В чем проблема экологического аудита в Российской Федерации?

Глобальное изменение климата не могло не отразиться и не задеть развитие важных сфер деятельности человечества. В России, как и во многих странах, начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит. Все крупномасштабные европейские предприятия проходят процедуру экологического аудирования, прежде всего перед тем, как вложить свои инвестиции в определенный хозяйствующий субъект.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время экологический аудит решительно развивается в Российской Федерации, но при этом отсутствует четкая регламентация данной деятельности.
В нашем государстве возникли определенного рода общественные отношения в сфере проверки соответствия документации экологическому законодательству, поэтому и назревает необходимость установления механизма регулирования данной сферы деятельности.
Что говорит закон
В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», в статье 1 дано следующее определение понятия «экологический аудит»:
«Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».
Стоит обратить внимание на то, что ФЗ «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции экологического аудита. В ФЗ «Об охране окружающей среды» также отсутствуют положения, устанавливающие требования к проведению экологического аудита в Российской Федерации.
В свою очередь, если мы обратимся к ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 1 часть 3), то увидим следующее определение:
«Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация».
В чем разница?
Возникает следующий вопрос, почему аудит – это узконаправленная деятельность, акцентированная только на проверке в финансовой сфере, а экоаудит – деятельность, направленная на оценку многообразной отчетности, от экологической (допустимость выброса определенных веществ) до финансовой? При этом экологический аудит сконцентрирован на одной сфере – охрана окружающей среды.
Проанализировав Приказ Госкомэкологии РФ (Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, ныне – Министерство природных ресурсов и экологии РФ) от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», мы увидим попытку законодателя установить требования к экоаудитору. Например, наличие высшего образования или опыта работы в области охраны окружающей среды и природопользования (не менее 5 лет); прохождение курса специального обучения в области экологического аудирования по программам, утвержденным Госкомэкологией России.
Опять же не совсем ясен вопрос, это должен быть аудитор определенного государственного органа или частной аудиторской компании? И какими же все-таки обладает правами и обязанностями экоаудитор?
Не прослеживается даже попытки перспективного законодательного урегулирования экологического аудита в России, что и затормаживает развитие данной сферы аудиторских услуг. В течение нескольких лет в Государственной думе Федерального собрания РФ разрабатывался проект Федерального закона «Об экологическом аудите», который не был принят.
Таким образом, потенциал экологического аудита на современном этапе реализуется не в достаточной степени. В целях его наиболее полной реализации необходимо участие государства, которое должно выражаться в создании нормативной базы, отвечающей потребностям данной эколого-правовой меры и устанавливающей гарантии качественного его проведения; наделении специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды функциями в сфере экологического аудита; организации и финансировании работ по созданию методической базы для проведения экологического аудита; создании условий, способствующих обучению квалифицированных кадров для проведения экологического аудита.
Только жаль, что экол аудит проводят только юристы без участия экологов.
Экол аудит проводят только юристы без участия экологов.
Наталья права-на первом месте должны быть спецы в этой области, а вот на основании их заключения работа юристов.
За гадили природу, а теперь думать начали.
Сейчас в экологических контролирующих органах работают в основном юристы и отставники военные. Есть конечно и инспектора имеющие экологическое образование. Но все они могут провести аудит только в части наличия необходимой экологической документации и получения разрешений. Практически никто не вникает в соблюдение технологического процесса, никто по факту не проводит инструментальные замеры работы систем вентиляции и очистных сооружений, в том числе и на наличие загрязняющих веществ при выбросах в атмосферу. Все отдано на откуп разработчикам, которые для разработки документации пользуются специальными программами. А это совершенно разные данные. Это говорю как эколог с 40 летним стажем работы.
Один ответ денег на экологию нет!
Супер, я все понял.
А толку от аудита? Закона нет! Желания нет! Возможностей нет!