Сиюминутные впечатления солнечного человека. К 180‑летию Клода Моне.
Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет.
Оскар Клод Моне
В день всех влюблённых, 14 февраля, исполнилось 180 лет со дня рождения великого французского живописца Клода Моне.

Будущий основоположник импрессионизма родился в Париже в семье бакалейщика. За свою долгую жизнь (мастер скончался в 1926 году в возрасте 86 лет) Моне оставил огромное творческое наследие, которое хранится в лучших музеях мира.
При жизни художника прозвали человеком солнца, поскольку он не признавал ни электричества, ни газовых фонарей и работал исключительно при естественном освещении и в ясную погоду. Моне вставал с рассветом, а на закате со словами: «Если солнце спит, то что делать мне?», ложился спать.
Любовь к садовым и, особенно, полевым цветам красной нитью проходит через всю жизнь художника. Особое предпочтение он отдавал макам, ирисам и лилиям. Другой характерной чертой творчества Моне стала серийность – написание одного и того же сюжета (пейзажа) в различные времена года, время суток и погоду. При этом рисовал он очень быстро. Каждая картина великого живописца – это его сиюминутное впечатление от увиденного.
Начав в 1877 году с серии картин «Вокзал Сен‑Лазар», художник затем написал ещё восемь серий, среди которых «Долина Крёз», «Тополя», «Руанский собор», «Лондон», «Венеция». Самая масштабная серия – «Нимфеи» («Кувшинки») – насчитывает около 250 полотен с изображением кувшинок усадьбы Моне в местечке Живерни в Верхней Нормандии.
Сегодня сад Моне в Живерни, который художник называл своим «самым красивым шедевром», считается одной из главных туристических достопримечательностей Франции, а картины его бывшего обладателя – одними из самых ценных и дорогих в мире.

Завтрак на траве, 1865-1866. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве

Терраса в Сент-Андрессе, около 1867. Хранится в Музее Метрополитен в Нью‑Йорке

На берегу Сены. Бенекорт, 1868. Хранится в Чикагском институте искусств

Тюльпаны в Голландии, 1872. Хранится в Музее Орсе

Впечатление. Восход солнца, 1872. Хранится в Музее Мармоттан-Моне в Париже
Из серии «Вокзал Сен-Лазар»

Вокзал Сен-Лазар, 1877. Хранится в Музее Орсе

Прибытие поезда, 1877. Хранится в Музее Фогга в Кембридже

Поезд из Нормандии, 1877. Хранится в Чикагском институте искусств

Вокзал Сен-Лазар, 1877. Хранится в Лондонской национальной галерее

Дорога в Ветёй зимой, 1879. Хранится в Художественном музее Гётеборга

Берег Сены. Ветёй, 1880. Хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне

Пшеничное поле, 1881. Хранится в Кливлендском музее искусства

Рыбаки на Сене, 1882. Хранится в Музее истории искусств в Вене

Маннпорт. Этрета, 1883. Хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке

Маковое поле в лощине неподалёку от Живерни, 1885. Хранится в Музее изящных искусств Бостона

Стог сена в Живерни, 1886. Хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Из серии «Тополя»

Тополя в солнечном свете, 1887. Хранится в Государственной галерее Штутгарта

Тополя на Эпте, около 1900. Хранится в Национальной галерее Шотландии

Сена, 1897. Хранится в Музее Орсе
Из серии «Лондон»

Здание Парламента. Эффект тумана, 1904. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве

Здание Парламента. Сумерки, 1905. Хранится в Музее Мармоттан-Моне в Париже
Из серии «Нимфеи»

Пруд с лилиями, 1899. Хранится в Национальной галерее в Лондоне

Водяные лилии. Облака, 1903. Хранится в частной коллекции

Водяные лилии, 1907. Хранится в Музее изящных искусств Бостона
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Писсаро, Ренуар, Моне и Золя каждый вечер ужинали в кафе «Гербуа», близ заставы Клиши. Друзья давно заметил, что к их разговорам внимательно прислушивается совсем юная девушка с большими грустными глазами, но смотрит при этом только на Моне. Уже несколько вечеров подряд она приходит, садится за соседний столик, пьет оранжад маленькими глотками и не сводит с художника глаз. В один из вечеров Клод поднялся, подошел к девушке, молча протянул ей руку, и они ушли.
С того дня эти двое больше не расставались. Камилла Донсье — дочь мелкого лионского буржуа — была столь же умна и покладиста, сколь и красива. Она боготворила Моне, ловила каждое его слово и каждый взгляд, и никогда не доставляла ему хлопот. Ни тебе слез, ни упреков. «Не женщина, а ангел», — говорил про нее Моне. А уж лучшей натурщицы ему и вовсе было не сыскать. Тонкая талия, густые темные волосы, правильный овал лица и глаза, в которых можно было утонуть.
И что только она в нашла в Клоде? Ведь он в ту пору был беден, как церковная мышь. А все потому, что пошел наперекор родителям. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу. Но парень, вот ведь незадача, с детства малевал картинки и ни к чему другому у него душа не лежала.
Впрочем, тот, кто не знал, что в кармане у Моне нет ни гроша, ни по чем бы не догадался об этом. Настолько статен и импозантен был художник. Одевался с иголочки, костюм заказывал у лучшего в округе портного. А когда тот жаловался, что Моне не заплатил еще за предыдущий, отвечал, словно он король: «Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов».
Молодая семья жила в удручающей бедности. Моне не мог расплатиться с кредиторами, и вынужден был соскабливать краску со своих старых картин, чтобы на тех же холстах продолжать работу. Камилла служила моделью для его полотен. «Женщины в саду», «Дама в зеленом», «Камилла у окна», «Камилла в саду», «Камилла с зонтиком»... Он готов был писать ее бесконечно... После вторых родов Камилла умерда...
Алиса Гошеде, мать шестерых детей, долгие годы была для Моне верным другом и любовницей. А через 13 лет, похоронив своего мужа, она добилась своей цели и стала второй мадам Моне. Они прожили вместе двадцать лет, и все эти годы Алиса ужасно ревновала Клода к покойной жене, о которой он то и дело вспоминал. Впрочем, она была женщиной целеустремленной и всегда добивалась, чего хотела, а потому через несколько лет она вытравила из памяти мужа все, что было связано с первой женой, даже могила ее была заброшена.
Вот только портреты Камиллы разошлись по многим музеям и частным собраниям, что же касается изображений Алисы, то их не было и нет. Все двадцать лет совместной жизни Клод Моне был увлечен стогами, лилиями, Руанским собором, но никак не супругой...
...Моне пережил и свою вторую супругу, и своих детей. И умер в 1926 году в возрасте 89 лет. Его похороны были предельно скромны. Присутствовали только самые близкие: так хотел сам художник. До отправления траурного кортежа на кладбище Жорж Клемансо, знавший, насколько Моне не любил черный цвет, снял с его гроба черную материю и покрыл его обычной занавеской в цветочек: «Никакого черного цвета для Моне! Черный — это не цвет!»
Источник: oracle-today.ru
Простите за опечатку.
Нравится импрессионизм вообще. И в живописи, и в музыке, и в кино. Дочь снимает в в этом стиле, музыкантов в основном. Атмосферность.
Мне нравятся картины и Мане, и Клода Моне.
А песню Александра Дольского про импрессионистов слышали?