Обряд венчания на царство Ивана IV Грозного
Обряд венчания на царство принято относить к группе церемоний, в которых наиболее полно выражаются фундаментальные политические идеи об основах власти и миссии монарха.
В исследовательской литературе принято выделять Краткую и Пространную редакции Чина венчания Иоанна ІV на царство [1]. Появление Пространной редакции связано со стремлением Московского правительства придать легитимность царскому титулу Иоанна Васильевича на международной арене.
Перечислим те сюжеты, которые отсутствовали в Краткой редакции и вошли в состав Пространной редакции Чина венчания на царство:
-введено описание переноса царских инсигний в Успенский храм;
-появилось описание шествия многочисленной царской процессии в храм Успения Богородицы;
-в обряд венчания, проходивший в Успенском соборе, были включены речи Великого князя-отца и поставляемого Великого князя к митрополиту, а также речь митрополита к венчаемому на царство;
-в Чин венчания была включена формула «если нет отца Великого князя»;
-среди царских регалий фигурирует скипетр и цепь из аравийского золота;
-появилось поздравление Великому князю по поводу его венчания на царство, с упоминанием имени царицы Анастасии;
-включено поучение митрополита к царю;
-помещен обряд миропомазания;
-введено подробное описание шествия царской процессии из Успенского собора в Архангельский и Благовещенский храмы и далее в царские палаты после завершения обряда коронования [2].
Венчанию на царство как практическому грандиозному событию предшествовали подготовительные мероприятия. В частности, накануне царского поставления правительство рассылало пригласительные письма по российским городам и в столицы иностранных государств. Великий князь мог пожаловать чины и повышение по службе, помиловать заключенных.
По утверждению А.А. Зимина и А.Л. Хорошкевича, сам обряд венчания на царство выглядел следующим образом: в Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному московскому собору Успения Богородицы, отстроенному при Иване III [3].
Первой церемонией обряда коронования являлся перенос царских регалий в Успенский собор. Протопоп Благовещенского собора получал золотое блюдо с царским саном непосредственно из рук государя, ставил блюдо на голову и в сопровождении царского казначея, который нес в руках скипетр, а также вельможи «иных благородных» (по другой версии, несколько человек несли царские регалии направлялся в Успенский собор, где их ждали митрополит и архиепископы. Во время движения процессии во всех храмах столицы звонили в колокола [4].
Еще более величественно проходила церемония шествия государя из царских палат в соборную церковь. Перед Великим князем шел его духовник с крестом в руках, крестообразно окропляя святой водой путь до Успенского храма. За Великим князем следовали его ближайшие родственники по мужской линии – братья, дети и т.д. За ними шли бояре, вельможи, княжата, дети боярские и «все благородные юноши» в большом количестве. По обе стороны от государя, ограждая его от массы людей, в богато украшенной одежде шли окольничие и «прочие чиновники». Образуя живой коридор, по обе стороны от царского шествия, стояли многочисленные гости и жители столицы. Стрельцы строго следили за тем, чтобы никто не прошел перед государем по пути его следования в Успенский храм [5].
Кульминацией обряда венчания являлись действия, разворачивавшиеся в храме Успения Богородицы. Церемония в соборе выстраивалась вокруг последовательного возложения на государя царских инсигний. Этому предшествовали речь Великого князя-отца (если он был жив) к митрополиту, речь поставляемого Великого князя к митрополиту, речь митрополита к нареченному Великому князю. В речах Великих князей определялся порядок передачи прав на Великое княжение и царское венчание [6].
Во время долгой, по обычаю православной церкви, торжественной службы митрополит возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, присланные якобы византийским цесарем Константином Мономахом на Русь для венчания князя Владимира Всеволодовича (Мономаха).
По завершении чина венчания великий князь стал «боговенчанным царем». Первый русский царь стал носить этот титул на законных с точки зрения тогдашнего мира основаниях.
Дополнение короткого слова «царь» и в без того уже пышном титуле великого князя – «Государь и великий князь Московский, Владимирский и прочих земель» – делало его носителя равным по чину императору «Священной Римской Империи», ставило выше европейских королей – датского, английского, французского и многих иных, в том числе и ближайших соседей и соперников – польского и шведского, уравнивало с восточными соседями – казанским, астраханским ханами – наследниками Золотой Орды [7].
В Чине венчания на царство особое внимание следует обратить на миропомазание Великого князя. Среди части исследователей становится все более популярной точка зрения о том, что в России царь в обряде помазания миром уподоблялся Христу [8]. На наш взгляд, данная точка зрения является дискуссионной. Все же, в тексте Чина венчания на царство акцент делался на величии и могуществе Бога в трех лицах, который является источником силы, власти, могущества, опоры, защиты для Своего Творения.
Таким образом, «Чин венчания» регламентирует всю церемонию передачи символов царской власти великому князю Ивану IV Васильевичу, происходившую в Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 г. В его состав входят записи речей великого князя к митрополиту и митрополита к великому князю.
В обряде коронования можно выделить две основные части: церемониальные действия вне храма Успения Богородицы и в Успенском соборе. Вне храма происходили следующие мероприятия: перенос царских инсигний в Успенский собор, шествие государя в сопровождении многочисленной свиты в храм Успения Богородицы, а после завершения обряда коронования – из храма Успения в Архангельский и Благовещенский сборы. Все они являлись древнейшими храмами Московского Кремля [9].
В ходе церемонии великому князю, стоявшему на последней двенадцатой ступени помоста, сооруженного в центре собора, митрополитом Макарием было объявлено: «Се от Бога ныне поставляешися и нарицаешися князь великий Иван Васильевич, боговенчанный царь и самодержец всеа Великиа России». Митрополит возложил на него царский венец и дал в правую руку скипетр. Сакральность особы царя утверждалась таинством миропомазания: в «Чин венчания» включен «Чин и устав еже како подобает помазати царя или великого князя миром» [10], следуя которому проходи-ли последующие венчания российских государей.
Литература:
1. Чин венчания на царство Ивана IV 16 января 1547 г.
2. Шевченко М.Н. Об эволюции Чина венчания на царство российских монархов во второй половине XVI века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2017. – № 1 (21). – С. 200.
3. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. – М.: Наука, 1982. – С. 9.
4. Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. – М.: Университетская типография, 1883. – С. 44.
5. Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. – М.: Университетская типография, 1883. – С. 45.
6. Шевченко М.Н. О механизмах формирования сакрального образа царской власти во второй половине XVI века (на примере Чина венчания на царство) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Том 3. № 1. – С. 136.
7. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. – М.: Наука, 1982. – С. 9.
8. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. –C. 144-150.
9. Шевченко М.Н. О механизмах формирования сакрального образа царской власти во второй половине XVI века (на примере Чина венчания на царство) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Том 3. № 1. – С. 134.
10. Чин венчания на царство Ивана IV 16 января 1547 г. Третья четверть XVI в. URL: http://www.rusarchives.ru/projects/statehood/05-02-chin-ivan-grozny.shtml
У меня появился персональный "почитатель": некая ИРИНА.
Очередное, подставное, безмозглое "фуфло" . "Резвятся" в праздники и выходные...
Вы чрезвычайно тактичны в своих высказываниях. Мне кажется, на юрфаке изучают историю. Насчет моей, или Вашей "безмоглости" можно поспорить. Как и начсет фуфла. Читайте учебники! Как я их читала на истфаке. Привета Вам не передам.
Иван IV родился в 1530 г. Венчался на царство в 1547 г. Чин венчания привезла из Византии София Палеолог, супруга Ивана III. Впервые при нем был совершен чин венчания на царство. Насчет венчания Ивана Грозногою Обряд мирропомазания не был совершен. Только причастие. Мирропомазание при венчании на царство было совершено при вступлении на престол Федора Иоанновича, в 1584 году.