Коррупция в частном секторе

Развитие государственности и формирование национальной экономики, основанной на вложении казенных средств, долгое время являлись основным блокатором развития гражданского оборота в России. Временным этапом, знаменующим открытие широких возможностей участия частного капитала в экономической жизни страны, является вторая половина XIX века. Именно в этот период времени получает развитие промышленное и железнодорожное строительство, которое, в свою очередь, продиктовано необходимостью расширения торговых операций.
С этого момента отмечается тождество деяний подкупа-продажности в государственных и частно-хозяйственных структурах, а коррупционные проявления в публично-правой сфере получали заряд развития в бизнес-секторе. При этом важно подчеркнуть, что тождество проявлялось в одинаковых оценках содержания социально-правовой природы служебной деятельности как в государственном секторе, так и в частном.
Разница же заключалась в основаниях юридической ответственности за ее нарушение, в том числе преступное (служебная сфера в силу частного происхождения не предполагала ее уголовно-правовой охраны – преимуществом пользовались гражданско-правовые меры ответственности виновных в причинении ущерба).
Таким образом, социально-правовая сущность коррупции в государственном секторе, требуемая законом к пресечению, не подвергалась сомнению. Общественная опасность продажного поведения чиновников представлялась реальной угрозой власти монарха.
Такое положение формировало определенную ментальность в позициях законодателей, ученых и правоприменителей того времени, которая строилась на беспечном отношении к источникам коррупционных притязаний, продуцируемых как частноправовой сферой, так и в ней самой.
Представляется, что подобная логика и содержание коррупционных реалий явились той отправной точкой бифуркации, после которой дальнейшая отечественная государственная политика в области противодействия коррупции происходила без значительного внимания к вопросам борьбы с так называемой «частной» коррупцией.
Однако объективные обстоятельства, позволившие развитие такой тенденции в период советской России – когда экономическая жизнь была лишена широкого гражданского оборота товаров, работ и услуг, которые могли бы производиться частным бизнесом, – такое положение вещей если не исключало, то нивелировало значение вопросов борьбы с коррупцией в частноправовой сфере.
Объективные обстоятельства изменения отношения к «частной» коррупции с позиции борьбы с ней могли возникнуть только при наличии реальных ее проявлений и при наличии среды ее продуцирования. Такой средой должны были выступать правоотношения, складывающиеся в связи с ведением бизнеса, в нарушении которых заметна роль коррупционных проявлений. Только тогда на стражу или защиту таких отношений встанут нормы закона.
В современный период развития экономических формаций такие условия после длительного их отсутствия стали возникать в 1980-годы, получив конституционное закрепление в начале 1990-х годов, с определением гарантии «права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной законной деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации) и с момента легитимного введения в экономическую систему новых хозяйствующих субъектов – коммерческих организаций.
Коррупция в частном секторе
Для коррупции в частном секторе характерен широкий круг предикатных преступных и околокриминальных проявлений, которые не позволяют различать привычные для уголовно-правовой квалификации преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ, признаки коррупционных деяний.
К таким проявлениям относятся:
- нарушение правил аудита и бухучета в организации,
- несоблюдение этических норм и правил поведения, принятых для ее сотрудников,
- различные формы мошенничества.
Нужно признать известную долю уязвимости в подходе, позволяющем причислять указанные проявления к коррупционным.
С учетом таких взаимосвязей нельзя не согласиться с мнением о том, что «рыночной экономике имманентно присуща коррупция, поскольку происходит смещение от идеологии государственного обслуживания к идеологии максимизации частного интереса».
Коррупционные начала или договоренности возникают в ходе взаимодействия руководителей организации с представителями органов государственной власти или иными организациями. Такое взаимодействие преследует цели увеличения прибыли в бизнесе, направлено на обеспечение его развития.
Однако средства достижения здесь используются незаконные («откаты», подкуп). По этой причине правонарушители используют коррупционные схемы, так как они остаются скрытыми для правоохранительных и надзорных органов. Не в последнюю очередь потому, что коррупционные действия проблематично квалифицировать в соответствии с УК РФ.
Сфера размещения заказов
Исследователи, занятые анализом и оценкой коррупционных рисков в указанной сфере, отмечают множество обстоятельств их проявления. К таковым, думается, можно отнести:
- недопущение конкурентов путем составления заказчиком технического задания под отдельно выбранного поставщика (посредника);
- публикация тендера с заведомо невыполнимыми условиями и сроками (в то время как один из посредников заранее знает, что будет конкурс, и знаком с его условиями, а значит, имеет возможность подготовиться).
Для осуществления подобных действий зачастую открываются фирмы-однодневки. Создание подобных фирм изначально не подразумевает ведение дела легальным путем. Именно такие организации становятся «штаб-квартирой», здесь реализуются мошеннические механизмы в сфере размещения заказов, а также происходит уклонение от уплаты налогов, сборов, таможенных пошлин и иных фискальных платежей.
Сфера разрешительных процедур
Наличие административных барьеров, неясных процедур исполнения требований законодательства образует благоприятные причины и условия для возможностей предоставления незаконного вознаграждения государственным и муниципальным служащим со стороны представителей коммерческих организаций (так называемая «предпринимательская взятка» или «деловая взятка»).
В условиях практического отсутствия (за редким исключением) официально предусмотренных сокращенных сроков предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций, запрета фасилитационных платежей за государственные услуги представители бизнеса преодолевают административные барьеры и установленные обременительные условия получения благ при помощи коррупции («ускоряющая взятка»). Криминологически важно отметить, что многие предприниматели оправдывают коррупцию, изначально закладывают в бюджет компании статьи расходов на подкуп.
Коррупционное рейдерство
Появление насильственных поглощений компаний в России относится к началу 90-х годов XX века. Значимые для настоящего исследования свойства коррупционного рейдерства заключены в использовании коррупции не только как меры защиты бизнеса, но и в качестве недружественных слияний и поглощений, которые происходят при помощи административного или правоохранительного ресурса. Так, нередко в обход закона и под прикрытием коррумпированных служащих представители коммерческих организаций предлагают владельцу компании продать ее, а в случае несогласия угрожают уголовным преследованием («рейдерские атаки»).
Следующие проявления «частной» коррупции можно определить в институциональных свойствах, а именно – использования коммерческой организации для получения незаконных выгод, благ и преимуществ («государственно-коммерческая коррупция»). Отмечаемые свойства институциональности образуются за счет участия в «частной» коррупции представителей государственных структур, соответственно, типичными формами ее проявления являются:
- «участие служащих в управлении коммерческими организациями (непременно, через представительство родственников, близких лиц);
- использование должностными лицами своего служебного положения для захвата собственности, распределения выгодных контрактов, предоставления преференций;
- использование должностными лицами своего служебного положения для перечисления бюджетных средств (в виде кредитов и инвестиционных средств) на счета коммерческих организаций, с последующим их обналичиванием;
- неправомерное (полное или частичное) освобождение коммерческих организаций, по инициативе или распоряжениям должностных лиц государственных органов власти, от фискальных, финансовых или материальных государственных обязательств».
Описываемая коррупционная связь бизнеса и власти имеет свои объяснения. В течение 1990–х гг. значительная часть государственных служащих перешла в частный сектор, но не утратила связи с бывшими коллегами, подкупая их и заинтересовывая вышеописанными технологиями коррупционных действий в обмен на реализацию требуемых решений.
Со стабилизацией экономической системы возникла необходимость защиты коррупционных накоплений от неправомерных посягательств со стороны тех представителей государственных структур, которые не участвовали в первоначальном образовании капитала.
С 2016 года бьюсь вернуть земельный участок с незавершенным домом посередине на 15 сотках, огороженный по фасаду профнастилом, который выманил предприниматель у моего мужа при помощи специалистов Россреестра и специалистов Администрации. При этом не увидели и долевую ипотеку и Федеральный судья заволокитила все дело своим абсурдным решением - написав что все принадлежит мужу. Хотя это совместно нажитое имущество. Судьи вообще работают против людей, а не для человека...
Они работают в свой карман, у меня тоже с администрацией, мвд...дело связано, сражаюсь одна со всеми. Надо всем за свои права боротся, а у нас все руками машут, поэтому с каждым годом все хуже и хуже😭
Читать эту статью. Только времени терять. Пишет столько операций на словах. Которые люди и не знали что есть что. для кого эта статья. Для Трампа.
А возможно ли реально победить коррупцию?
Всё может быть.
Слишком глубоки её корни.
У нас коррупция везде! Что теперь делать?