Гарантии медицинской этики с поправкой на качество нашей жизни

Вопросы этических отношений в медицинской деятельности всегда остро обсуждаются, потому что применительно к специфике должны быть направлены на защиту прав и интересов пациента, а на практике медики часто бывают поставлены в такую ситуацию, что приходится принимать меры противоречащие нормам медицинской этики.
По мнению многих, медицинская этика – вопрос второстепенный, имеющий косвенное отношение к основному направлению медицины. Другие напротив, считают медицинская этика – сердце медицины.
Медицинская этика (медицинская деонтология) — раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.
Обычно врач не задумывается об этических аспектах своей практики. Это происходит потому, что стиль его работы становится достаточно рутинным и принятие решений воспринимается как должное.
«Бабка любила лечиться и часто ездила в больницу, где говорила, что ей не 70, а 58 лет; она полагала, что если доктор узнает ее настоящие годы, то не станет ее лечить и скажет, что ей впору умирать, а не лечиться»
А.П.Чехов. Мужики
Профессиональная медицинская этика как совокупность конкретных норм и оценок, определяющих поведение медработника, имеет глубокие исторические корни. Еще за 1500 лет до н. э. индусские врачи давали профессиональную клятву. В основе многочисленных профессиональных присяг, которые принимают медики во многих странах мира, лежит Клятва Гиппократа.
Исторические модели моральной медицины
Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.
1.Модель Гиппократа («не навреди»).
Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377 гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конферен-цией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.
2.Модель Парацельса («делай добро»)
Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541 гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Па-рацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духов-ный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.
3.Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении пред¬писаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавли¬ваемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинар-ными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).
Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомеди¬цинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций че-ловеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне.
Современная медицинская этика все больше внимания уделяет изучению нравственно-этических позиций больных. Современный больной - это, как правило, активный пациент, отношение которого к своему здоровью становится все более ответственным, он все чаще стремится участвовать вместе с врачом в принятии решений, касающихся его здоровья. В то же время поведение известной части пациентов имеет нравственные отклонения. Все это послужило причиной для постановки нового вопроса - об "этике больного".
Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента. Цель деонтологии — сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.
Медицинская деонтология включает в себя:
1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом:
• интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
• интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
• вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
• врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.
В связи с развитием медицины в различных ее областях появились новые этические проблемы. Например, в трансплантологии при пересадке почки от живого донора врачи сознательно (во имя гуманной цели) нарушают гиппократову заповедь "прежде всего не повреди". Операция по пересадке сердца требует разрешения целого ряда труднейших этических вопросов, касающихся как реципиента, так и донора (его родственников). В трансплантологии медики зачастую сталкиваются с удвоенным хирургическим риском. В этих условиях все большее значение приобретает понятие "этический риск".
Еще один ракурс этических проблем - средний медперсонал, который проводит в лечебных учреждениях, особенно в больницах, значительно больше времени, чем врачи. Роль медсестры в создании вокруг больного оптимистической обстановки, веры в благоприятный исход заболевания трудно переоценить. Современный медработник должен обладать широким кругозором, быть разносторонне образованным и мыслящим специалистом, который призван компенсировать своим внимательным и сердечным отношением к больному издержки современной "технизации" медицины.
Этические проблемы медицинских сестер
Чем отличается подход медсестры к этическим аспектам в повседневной работе от подхода врача? Сестринская этика в основном направлена на деятельность, которая предусматривает профессиональный уход за пациентами.
Социологической ролью и положением медицинских сестер, то можно определить следующее:
• обязанности врачей и сестер очень разнятся: врач обычно занимает положение, которое обеспечивает ему высокий статус, а роль сестер в оказании медико-санитарной помощи превращается в важное промежуточное звено;
• медицинские сестры часто сталкиваются с огромным количеством приказов, правил и распоряжений от администрации; каналы связи по вопросам предложений, жалоб в более высокие иерархические уровни ограничены; такая ситуация подавляет инициативу и порождает чувство неполноценности и недовольство;
• сестры оказывают поддержку научной деятельности врачей посредством выполнения дополнительных обязанностей;
• сестра должна сдерживать эмоции, не указывать пациентам на сомнения, неуверенности, ошибки, которые наблюдает в работе;
• медицинский уход является важным социальным идеалом всеобщего благосостояния государства, где он находится в контексте социальных ценностей; с другой стороны, настоящий физический уход обычно недостаточно оценивается и вознаграждается, что создает неприятное впечатление о сестринском деле.
Этическим проблемам медицинских сестер также уделяют мало внимания. Как следствие медицинские сестры стараются передать обязанности по уходу санитаркам.
Напрашивается вывод, что сестры находятся в ловушке противостояния перспектив и надежд.
Таким образом, главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восста-новление здоровья должно быть обоюдно подчинено этой цели как один из составляющих элементов.
Уважение автономии индивида является одной из основополагающих цен¬ностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, что¬бы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно.
Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением при оказа¬нии медицинской помощи.
Все эти гарантии закреплены законодательно Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»:
Статья 19. Право на медицинскую помощь
1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования….
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Не существует единого подхода в анализе и оценке значимости факторов влияющих на этические взаимоотношения медицинского персонала и пациентов. Правильной будет оценка предвидения предпринятых действий с обеих сторон. Потому и важно в данном случае учитывать автономию больного, гарантии государства каждому на право получения медицинской помощи.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
В нашей районной поликлинике (так мне повезло) я довольна - приходишь к определенному часу, вежливые и внимательные сестры, и врачи тоже. В пределах своих возможностей они делают все, что могут. В клиниках Москвы мне сделали бесплатно несколько операций с хорошими результатами. Но я знаю, что вне Москвы все может быть иначе.
Спасибо..
Спасибо! Хорошая, актуальная статья, но не всегда закон, принципы и соблюдение прав граждан выполняются в медицинских учреждениях.
В семье не без урода.
Откуда Вы такое взяли? Наша медицина только в страшных снах снится.
О качестве медицинского обслуживания можно говорить только в коммерческих мед. учреждениях. В государственных лишь имитация, которая заключается в писанине корявым почерком и впаривании лекарств (не самых дешевых). Не думаю, что приход нового министра здравоохранения что-то изменит.
А вы не пробовали в государственном медучреждении угостить врача, например шоколадкой или коробкой конфет? Уверяю, что качество осмотра и оказание медпомощи будут значительно выше, чем в частной клинике!
"С голубого ручейка начинается река..." А коррупция, как водиться, - с конфетки.