Можно ли в должностную инструкцию добавить обязанности не по должности?
Важные разъяснения по этому актуальному вопросу предоставил Роструд.
Должностная инструкция – это документ, в котором регламентируются производственные обязанности и полномочия Работника.
По мнению Роструда, Работодатель вправе сам принимать решение о том, какие функции будут указаны в должностной инструкции Работника, т.е. в нее могут быть включены обязанности, обычно не свойственные для данной должности.
Это же подтверждает и Трудовой Кодекс Российской Федерации. Данный документ не обязывает Работодателя согласовывать с Работником внесение изменений в должностную инструкцию. Согласно ст.8 ТК РФ Работодатель имеет полное право самостоятельно принимать нормативные акты на локальном уровне, а также вносить в них изменения, согласие сотрудников в данном случае не требуется.
Тем не менее, Работодатель должен помнить, что изменение должностной инструкции не должно идти в разрез с трудовым договором, а именно – запрещено требовать от сотрудника выполнения работы, которая не обусловлена содержанием трудового договора
В случаях, когда необходимо, чтобы Работник выполнял обязанности, не связанные с его должностью, более логичным вариантом будет оформление совмещения. Минтруд советует поступать таким образом, например, когда бухгалтеру необходимо передать обязанности по ведению кассы. Если совмещение не оформляется, тогда требуется согласие самого Работника в случае такого изменения должностной инструкции, что оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору (согласно ст. 72 ТК РФ).
Если же, в случае внесения в должностную инструкцию обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, Работодатель не оформил ни совмещение, ни дополнительное соглашение к трудовому договору, его действия могут быть признаны нарушением трудовых прав Работника, а измененная инструкция будет аннулирована.