Музалевских Ирина Александровна
Музалевских И.А. Подписчиков: 713
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 268.7к

Уменьшая неустойку и штраф, судьи плюют на закон

33 дочитывания
17 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,12 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сразу о главном

Существует закон РФ «О защите прав потребителей», в котором на законодательном уровне закреплено право потребителя на взыскание неустойки за нарушение сроков.

Например, по договорам купли-продажи неустойка 1 % от цены товара за каждый день просрочки удовлетворения законных требований потребителя, по договорам выполнения работ (оказания услуг) — 3 % от цены работ/услуг.

К каким правам можно отнести права потребителей? Конечно, к разновидности гражданских прав.
В Конституции РФ указано четко ч. 3 ст. 55, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Некоторые судьи намеренно игнорируют данную норму Конституции РФ и в споре между потребителем и продавцом, исполнителем, изготовителем, когда это касается неустойки. Они «нещадно режут» ее и при этом ссылаются на другую статью Конституции РФ, а именно ч. 3 ст. 17, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


При этом они делают ссылку на одно определение Конституционного суда 20-летней давности.
И наоборот, выносят решения в противоречии с постановлениями Верховного суда Российской Федерации, принятыми в период с 2012-го по 2016 год, и обзорами Верхового чуда Российской Федерации по защите прав потребителей 2018 г.


Позиция Верховного суда Российской Федерации

В п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» судам даны разъяснения, что применение ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.


Запомните, уважаемые судьи, только исключительность случая позволяет вам снижать неустойку.
В Российской Федерации я не нашла ни одного решения суда, в котором судья бы написал, что случай с потребителем исключительный, и расписал бы, в чем эта исключительность проявляется. Мне даже интересно почитать будет, как вы исключительность напишете, когда права потребителя нарушаются более года и просрочка 365 дней уже составила, а у ответчика выручка за этот же год миллиарды рублей.


Видимо Верховный суд РФ уже переполнен жалобами потребителей на откровенно формальные, небрежные решения нижестоящих судов. В ВС РФ пачками поступают такие дела. В связи с чем президиум Верховного суда РФ 17 октября 2018 года утвердил «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг».

В преамбуле данного обзора ВС РФ для всех судов Российской Федерации указано — цитирую: «Защита прав потребителей является одним из направлений единой государственной политики, которая осуществляется в настоящее время в Российской Федерации. Ее цели, задачи и приоритеты закреплены в "Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года", разработанной во исполнение подп. "а" п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № Пр-1004 ГС и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.


Особенности реализуемых прав и законных интересов граждан Российской Федерации как потребителей обусловлены правовым статусом, установленным законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"».


В переводе с юридического на простонародный язык это звучит так: защита потребителей — государственная программа. Государство разработало политику защиты на основании перечня поручений Президента РФ. Звучит грозно, да только некоторые судьи плевали на это. Нафиг им разъяснения Верховного суда Российской Федерации 2018 года вместе с поручениями Президента РФ 2017 года.


Многие судьи Тюмени и Тюменского областного суда, да и Российской Федерации применяют ненормативный документ 20-летней давности, а именно определение Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 263-О: «Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е. по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации».


Вот и тыкают эту когда-то скопированную ими фразу во все решения с потребителями, обосновывая типа право на снижение судом неустойки.


А ничего, господа судьи, что это было арбитражное дело, рассмотренное арбитражным судом Свердловской области по арбитражному иску гражданина Ю.А. Наговицына о взыскании неустойки с ОАО «Нижнетагильский гормолзавод» за просрочку оплаты товара по договору?


Кроме того, таких судей, применяющих эту фразу в своих судебных постановлениях, не смущает словосочетание свободного определения размера неустойки. В наших делах с потребителями размер неустойки определяется не свободно, а на основании закона. Ну не понимаете вы, так поищите это дело и посмотрите, что эта фраза в делах по спорам с потребителями – «не пришей к кобыле хвост», т.е. неуместный пример. Там экономический спор, и истец не являлся потребителем.


Обратите внимание, юристы, и потребители — эти же «судьи» (с моей точки зрения — неграмотные судьи) — тыкают эту фразу везде. А лучше бы свои способности развили или профессионализм повысили, а по-простому почитали бы более свежие "разжёванные" для всех юристов, включая судей, единую практику Верховного суда Российской Федерации и т.п.».


Лень читать, что ж, я не гордая, процитирую, всё-таки общим делом занимаемся, господа судьи, — защитой прав граждан. Ну не будете же вы опровергать и заявлять, что занимаетесь защитой прав юридических лиц? Хотя все чаще об этом думаю и даже убеждаюсь.

Итак, «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг» утвержден Президиумом ВС РФ от 17 октября 2018 года...
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм и разъяснений, а также принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ) размер неустойки (штрафа) может быть снижен судом на основании ст. 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика, поданного суду первой инстанции или апелляционной инстанции, если последним дело рассматривалось по правилам, установленным ч. 5 ст. 330 ГПК РФ.

Более того, помимо самого заявления о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства ответчик в силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие такую несоразмерность, а суд — обсудить данный вопрос в судебном заседании и указать мотивы, по которым он пришел к выводу об удовлетворении указанного заявления.


Нет доказательств, нет исключительности случая — не имеете права в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ снижать неустойку.


Читатели устали, а то бы я еще по двум постановлениям ВС РФ прошлась бы «и ликбез еще б прочла» некоторым судьям.


Возьмитесь за ум, уважаемые судьи. Уважение со временем пропадает. Еще не поздно признать ошибку, они бывают у всех. Но умный признает и исправит ошибку, а дурак… умным уже не станет никогда.

Председатель ТГОО «Центр защиты прав потребителей»

Ирина Музалевских

Город Тюмень

Проголосовали: 3

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

17 комментариев
Понравилась публикация?
29 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 17
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Вот если бы не применяли ст 333 гк рф к пени и штрафу была бы жесткая ответственность

Потом боялись бы нарушать права и дел было бы меньше.

+8 / 0
картой
Ответить

Коллега, зрите в корень и я тоже говорю. Сами себе яму копаете и не нойте, что завалены делами. Когда суммы неустоек, штрафов были бы реальными по Закону, тогда как только в суд потребитель пришел они бы на мировые соглашения шли с великим удовольствием, как раньше было. А так ответчик в суд придет, "посмеется" все равно копейки взыщут, а потом еще и апелляцию пишет. Но тупость и подхалимство никогда сестрой таланта не были. Один не совсем умный или наоборот совсем неумный сказал, что могут снижать и эту галиматью применять, вот и шпаклюют решения как двоечники переписывая друг у друга.

+10 / 0
Ответить

Слава Богу, мне попадались, в основном, вменяемые судьи. А если судья продажный, это чувствуется сразу даже не искушенному истцу, а с этим как бороться? Тем более в условиях не слишко высокой грамотности населения, а иногда и адвоката.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Из своего опыта, считаю, что судьи либо безграмотные, либо продажные. Для них законы не существуют.

+3 / 0
картой
Ответить
15.01.2020, 08:54
Санкт-Петербург

Продажность судей на поверхности! ОНИ! же судьи, а истец для них никто! Купив бракованный товар, (продавец откровенно проигнорировал закон о возврате товара в 2 х недельный срок), пришлось обратиться в суд Пушкинского района Санкт-Петербурга. Судья Чекалина спустя 4 месяца и проведя три! заседания вынесла вердикт-принять товар от покупателя, вернув ему только стоимость товара. При этом продавец не понес никакого наказания за неисполнение законов РФ. Для чего было устраивать фарс с судейством, растягивая время!, тратя деньги налогоплательщиков!, если все сводится к не выполнению принятых и существующих в РФ законов о правах потребителей!? Все происходит только от личного отношения судьи с ответчиком!, что и получилось в моей ситуации. Я не искала подход к судье, ответчик же нашел его.

+1 / 0
Ответить
Учитель начальных классов Ирина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 10.1к
15.01.2020, 09:33
Москва

Я считаю, что опускать руки нельзя. У меня во втором суде кассационной инстанции отменили определение апелляционной инстанции Мосгорсуда. Закон был нарушен и в районном суде, и в апелляционной инстанции. Но дорогие мои, есть и кассация, и Верховный Суд. Давайте пользоваться своими правами!

0
Ответить

Может Кассация и сможет изменить ситуацию, но вот посмотрев сколько мало отмен в ней, что-то стла сомневаться. Первое дело в Новой кассации еще не рассмотрено, напишу какие результаты будут.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Они не только на закон плюют.

Образовалась каста, которой все дозволено.

раскрыть ветку (0)

Грамотно излагаете, удачи в апелляциях и кассациях.

0
картой
Ответить

Спасибо за поддержку.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Своевременная статья.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (17)

Переобулся — и попал на ремонт. Кто виноват?

Сезон “переобувки” — как экзамен для водителей и шиномонтажей одновременно. Кто-то спешит, кто-то экономит, кто-то клянётся “мы всё сделали по ГОСТу”, а потом начинаются сюрпризы: царапины на дисках,...

Как страховые делают вид, что бампер стоит 3000 рублей — и что с этим делать

Если вы хоть раз попадали в ДТП, то знаете этот квест: сначала авария, потом экспертиза, потом — долгожданная СМС от страховой. И вот вы стоите рядом с помятым бампером, с этой цифрой в телефоне и чувством,...

Запрет навязывания дополнительных товаров и услуг без отдельного согласия потребителя

В 2025 году российское законодательство о защите прав потребителей при онлайн-покупках претерпело важные изменения. Это напрямую затрагивает всех, кто совершает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.