов и сборов
Дело № 2 а-5038/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2017 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Малешевой Л.С.
при секретаре Ищенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО 5 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском. В обоснование указано, что ФИО по информации ГИБДД в 2012-2014 являлся собственником транспортных средств: ..., в связи с чем, на него возложена обязанность по уплате транспортного налога. Сумма налога за 2012-2014 составила 110500 руб. (за каждый год).
Кроме того, ФИО по информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК и ФГУП «Ростехинвентаризация» в 2014 являлся собственником... В связи с чем, на Каштанова А.В. возложена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц. Сумма налога за 2014 год составила 67964 руб.
Также, ФИО являлся собственником земельных участков расположенных в..., ... и... В связи с чем, на него возложена обязанность по уплате земельного налога. Сумма земельного налога в 2014 году составила 70023 руб.
В установлены сроки ФИО обязанность по уплате налога не исполнил. В связи с образованием у налогоплательщика недоимки ему в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени, в том числе по транспортному налогу в размере в размере 12925,15 руб., по налогу на имущество в размере 14663,70 руб., по земельному налогу-123939,60 руб.
В связи с неуплатой налогов административному ответчику было направлено требование № об уплате налога, пени в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО задолженности по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, отмененный определением мирового судьи 03.03.2017
В связи с чем, административный истец с учетом уточнений просит взыскать с ФИО транспортный налог за 2012-2014 в размере 221 000 руб., пени в размере 12925,15 руб., налог на имущество физических лиц за 2014 в размере 11327,36 руб., пени в размере 14607,70 руб., земельный налог за 2014 в размере 70023 руб., пени в размере 123939,60 руб.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС №15 по Алтайскому краю уточнила исковые требования, Просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2012-2014 г.г., 221 000 руб. 00 коп, пени по транспортному налогу в сумме 12 925 руб. 15 коп., налог на имущество за 2014 г. в сумме 11 327 руб. 36 копеек, пени по налогу на имущество в сумме 14 607 руб. 70 копеек, земельный налог за 2014 г. в размере 70 023 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в сумме 123 939 руб. 60 копеек. Факт пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа не оспаривала.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, а также в связи с пропуском Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю срока на обращение в суд с судебным приказом.
ФИО в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, что подтверждается телефонограммой.
Суд, с учетом положений ст.289 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, являются налогоплательщиками транспортного налога.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: в отношении легковых до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб., от 100 л.с. до 150 л.с. – 20 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч.2 ст.2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" в редакции на дату возникновения спорных отношений).
В силу ч. 1 ст. 399 Налогового кодека Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Так, порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в рассматриваемый период был установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", который утратил силу с 01 января 2015 года.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со ст.388 НК РФ лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом, являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Положением о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 839 (далее - Положение) налоговая ставка земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (для размещения малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных жилых домов, домов индивидуальной жилой застройки), или приобретенные (предоставленные) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду установлена в размере 0,1%.
Согласно п.3.4 Положения (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом, ФИО являлся собственником...
Также материалами дела подтверждается, что административному ответчику в 2014 принадлежали...
Кроме того ФИО в 2014 году являлся собственником земельных участков, расположенных в...
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 НК РФ)
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Из п. 6 ст. 69 НК РФ следует, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что 11.06.2015 административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 1110201 от 04.05.2015 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 в размере 67 964 руб., земельного налога за 2014 в размере 70023 руб., транспортного налога за транспортное средство BAILAINER, рег.знак Р 14-14-АЛ за 2014 в размере 52000 руб. в срок не позднее 01.10.2015.
13.07.2015 административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 1371461 от 10.06.2015 о необходимости уплаты транспортного налога за транспортное средство... (за каждый год), за транспортое средство... (за каждый год), а также произведен перерасчет транспортного налога за транспортное средство..., указан налоговый период за 2013,2014 в размере 52 000 руб. за каждый год, всего сумма налога составляет 227500 руб. Срок уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, требованием №, направленного ДД.ММ.ГГГГ Каштанов А.В. уведомлен о наличии задолженности по налогу на физических лиц в размере 67964 руб., пени - 14663,77 руб., земельному налогу в размере 70023 руб., пени-123939,63 руб., транспортному налогу - 331500 руб., пени – 12925,26 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное требование Каштановым А.В. не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника, который определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Каштанова А.В. был отменен.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно ч.1 ст.93 КАС РФ, процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.
Как указано выше, в требовании об уплате налога, пени, штрафа установлен срок уплаты до 26.01.2016.
Таким образом, предусмотренный ч.1 ст.48 НК РФ срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога, пени истек 26.07.2016 (срок исполнения требования до 26.01.2016 + 6 месяцев).
МИФНС России №15 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье суд с заявление о выдаче судебного приказа с должника согласно штампу входящей корреспонденции 06.02.2017., т.е. с пропуском установленного законом срока. Ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлено.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Поскольку с административного ответчика в силу установленных выше обстоятельств не может быть взыскана недоимка по налогам, у суда также отсутствуют основания для применения к нему меры ответственности в виде пени.
С учетом изложенного, исковые требования МИФНС России №15 по АК удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Малешева Л.С.
Копия верна:
Судья Л.С. Малешева
Секретарь ФИО 2
Оригинал документа находится в материалах дела №а-5038/17
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Хм, а если первое налоговое требование получено аж через 3 года после истечения срока уплаты по первому уведомлению? В ходе переписки выяснилось, что ФНС направляли и ранее требования. Но я их точно не получала. Интересно, в таком случае как для суда считать срок давности? Ведь нужно предъявить "бумажку", которой у меня нет...
первое требование в течение 3-х мес после выявления недоимки. 8 дней на исполнение, если иное не указано в требовании