Единая методика на ремонт поврежденного автомобиля
После ДТП в случае повреждения транспортных средств судебные эксперты проводят по заказу потерпевших их исследование в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. При этом эксперты руководствуются Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Кроме того существует Положение, которым утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая является в силу закона обязательной для применения страховыми организациями, если они самостоятельно проводят осмотр поврежденных транспортных средств и при этом определяют восстановительные расходы, а также выплачивают потерпевшим страховое возмещение в соответствии с вышеуказанным законом. Указанная единая методика применяется также экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы поврежденных в ДТП автомобилей, судебными экспертами при проведении назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации судебной экспертизы транспортных средств, в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с указанной методикой автоэксперты сначала во время осмотра устанавливают наличие и характер повреждений автомобиля, в отношении которого ими определяются затраты на восстановительный ремонт. Акт осмотра фиксирует результаты осмотра поврежденного автомобиля и должен в обязательном порядке включать в себя сведения, перечисленные в указанной Методике. Производится фотографирование поврежденного автомобиля в соответствии с установленными в ней требованиями. В исключительных случаях, если осмотр автомобиля по объективным причинам невозможен (допустим если автомобиль находится в отдаленном или в труднодоступном месте, уничтожен, продан), установление имеющихся у автомобиля повреждений может быть проведено без его осмотра на основании представленных материалов и документов, но при наличии письменного согласия потерпевшего и страховой организации.
Автоэксперт даёт характеристики имеющихся на автомобиле повреждений деталей каркаса кузова и оперения транспортного средства. При этом он использует такие характерные показатели, как площадь повреждения либо отношение площади повреждения к общей площади части, детали (в процентном соотношении или частях) и глубина (объем) повреждения (количественные показатели). Указывается вид деформации, конструктивные характеристики части, детали автомобиля в зоне повреждения (качественные показатели), место расположения повреждений для определения доступности ремонтного воздействия.
Автоэкспертом в ходе осмотра автомобиля проводится описание его видимых повреждений и предварительное определение способа их устранения. Каждое повреждение фиксируется и указываются следующие данные: вид повреждения, место его расположения, его характер и объем, который определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в процентном соотношении или частях). Автоэкспертом для каждой поврежденной детали (узла, агрегата) автомобиля определяется вид и объем предполагаемого ремонтного воздействия и (или) категория окраски. Впоследствии устанавливается весь необходимый и достаточный перечень работ по восстановительному ремонту автомобиля в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей. В указанной Методике перечислены случаи и порядок принятия экспертом решений о замене узлов и агрегатов поврежденного автомобиля. В том случае когда в ходе осмотра автомобиля эксперт сделал заключение о конструктивной гибели транспортного средства по техническим показателям или предположение об экономической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта, то он отражает в акте осмотра полный перечень и состояние неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) в целях определения их стоимости в качестве годных остатков, затем фиксирует эти показатели для определения стоимости автомобиля до произошедшего ДТП.