Отличительные особенности статуса беженцев в международном праве и законодательстве России
Основным актом, регулирующим вопросы правового статуса беженцев, а также сформулировавшем понятие беженца, является Конвенция ООН о статусе беженцев [1].
Согласно статье 1 указанной Конвенции под беженцем понимается лицо, которое:
1) рассматривалось как беженец в силу соглашений от 12 мая 1926 года и 30 июня 1928 года или же в силу Конвенций от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или же в силу Устава Международной организации по делам беженцев; постановления об отказе в праве считаться беженцами, вынесенные Международной организацией по де-лам беженцев в период ее деятельности, не препятствуют тому, чтобы статус беженца предоставлялся лицам, которые удовлетворяют условиям, установленным в пункте 2 данного раздела;
2) в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [2].
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) [3], в Российской Федерации беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [4].
При изучении норм, касающихся беженцев, можно задать вопрос о соответствии норм международного и национального права, не противоречат ли они друг другу? Первым же понятием, вызывающим вопросы, является само понятие «беженец». Проблема соотношения данного понятия в нормативно-правовых нормах различных уровней вызывает споры. В доктрине сложились две концепции: конвенционный и расширительный. Конвенционный объясняется тем, что в самой Конвенции 1951 года закреплено понятие «беженец». А последователи второй концепции считают, что первая концепция в настоящее время не актуальна, так как не может регулировать современный институт беженцев и в связи с этим понятие «беженец» требует дополнения. Мы согласимся с мнением сторонников второго подхода.
Определение понятия «беженец», данное в Конвенции 1951 года и в Законе № 4528-1 почти аналогичны по содержанию, только в российском Законе есть критерий национальности, которое является основанием преследования, а также одним из условий получения статуса беженца. Данный признак был указан с целью упрощения получения статуса русскому населению, проживающему на территории государств – членов СНГ [5].
Третий документ, в котором есть понятие «беженец», – Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [6]. Согласно Соглашению, беженец – лицо, не имеющее гражданство страны, которое предоставляется ему убежище, вынужденное оставить свое обычное местожительства из-за насильственных или же иных форм действий по следующим признакам: расы, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности социальной группе из-за вооруженных или межнациональных конфликтов в отношении как самого данного лица, так и в отношении его близких.
В Решении Экономического Суда СНГ [7] применительно к вышеназванному Соглашению одним из условий получения статуса беженца является взаимозависимость совершения насилия, преследования или реальной опасности преследования при вооруженных или межнациональных конфликтах.
В данном случае, к понятию «беженец» были присовокуплены новые признаки – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, жертвы преследования по признаку языка.
Есть мнение некоторых ученых, что толкование понятия «беженец», данное в Законе № 4528-1 носит дискриминационный характер. Действительно некоторым людям приходится менять свое прежнее местожительства из-за военных агрессий, иностранных оккупаций, всякого рода катастроф (природного и экологического характера). Нельзя не согласиться с тем, что данные причины тоже являются опасными для жизни и здоровья людей. Данное рассуждение становится особо важным в связи с масштабными миграционными процессами в России.
Наша страна должна легализовать статус лиц, прибывающих на территорию России в массовом порядке. В законодательстве закреплены несколько вариантов: признание беженцем, предоставление ему временного или политического убежища, выдача разрешения на временное проживание, предоставление вида на жительство или принятие в российское гражданство, в том числе в упрощенном порядке.
Лица, прибывшие из юго-востока Украины, по факту являются беженцами, так как они вполне обоснованно опасались стать жертвой вооруженного конфликта и не имели возможности воспользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности в связи с таким конфликтом [8]. Согласно законодательству Российской Федерации, мы не можем их признать беженцами, так как в Законе № 4528-1 нет вышеперечисленных признаков.
В конечном итоге, нужно сказать, что целесообразно будет дополнить определение понятия «беженец», которое содержится в Законе № 4528-1, следующими признаками – «язык, жертва вооруженного либо межнационального конфликта» и закрепить в следующем виде: беженец – лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое в связи с реальными опасениями стать целью для преследования из-за гражданства, расы, национальности, языка, вероисповедания, принадлежности к определенной группе, политических убеждений, вооруженных или межнациональных конфликтов, вынужден покинуть свое прежнее местонахождение и не может или не хочет просить защиты у этого государства, либо является лицом без гражданства и также не хочет или не может вернуться в страну своего прежнего местонахождения или просить помощи у него.
Литература:
1. Конвенция о статусе беженцев: Заключена в г. Женеве 28 июля 1951 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6-28.
2. Курина К.А. Понятие «беженец». Особенности правового статуса // Молодой ученый. – 2018. – № 25. – С. 214.
3. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 12. – Ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 53 (часть I). – Ст. 8454.
4. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. – М.: Статут, 2017. – С. 212.
5. Батисова Г.И. Проблемы понятия «беженец» в российском законодательстве. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1482659678
6. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав Правительств СНГ «Содружество». – 1993. – № 4.
7. О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 года: Решение Экономического суда СНГ № С-1/14-96: Принято в г. Минске 11 сентября 1996 г. Документ опубликован не был. URL: http://www.consultant.ru/
8. Щеголева Н.А., Волков А.В. О необходимости совершенствования понятия «беженец» // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – № 2. – С. 155.
Написали какую-то чушь. В статье никакого смысла.