Шерин Вячеслав Владимирович
Шерин В.В. Подписчиков: 2047
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3089

Встанет ли суд на защиту потребителей, если банк обманывает своих клиентов?

41 дочитывание
26 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Я ранее писал статью «Суд защитил банк, который обманывает потребителей по возврату страховки». Прилагаю данную статью.

История из практики

Ко мне обратился гражданин с вопросом о возможности возврата страховой выплаты, которую он уплатил при оформлении кредитного договора с банком. На момент обращения ко мне прошло более 8 месяцев с момента заключения кредитного договора и заявления на добровольное присоединение к договору коллективного страхования.

Изучив условия кредитного договора и договора коллективного страхования, я согласился представлять интересы гражданина.

Суть дела

Из условий договора коллективного страхования следовало, что при отказе от страхования оплата услуг банка по обеспечению страхования возврату не подлежит. Я полагал, что, признав данное условия ничтожным, показав, что банк действует недобросовестно и вводит потребителя в заблуждения, смогу обязать банк возместить гражданину убытки в виде уплаченной страховой выплаты.

Суд первой инстанции согласился со мной, что условия договора носят ничтожный характер, но во взыскании убытков отказал, пояснив, что у гражданина была возможность обратиться в банк с заявлением о возврате страховой премии в течение 14 дней, согласно указанию Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У. При этом суд отказался дать оценку действиям банка относительно его обмана о невозможности возврата кредита.

Я был очень возмущен данным решением и незамедлительно подал апелляционную жалобу, где акцентировал внимание на том, что в решении не дана оценка действиям банка, в результате которых гражданин был введен в заблуждение и не имел возможности обратиться с заявлением в банк в течение 14 дней, т. к. в данный период он был уверен, что страховая премия не возвращается в любом случае.

Получив апелляционное определение, я был очень удивлен. Судебная коллегия указала, что действительно условия договора носит ничтожный характер. Но далее...

А далее судебная коллегия начинает искажать фактические обстоятельства дела. Указывает, что сам по себе факт нарушения ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» не ограничивал права гражданина обратиться с заявлением о возврате страховой премии. О моих доводах, что банк обманул клиента относительно возможности возврата кредита, в результате чего гражданин не имел возможности обратиться в банк своевременно, ни сказано ни слова.

А далее еще интереснее...

Судебная коллегия говорит, что указание Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У носит нормативный характер и должно быть известно гражданину...

Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, защищает банк, который обманул гражданина. Я полагаю, что данные решения являются не только незаконными, но и безнравственными, позволяя получать выгоды путем обмана.

Итог

И вот я прошел все инстанции – результата нет, причем в обосновании отказа в принятии к рассмотрению судья кассационной инстанции краевого суда ссылается на иные обстоятельства, чем те которые указаны в апелляционном определении. Так, судьи апелляционной инстанции указывают на пропуск срока обращения с заявлением о возврате страховой премии, а судья кассационной инстанции указывает на то, что убытков в данном случае не наступило, поскольку договор страхования в настоящий момент действующий.

Проанализировав решения судов, я решил поменять способ защиты, и именно поэтому пишу данную статью – с целью услышать ваше мнения по данному способу.

Итак:

«В п.1 указания Банка России указано, что при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Из системного анализа указания банка однозначно следует что у страхователя должно быть право отказаться от договора страхования и вернуть страховую премию в течении 14 календарных дней, только при условии, что страховщик выполнит свое обязательство, т.е., внесет условия о возврате страховой премии в договор страхования.
В противном случаи (отсутствие названных условий) у страхователя отсутствует возможность отказаться от договора страхования. Таким образом, я разумно полагаю, что за мной должно быть признано права на отказ от договора страхования, и возврат страховой премии, за пределами 14 календарных дней с момента заключения договора страхования, поскольку страховщик не предусмотрел условия в договоре о возврате страховой премии».

Жду ваши комментарии.

возможно вернуть страховку, по истечению 14 дней с момента заключения договора

Проголосовали: 2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
26 комментариев
Понравилась публикация?
15 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Шерин Вячеслав Владимирович
Комментарии: 26
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Ольга я до последнего буду надеяться (с учетом того что ничтожность договора установлена судом), и поэтому хочу услышать ваше мнению по новому способу защиты.

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

Ну 8 месяцев по всей видимости это перебор со сроками. Но надеяться можно.

раскрыть ветку (0)

Спасибо!

Хороший материал.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
DELETE

8 месяцев... Вы действительно верили о возврате страховки по истечении 8 месяцев? Период охлаждения 14 дней, в с лучшем случае 30 дней и то...

Ольга, вы юрист и должны знать, что премию можно вернуть в течение трех лет.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Поскольку есть слово "должен", есть обязанность уведомить страхователя о периоде охлаждения. Отсутствие такого условия в договоре - неисполнение обязанности, недобросовестное поведение страховщика с целью введения в заблуждение и нарушение ЗоЗПП. Считаю, что только по данному доводу можно вести дело, т.к. все остальные нормы возврат СП не предусматривают. Однако, в своей практике не видела ни одного судебного постановления, наказавшего недобросовестную сторону.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

После того, как оформлена кредитная страховка при оформлении кредита, можно ли возвратить премию? Да, Указание № 3854 регламентирует возможность страхователя, являющегося физлицом, вернуть себе полностью или пропорционально “неиспользованным” дням страховую премию, если: отказ от соглашения произошел в течение первых 14-ти суток после даты его заключения; в этот период не было страховых случаев; вид страховки – добровольное (жизни, от несчастных случаев и болезней, гражданской ответственности за причинение ущерба 3-м лицам и др.).

Как сказано в п. 2 Указания № 3854, страховщик может предусмотреть в соглашении, Правилах условие об увеличении “периода охлаждения”. Например, сделать его не 14 суток, а 30. Однако это лишь право, а не обязанность страховой компании – при отсутствии указанного условия применяется законодательно установленный 14-дневный срок.

При пропуске указанных сроков действуют правила, установленные в стат. 958 Кодекса, то есть: пропорциональный возврат будет по закону в случаях, указанных в ч. 1 стат. 958 Кодекса; в других ситуациях возврат денег не предусмотрен (если иное не указано в договоре).

раскрыть ветку (0)

Елена спасибо за большое за мнение, иск уже подан как получим заключение, обязательно сообщим.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (26)