Как русские конструкторы создали авиацию США

88 дочитываний
58 комментариев
Эта публикация уже заработала 4,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда говорят про известных русских эмигрантов, особенно тех, кто внес вклад в развитие науки и техники, то чаще всего упоминают авиационных конструкторов, работавших в США. При этом, кроме Игоря Сикорского, мало кто из людей, всерьез не увлеченных историей авиации, назовет еще хотя бы пару фамилий.

Список же этот огромный. Даже в таких объемных трудах, как «Русская авиационная эмиграция» В. Михеева и «Золотая книга эмиграции», не все упомянуты.

Много места уделять Сикорскому, видимо, не стоит — о нем и так много знают. Можно лишь добавить, что основанная им фирма почти полностью состояла из русских эмигрантов (около двухсот человек), среди которых было немало известных людей. Они даже создали целый поселок с собственной школой, клубом, православной церковью и (!) русской оперой.

Не менее интересной фигурой был Александр Прокофьев-Северский. Он прославился не только как летчик, но и как талантливый организатор, создатель морской авиации на Балтике. Северский послужил прототипом «поручика Карповича» из книги «Повесть о настоящем человеке». Он был вторым в мире летчиком, который летал с протезом (первым был Юрий Гильшер).

В США Северский вместе с Александром Картвелли создал фирму Seversky Aircraft (тоже в основном из эмигрантов), позже Republic Aviation. Эта фирма создала знаменитый истребитель P-47 Thunderbolt и другие самолеты, включая состоящий ныне на вооружении A-10 Thunderbolt II.

Первый в США вертолет был построен фирмой Helicopter Corporation of America, которую создал Г. Ботезат. Фамилия вроде бы не русская, но звали-то его Георгий Александрович. Родился Ботезат в Санкт-Петербурге, родом из бессарабских дворян, и до революции уже считался одним из крупнейших специалистов по аэродинамике. Не все эмигранты из России уже были состоявшимися специалистами.

Например, Константин Захарченко лишь в 1916 году закончил Морской корпус. После революции уехал в США и уже в 1927 году со своим однокурсником Джеймсом МакДоннелом создал фирму, которая, правда, выпустила лишь один самолет. Захарченко уезжает в Китай, где создает конструкторское бюро и авиационный завод. По возвращении он снова возвращается к своему однокурснику в его фирму McDonnell Aircraft, где создает несколько уникальных вертолетов. Закончивший в 1908 году Киевский университет Михаил Струков уехал в США. В 1943 году создает там фирму Chase Aircraft, самым известным детищем которой стал военно-транспортный самолет C-123 Provider. Кроме фирм, созданных в США русскими конструкторами, на других предприятиях так же можно было встретить много русских фамилий.

На крупнейшей в то время американской фирме Curtiss-Wright с 1923 года работал конструктором Михаил Григорашвили. Позже он организует собственную небольшую фирму, занимавшуюся постройкой легких самолетов, а затем едет в Канаду, где на фирме Canadian Car and Foundry создаст свой собственный истребитель FDB-1. Так как его чаще всего упоминали как Майкла Грегора, то мало кто обращал внимание, что он был из России. До революции же Григорашвили был главным инженером завода, изготовляющего авиационные винты его собственной конструкции.

Потомок известного дворянского рода Борис Вячеславович Корвин-Круковский (почти вся семья расстреляна), военный летчик, пионер внедрения радио в авиации. В эмиграции он занимался как исследовательской деятельностью в области аэрогидродинамики, так и строил летающие лодки. 1925 году он становится вице-президентом фирмы EDO, работавшей в гидроавиации. Поплавки этой фирмы использовались в сотнях моделях гидросамолетов более чем двух десятков стран (включая СССР). Корвин-Круковский проявил себя и как конструктор, и как ученый, и как способный организатор. Он помог Сикорскому в создании его фирмы, в его компании нашло работу немало русских инженеров.

Самым массовым советским военно-транспортным самолетов в период Второй мировой войны и после нее был Ли-2, лицензионная версия американского DC-3 фирмы Douglas Aircraft. В создании этого самолета, как и других машин компании, принимал участие бывший студент Петроградского политехнического института, Владимир Клыков.

В другой американской компании, Glenn Martin, главным конструктором одной из лучших американских летающих лодок PBM Mariner был ученик Жуковского Михаил Ваттер. Позже Ваттер занимался противоракетной обороной и разработкой «шатлов». В фирме Consolidated работал Федор Калиш. Интересный факт — он был отправлен в СССР для налаживания там лицензионного производства летающих лодок «Каталина». В фирме Boeing разработкой крыла знаменитой «Летающей крепости», а позже и других самолетов занимался Янис Аккерман. И это лишь те, кто оставил наиболее заметный след в истории американской авиации.

Интересно

Проголосовали: 37

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

58 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 58
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Русских авиа-специалистов внесших огромый вклад в развитие американской (и не только американской) авиации было много, очень много.

Вот только некоторые из них:

АККЕРМАН ЯНИС ДАВЫДОВИЧ - "Им были разработаны профиль и форма крыла для знаменитой "летающей крепости" "Боинг" В-29 "Суперфортрес", авиалайнера В-377 "Стратокрейсер", первого многомоторного реактивного бомбардировщика В-47 "Стратофортрес""

БОТЕЗАТ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - построил первый вертолёт.

ВАТТЕР МИХАИЛ - проектирование самолётов, авиационное материаловедение, сверхпрочные сплавы и композиты для космической отрасли, автоматизация производства.

ГРИГОРАШВИЛИ (ГРЕГОР) МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ - авиаконструктор, из основателей канадской авиационной промышленности.

ЗАХАРЧЕНКО КОНСТАНТИН ЛЬВОВИЧ - главный конструктор Научно-исследовательского отделения по вертолетам и двигателям "Мак-Доннел Эркрафт Корпорейшн". Под его руководством в 1946 г. был построен первый 2-моторный вертолет "Мак-Доннел-37 Уайлэвей", в ходе испытаний которого конструктору удалось решить ряд сложнейших проблем, характерных для аппаратов 2-винтовой поперечной схемы. Воздушный гигант оставался самым большим вертолетом в мире вплоть до осени 1948 г., когда с участием другого выходца из Российской Империи - Якова Шапиро - в Великобритании был построен 3-винтовой гигант "Сиерва W-11 Эр Хорс".

Кроме тяжелого гиганта "Уайлэвей", З. построил в 1947 г. и "Мак-Доннел-38 Литл Генри" - первый в мире вертолет с реактивным приводом несущего винта посредством прямоточных воздушно-реактивных двигателей, установленных по концам лопастей. Относившийся к классу сверхлегких 1-местных "воздушных мотоциклов" аппарат завершил размерный ряд вертолетов. Затем был построен его 2-местный вариант. Параллельно с постройкой вертолетов З. продолжил исследования по ракетной технике и реактивным двигателям, сотрудничал с Корнелевской аэродинамической лабораторией.

ИСЛЯМОВ ИЛЬЯ ИСХАКОВИЧ - проектировал спортивные и коммерчские самолёты, а так же участвовал в создании баллестических ракет "Сатурн", "Паларис" и "Першинг".

КАРТВЕЛИ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ - истребители, гидропланы, штурмовики (SEV-1, SEV-2, SEV-3, "Republic Р-47 Thunderbolt" (основной истребитель армии США во второй мировой), F-84 "Thunderjet", F-84F "Thunderstreak", "Republic F-105 Thunderchief" (основой самолёт времён вьетнамской войны))

КЛЫКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - авиаконструктор "Дуглас Эркрафт". Он принял непосредственное участие в создании большинства самолетов фирмы, в том числе и знаменитых DC-2 и DC-3.

КОРВИН-КРУКОВСКИЙ БОРИС ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - авиаконструктор, создатель гидропланов и оборудования к ним.

МАХОНИН ИВАН ИВАНОВИЧ-изобретатель авиационной и транспортной техники, систем вооружения, дистилляции топлива.

НИКОЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ - конструктор вертолётов, автор многих научных работ, по вертолётостроению.

ПРОКОФЬЕВ-СЕВЕРСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - авиаконструктор, лётчик асс, специалит в области авиационной стратегии. Конструктор гидропланов и истребителей.

СИКОРСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ - многомоторнеы самолёты, гидропланы (с которых началась компания "Пан-Америка"), ну и конечно он создатель первого в мире серийного вертолёта и множества других. В США им было создано 17 типов самолётов и 18 типов вертолётов.

Вместе с Сикорским работали русские эмигранты, инженеры и рабочие, летчики и механики. Всю жизнь рядом с ним были талантливые инженеры: Михаил и Сергей Глухаревы, Борис Лабенский, Михаил Бьювид, Николай Гладкевич, Игорь Сикорский (двоюродный брат), Дмитрий Винер и др. В фирме С. нашли работу и получили специальность многие выходцы из России, ранее не имевшие отношения к авиации. Некоторые из них впоследствии покинули фирму и добились успеха в других областях деятельности. Рядом с заводом в Странфорде (штат Коннектикут) образовалась большая русская колония, был открыт клуб, церковь, школа и даже русская опера.

СТРУКОВ МИХАИЛ - инженер-конструктор планеров и самолетов. Им созданны военно-транспортные самолёты С-123, С-123, С-134 и д.р..

+12 / -2
картой
Ответить
DELETE

Благодарю за добавления.

раскрыть ветку (0)

Просто Александр! Спасибо за информацию.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Хорошая публикация, интересная. Спасибо!

+7 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Благодарю за интересную информацию.

+5 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
10.11.2020, 23:32
Санкт-Петербург
Комментарий удалён автором публикации

Инга, согласитесь, информация достойна внимания. И этим все сказано. Если будем критиковать друг друга, неизвестно кому повезет

+4 / 0
Ответить
11.11.2020, 00:00
Санкт-Петербург
Комментарий удалён автором публикации

Инга, ни в коем случае, не претендую. Нравится? Только вперед!

+2 / 0
Ответить
11.11.2020, 00:20
Санкт-Петербург
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)

Инга, не уверен, не обгоняй! Однажды, и нас настигнет На сайте "компилированием информации" занимается каждый 2-й, если не первый! И неплохо получается, надо сказать! Лучше так, чем свое, но кое-как. Надеюсь, Вы меня поддерживаете!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
11.11.2020, 02:00
Санкт-Петербург
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)

Инга, Владимир, как и все на сайте пишет то, что ему близко и интересно. Его право. Его читают! Кстати, и Вы пишете о том, что интересно Вам... , это не значит... Но народ читает и высказывает свое мнение. Не нравится, можно молча пройти мимо публикации, не обижая друг друга. Добра Вам!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Спасибо Нина что защитили меня от этой пиявки.

раскрыть ветку (0)

Толерантная вы, терпеливая.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Вы бы усвоили сначала, что такое компиляция, а потом писали бы.

Простым языком, это обработка и доставка информации из разных источников получателю ее. И вот это здесь важно.

+2 / 0
Ответить
11.11.2020, 20:13
Санкт-Петербург
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
DELETE

Спасибо Николай.

У вас много интересных статей.

+2 / 0
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

Очень интересно, некоторые фактв для меня новы, спасибо автору и добавлениям.

Тяжела судьба многих эмтгрантов, но все таки не зря говорят, что Америка страна возможностей.

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (58)

Новая отметка в вашем паспорте с 1 января. Цифра - наше всё

Как сообщил в начале декабря заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Каплан Мугдинович Панеш с 1 января по желанию граждан в паспорте можно проставить новую отметку.
00:48
Поделитесь этим видео

"Эффект Долиной "! Справедлива ли травля звезды РФ?

Огромная часть населения Российской Федерации уважает творчество русской певицы Ларисы Долиной. Это не просто красивый голос эстрады, но определённая эпоха, занимающая особое место на протяжении десятков лет,...

Хотела "свободы" и быть взрослой. 14-летняя девочка позвала домой своего парня и предложила убить маму: тело женщины нашли в подвале

Под Кемерово 14-летняя девочка пригласила домой своего парня и предложила убить свою маму, тот спокойно согласился. Это страшное преступление произошло 1 декабря нанешнего года в маленьком городке Прокопьевск,...

Эхо грядущей войны?

Художественный фильм «Минута молчания» вышел в 1971 году, и в нем прозвучала ...
04:12
Поделитесь этим видео

Когда звонок решает всё: как дело Долиной вскрыло гниль в нашей правоохранительной системе

Уважаемые читатели, думаю большинство из вас, живет в нашей стране не один десяток лет и прекрасно помнят, что такое неформальный порядок, точнее ТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО. Оно не упомянут в кодексах,...

Визит российского лидера в Индию демонстрирует тёплые отношения между странами

Индия страна , с которой мы подддерживаем дружеские отношения.Это долгосрочная, нерушимая дружба , которая идет из глубины времен. И то, что в Индию приехал Путин и его встретил сам лидер Индии господин Моди ,