Встанет ли суд на защиту потребителей, если банк обманывает своих клиентов?

Я ранее писал статью «Суд защитил банк, который обманывает потребителей по возврату страховки». Прилагаю данную статью.
История из практики
Ко мне обратился гражданин с вопросом о возможности возврата страховой выплаты, которую он уплатил при оформлении кредитного договора с банком. На момент обращения ко мне прошло более 8 месяцев с момента заключения кредитного договора и заявления на добровольное присоединение к договору коллективного страхования.
Изучив условия кредитного договора и договора коллективного страхования, я согласился представлять интересы гражданина.
Суть дела
Из условий договора коллективного страхования следовало, что при отказе от страхования оплата услуг банка по обеспечению страхования возврату не подлежит. Я полагал, что, признав данное условия ничтожным, показав, что банк действует недобросовестно и вводит потребителя в заблуждения, смогу обязать банк возместить гражданину убытки в виде уплаченной страховой выплаты.
Суд первой инстанции согласился со мной, что условия договора носят ничтожный характер, но во взыскании убытков отказал, пояснив, что у гражданина была возможность обратиться в банк с заявлением о возврате страховой премии в течение 14 дней, согласно указанию Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У. При этом суд отказался дать оценку действиям банка относительно его обмана о невозможности возврата кредита.
Я был очень возмущен данным решением и незамедлительно подал апелляционную жалобу, где акцентировал внимание на том, что в решении не дана оценка действиям банка, в результате которых гражданин был введен в заблуждение и не имел возможности обратиться с заявлением в банк в течение 14 дней, т. к. в данный период он был уверен, что страховая премия не возвращается в любом случае.
Получив апелляционное определение, я был очень удивлен. Судебная коллегия указала, что действительно условия договора носит ничтожный характер. Но далее...
А далее судебная коллегия начинает искажать фактические обстоятельства дела. Указывает, что сам по себе факт нарушения ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» не ограничивал права гражданина обратиться с заявлением о возврате страховой премии. О моих доводах, что банк обманул клиента относительно возможности возврата кредита, в результате чего гражданин не имел возможности обратиться в банк своевременно, ни сказано ни слова.
А далее еще интереснее...
Судебная коллегия говорит, что указание Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У носит нормативный характер и должно быть известно гражданину...
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, защищает банк, который обманул гражданина. Я полагаю, что данные решения являются не только незаконными, но и безнравственными, позволяя получать выгоды путем обмана.
Итог
И вот я прошел все инстанции – результата нет, причем в обосновании отказа в принятии к рассмотрению судья кассационной инстанции краевого суда ссылается на иные обстоятельства, чем те которые указаны в апелляционном определении. Так, судьи апелляционной инстанции указывают на пропуск срока обращения с заявлением о возврате страховой премии, а судья кассационной инстанции указывает на то, что убытков в данном случае не наступило, поскольку договор страхования в настоящий момент действующий.
Проанализировав решения судов, я решил поменять способ защиты, и именно поэтому пишу данную статью – с целью услышать ваше мнения по данному способу.
Итак:
«В п.1 указания Банка России указано, что при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Из системного анализа указания банка однозначно следует что у страхователя должно быть право отказаться от договора страхования и вернуть страховую премию в течении 14 календарных дней, только при условии, что страховщик выполнит свое обязательство, т.е., внесет условия о возврате страховой премии в договор страхования.
В противном случаи (отсутствие названных условий) у страхователя отсутствует возможность отказаться от договора страхования. Таким образом, я разумно полагаю, что за мной должно быть признано права на отказ от договора страхования, и возврат страховой премии, за пределами 14 календарных дней с момента заключения договора страхования, поскольку страховщик не предусмотрел условия в договоре о возврате страховой премии».
Жду ваши комментарии.
возможно вернуть страховку, по истечению 14 дней с момента заключения договора
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Ольга я до последнего буду надеяться (с учетом того что ничтожность договора установлена судом), и поэтому хочу услышать ваше мнению по новому способу защиты.
Ну 8 месяцев по всей видимости это перебор со сроками. Но надеяться можно.
Спасибо!
Хороший материал.
8 месяцев... Вы действительно верили о возврате страховки по истечении 8 месяцев? Период охлаждения 14 дней, в с лучшем случае 30 дней и то...
Ольга, вы юрист и должны знать, что премию можно вернуть в течение трех лет.
Поскольку есть слово "должен", есть обязанность уведомить страхователя о периоде охлаждения. Отсутствие такого условия в договоре - неисполнение обязанности, недобросовестное поведение страховщика с целью введения в заблуждение и нарушение ЗоЗПП. Считаю, что только по данному доводу можно вести дело, т.к. все остальные нормы возврат СП не предусматривают. Однако, в своей практике не видела ни одного судебного постановления, наказавшего недобросовестную сторону.
После того, как оформлена кредитная страховка при оформлении кредита, можно ли возвратить премию? Да, Указание № 3854 регламентирует возможность страхователя, являющегося физлицом, вернуть себе полностью или пропорционально “неиспользованным” дням страховую премию, если: отказ от соглашения произошел в течение первых 14-ти суток после даты его заключения; в этот период не было страховых случаев; вид страховки – добровольное (жизни, от несчастных случаев и болезней, гражданской ответственности за причинение ущерба 3-м лицам и др.).
Как сказано в п. 2 Указания № 3854, страховщик может предусмотреть в соглашении, Правилах условие об увеличении “периода охлаждения”. Например, сделать его не 14 суток, а 30. Однако это лишь право, а не обязанность страховой компании – при отсутствии указанного условия применяется законодательно установленный 14-дневный срок.
При пропуске указанных сроков действуют правила, установленные в стат. 958 Кодекса, то есть: пропорциональный возврат будет по закону в случаях, указанных в ч. 1 стат. 958 Кодекса; в других ситуациях возврат денег не предусмотрен (если иное не указано в договоре).
Елена спасибо за большое за мнение, иск уже подан как получим заключение, обязательно сообщим.