Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не содержит конкретной суммы (цены) договора, однако содержит условие о способе ее определения. Между автономным учреждением (Потребитель) и региональным оператором был заключен договор
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не содержит конкретной суммы (цены) договора, однако содержит условие о способе ее определения. Между автономным учреждением (Потребитель) и региональным оператором был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Объем твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяются согласно Приложению к настоящему договору. Согласно условиям под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Расчет потребителя с региональным оператором осуществляется по цене (тарифу), установленному уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов по Вологодской области. Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в счете на оплату. В договоре не указан конкретный размер платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соответствуют ли такие условия договора действующему законодательству Российской Федерации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Указанное условие договора не соответствует типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обоснование вывода: Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ). Условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ). Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - постановление N 1156). Постановление N 1156 устанавливает, в частности, отдельные перечни существенных условий договора на оказание услуг по транспортированию и договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Общими условиями, существенными для данных видов договоров, являются сроки и порядок оплаты услуг по договору (п.п. "ж" п. 25, п.п. "е" п. 36 постановления N 1156). Постановлением N 1156 также утвержден типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - типовой договор). В соответствии с п. 5 типового договора оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и должна быть указана региональным оператором. Данное правило призвано защитить право потребителя достоверно знать, по какой именно цене должны быть оплачены услуги регионального оператора в текущем календарном году. Изменение условий договоров, для которых предусмотрены типовые формы, недопустимо (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 N 17 АП-13583/15, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 N 05 АП-1891/16)* (1). Таким образом, полагаем, что указанное в вопросе условие договора не соответствует типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами: - Энциклопедия решений. Типовые гражданско-правовые договоры; - постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Иванов Александр
Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Широков Сергей
4 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
* (1) К сведению: на сайте ООО "Чистый след" размещена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, п. 5 которого содержит информацию о размере тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019 по 31.12.2019, который составляет 643 рубля 72 копейки (в т.ч. НДС 20%) за куб. м. Подробнее ➤