Попал в яму на дороге? Что делать?
Ежегодно в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин, поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из одного пункта в другой пункт.
Проехав по «покрытию» уже 10-20 км, автовладелец вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. Дорожные службы при этом не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.
Что же делать автовладедьцу, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения?
Является ли попадание в яму ДТП?
Пунктом 1.2 ПДД установлено, что:
"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Так как до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. А значит, для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.
Какие повреждения дороги допустимы?
Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер - 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:
• длина углубления в дороге - 15 см.
• площадь 0,06 м 2.
• глубина - до 5 см.
Порядок оформление документов при попадании транспортного средства в яму.
Так как в происшествии участвует только 1 автомобиль самостоятельное оформление ДТП невозможно. В первую очередь автовладелец должен вызвать сотрудников ГИБДД.
Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.
До приезда патрульного автомобиля ГИБДД у автовладельца будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:
1. Если у происшествия есть очевидцы, то следует поторопиться записать их координаты. В большинстве случаев очевидцы очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.
2. Зафиксировать место ДТП. На фотографиях должны быть зафиксированы:
• Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома).
• Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком.
• Видимые повреждения автомобиля.
• Яма, которая послужила причиной аварии.
• Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.
Внимание! Ужасное состояние дорожного полотна - еще не гарантия на компенсацию ущерба. Автовладельца обвинят в превышении скорости, неправильном режиме движения, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В конечном счете, делаются попытки свести ситуацию к тому, что автовладельцу никто не должен. Доказательства на руках - шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.
3. После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о Дорожно-транспортном происшествии.
В процессе заполнения документов следует внимательно следить за тем, чтобы сотрудник ГИБДД зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Должны быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.
С кем судиться, если пробил колесо на дороге?
В первую очередь нужно определить организацию (дорожную службу), несущую ответственность за обслуживание данного участка дороги. Проще всего получить такую информацию непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.
Сотрудник ГИБДД должен выписать организации (дорожной службе), ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 статьи 12.34 КоАП: «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения,
-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей», а судья наложить соответствующий штраф.
Однако автовладельцу важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.
Оценка ущерба.
Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства, обратившись в независимую оценщику (таких организаций достаточно). В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.
На экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика. Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное - уведомить о ее проведении.
Досудебное урегулирование.
После получения заключения экспертизы ущерба транспортному средству автовладелец может направить организации-ответчику досудебную претензию с требованием о добровольном возмещении ущерба.
В досудебной претензии нужно приложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.
На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.
Судебный порядок возмещения стоимости ремонта транспортного средства.
При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:
При подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
-до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
-от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
-от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
-от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
-свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.
Данная сумма впоследствии будет взыскана с Ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно автовладельцу (Истцу).
Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать помимо самого искового заявления так же и документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.
Как показала практика, автовладельцы, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.
Однако следует учесть, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.
Дорожно-транспортное происшествие и страховка.
Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути.
Следовательно, если автовладелец попал в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб.
После вызова ГИБДД, фиксации ДТП, следует сообщить о данном ДТП в свою страховую компанию. Далее страховая компания сама обращается к виновникам для возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует).
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
На самолёте летать надо.