О компенсации за уход за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим возраста 80 лет

Больная тема
Возникает много вопросов по поводу компенсационных выплат за уход. Поэтому постараюсь подробно разъяснить, что это за выплата, кому и когда она назначается.
Итак, основным документом, регулирующим порядок установления такой компенсации, являются ПРАВИЛА осуществления ежемесячных компенсационных выплат, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343.
Компенсация за уход устанавливается в размере 1200 рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 397, ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В случае если к заявлениям приложены не все документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие недостающие документы необходимо представить. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за ежемесячной выплатой считается месяц приема заявления.
Иными словами, если заявление о компенсации за уход подается, к примеру, 30 января, то компенсация за уход будет установлена с 1 января, поскольку Правилами предусмотрено установление компенсации с месяца подачи заявления. Но при этом необходимо, чтобы на 1 января (относительно нашего примера) соблюдались все условия для установления этой компенсации (ухаживающий не работал, а лицо, за которым будет осуществляться уход, достигло возраста 80 лет или являлось инвалидом 1-й группы).
Все наоборот
Многие считают, что компенсация устанавливается тому лицу, за кем осуществляется уход. Такие выводы делаются из-за того, что компенсация выплачивается вместе с пенсией нуждающегося в уходе. Однако это не так.
Согласно все тем же Правилам, компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Поэтому когда речь идет о том, кому положена эта выплата, то однозначно ухаживающему лицу. И пенсионер не вправе распоряжаться этой выплатой.
Многие ухаживающие лица, в силу разных обстоятельств, не могут в полной мере осуществлять уход, тогда по договоренности с пенсионером он может оставить какую-либо сумму от этой выплаты (или всю выплату) пенсионеру. Так обычно и происходит. Но только пенсионер почему-то считает, что это он оплачивает компенсацию ухаживающему лицу. Хотя это не так.
Компенсационная выплата устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Это тоже занятость
Таким образом, ухаживающий может оформить несколько компенсаций при уходе за несколькими гражданами, нуждающимися в уходе. Но стаж будет учитываться только при уходе за одним лицом.
У некоторых возникают вопросы по поводу включения периода ухода в стаж или в баллах. Сообщаю, что уход действительно учитывается при подсчете страхового стажа для права на пенсию. Но в расчете пенсии эти периоды могут участвовать либо как стаж, либо как баллы. Т.е. пенсионным фондом должен быть выбран наиболее выгодный вариант для учета периода ухода в целях пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 343, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Пунктом 11 Правил № 343 установлено, что прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае переплаты компенсации за уход пенсионный фонд взыщет эту сумму в любом случае. Поэтому необходимо, если ухаживающий устроился на работу, срочно сообщать об этом в ПФР.
В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в разделе VII «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24.12.2014 г., в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
То есть взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты будет производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований.
Размер компенсационных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях).
Согласно указанным Правилам, компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода ухода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину.
В этой связи, принимая во внимание, что осуществление ухода предполагает нахождение трудоспособного ухаживающего лица рядом с нетрудоспособным гражданином, за которым осуществляется уход, размер компенсационной выплаты следует устанавливать с тем же районным коэффициентом, который установлен к пенсии нетрудоспособного гражданина, за которым осуществляется уход, только в случае проживания указанных лиц в одном населенном пункте или в разных населенных пунктах, относящихся к одному муниципальному району (городскому округу), или без коэффициента – в случае проживания указанных граждан в разных районах субъекта Российской Федерации, в том числе когда на всей территории этого субъекта установлен один районный коэффициент, а также в случаях, если он не установлен к пенсии нетрудоспособного гражданина (при отсутствии права).
Подтверждение факта проживания ухаживающих лиц в соответствующих районах осуществляется применительно к порядку, закрепленному в Правилах установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 г. № 249.
Вот основные моменты, на которые необходимо обратить внимание.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Информация полезная, спасибо большое!🌹
Но сумма компенсации не выдерживает никакой критики! Один раз в магазин сходить, об остальном и говорить нечего!
Один раз за хлебом, молоком и крупной.
Что такое 1 200 рублей за уход за больным, 80 лет и более. Интересно,
даже смешно, если человек осуществляющий уход за таким пенсионером, устроился на работу, государственные чиновники, считают, что человек не дай бог за эти 1 200 рублей, "разбогатеет". Обидно нам всем, за такую подачку.
О чем здесь вообще разговор? О 1200 рублей? И как эту сумму вобще можно делить на какие-то части?! Эти 1200 рублей позор и издевательство. Если случается несчастье и кому-то в семье нужен постоянный уход, то приходится нанимать сиделку и работать еще больше, чем раньше, чтобы этой сиделке заплатить и себе на геркулес осталось. Пусть включат уход за такими больными в страховой полис и попробуют платить сиделкам по 1200.
Позор да и только! Такая компенсация.. курам на смех, а ещё живёт человек в семье, которая за ним ухаживает, а оформлять так сказать уход надо на безработного.. это вообще не укладывается ни в какие рамки, у нас на школьников оформляют... которые этих людей вообще никогда не видели.. черный юмор и только...
А с какого возраста школьника можно его оформить как ухаживающим? Могу ли я оформить своего племянника 9 лет?
Трудовое законодательство допускает заключение трудового договора с 16 лет, но в данном случае – с 14-ти лет при соблюдении некоторых условий.
Как известно, в 14 лет ребенок еще не заканчивает получение общего образования, поэтому его трудоустройство допускается, если работа будет выполняться в свободное от учебы время и при этом не нанесет вреда учебному процессу.
В связи с этим оформлять уход за нетрудоспособным на 14-летнего ребенка можно, но при соблюдении следующих условий:
- получено письменное согласие одного из его родителей (попечителей) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным,
- уход должен осуществляться в свободное от занятий время.
Таким образом, уход за нетрудоспособным можно оформлять с 16-ти лет – без каких-либо дополнительных ограничений, а с 14-ти лет – при условии представления письменных разрешений от родителей и органа опеки.
Я ухаживают за своей свекровью, которая проживает со мной, ей 94 года, инвалид 1-ой группы, не ходячая, не дееспособная, живёт в своём мире, а оформлено пособие на другого человека, которому ещё и 300 рублей плачу что оформлена, покоя нет ни днём ни ночью, а на себя оформить нельзя, хотя мне нужны года для стажа.
Очень Вам сочувствую, хотя мне уже не нужны балы, мама умерла.
Ухаживаю за бабушкой. Не ходит уже 7 лет. Оформила я эти 1200 на себя. Так как каждый день из года в год сама бегаю к ней. Детям не нужна. Никто из родных не помогает. Работать не получается. Потому что постоянное присутствие обязательно. Менять памперсы, переворачивать, обрабатывать пролежни, купать в ванную тащу на себе. Так вот, пенсия бабушки это нам с ней на двоих на еду, на квартплату, на лекарства, на другие средства гигиены, на продукты кое как хватает. Живем очень и очень экономно. А 1200 эти один раз упаковку памперсов купить,30 штук. Нанять сиделку в месяц минимум 30000. Так что, оплатить эту сумму я не в состоянии. Живем на грани выживания. Я забыла когда покупала для себя одежду. Хожу в чем есть, и зимой и летом. А бабушку бросить или сдать в дом престарелых, не смогу по морально-этическим нормам. Не так я воспитана. Так что, сумму по уходу за стариками достигшими 80 летнего возраста не 1200, а 12 тысяч, как минимальный заработок нужно поднять. Это не просто издевательство над народом, это полное равнодушие к тем, кто во благо страны трудился всю жизнь. Бабушка 48 лет отработала в колхозе. Не было в ее жизни радостей и сейчас государство не жалует.
.ну вот, сейчас корректируется Конституция. Пдавайте в Госдуму свои предложения.
Вы думаете что это так просто? Глубоко ошибаетесь. Не первый год мы поднимаем эту проблему, но Гос Думе эта тема не интересна, Ее просто игнорируют. Здесь пока Президент где-нибудь не наткнется на информацию, да по шапке не настучит, ничего не изменится
А вы себе поверили!?
А.М.! Ну так вместо совета сам бы для примера подал в Госдуму предложение!
А у нее в программе реабилитации памперсы и простыни не записаны? Посмотрите, должны бесплатно выдавать если есть такое. Правда получить их... в одном регионе каждый месяц инвалидам поквартирно развозят, а в другом использованные сдавать надо обратно!