Правовое обеспечение борьбы с эпидемией (закон и практика): краткая аналитика. Часть 4
Краткое содержание:
Конституция и законы в борьбе с эпидемией
Административно-правовые режимы в борьбе с эпидемией коронавируса
По закону: режим «Карантин»; режим «чрезвычайной ситуации»; чрезвычайное положение
Президент РФ и Правительство РФ в борьбе с эпидемией
На практике: режим «повышенной готовности» режим «нерабочие дни»; режим «самоизоляции»
Действия региональных властей в борьбе с эпидемией
Юридические санкции за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
... Продолжение
4. Итак, на федеральном уровне существует три закона, которые позволяют органам федеральной власти в лице Президента РФ и Правительства РФ официально вводить и объявлять в стране в целях предотвращения и пресечению распространения коронавирусной инфекции: 1) режим «карантин», 2) режим «чрезвычайной ситуации», 3) режим «чрезвычайного положения», а также 4) режим «повышенной готовности».
Что мы видим фактически? Никакой из предусмотренных вышеназванными законами режимов в связи с пандемией коронавируса (COVID-19) в стране официально не введен.
Вместо этого, Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 объявлен еще один юридически не предусмотренный квазирежим «нерабочие дни». Но с сохранением заработной платы работников. В вышеперечисленных законах подобного режима не предусмотрено, в Трудовом кодексе РФ нет понятия: «нерабочие дни», есть понятия «выходные дни» и «нерабочие праздничные дни» (см. ст.ст. 95, 111, 112, 113, 153 и др. ТК РФ).
Следующим Указом Президента РФ от 2.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нерабочие дни распространены на период с 4 до 30 апреля текущего года.
Прежде всего, бросается в глаза, что в обоих Указах имеется ссылка на ст. 80 Конституции РФ, в которой никаких подобных полномочий для Президента не предусмотрено. Зато есть иные конкретные полномочия, например, в той же ст. 88 Конституции РФ (о введении чрезвычайного положения) и в вышеназванных федеральных законах (например, в ст. 4 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»), но они не использованы. Во-вторых, Указы вводят неконституционный режим «нерабочих дней с сохранением заработной платы». В-третьих, Указы не предусматривают государственных мер по пресечению и предупреждению распространения коронавирусной инфекции, а также компенсационных мер для восполнения реального ущерба, причиняемого ею гражданам и предпринимателям.
Пунктом 2 Указа от 2 апреля т.г. поручено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий (а это как раз и есть карантин, но он до сих в стране пор не введен – Н.В), направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; Напомню, что на федеральном уровне таких режимов не введено – НВ.
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; (Такого рода полномочий ни Конституция, ни федеральные законы Президенту (если им не вводится чрезвычайное положение), тем более Губернаторам не предоставляют – НВ)
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки (Естественный вопрос – какой такой особый порядок и почему Президент решает этот вопрос, а не, допустим Правительство РФ или МВД РФ - НВ)
Естественно, такое поведение федеральной власти и названные Указы вызвали недоумение у юристов и множество вопросов у граждан и предпринимателей. Первый и главный из них, «за чей счет такой банкет»? В президентском Указе об этом ничего. Если предписано не работать, то где брать деньги на зарплату и на жизнь. И вообще, каким образом такое решение обеспечивает эффективную борьбу с пандемией коронавируса. В общем, юридически не проработанное странное решение нашей верховной власти. По этому поводу не случайно родился свежий шуточный анекдот: заходит Президент Путин в кафе и громогласно объявляет: угощаю всех за счет заведения! И, тем не менее, это решение реализуется на практике.
Второй вопрос в том, что поручение высшим должностным лицам (губернаторам) субъектов Российской Федерации бороться с эпидемией на местах породило разработку и реализацию в регионах незаконных ограничений и множества нарушений прав и свобод граждан
Между тем, исходя из конституционного принципа (человек, его права и свободы являются высшей ценностью) и согласно ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если бы в стране был введен хотя бы какой-то из ранее описанных режимов, то органами государственной власти могли бы легально использоваться в отношении граждан такие меры как сбор информации, информирование, спасательные работы, эвакуация, денежные выплаты и др., а также ограничения прав и свобод граждан, ограничения передвижения транспортных средств, приостановление функционирования коммерческих и некоммерческих организаций и др.).
Мы же по факту, при отсутствии какого либо специального административно-правового режима имеем следующее: никаких законов, ограничивающих права граждан, в интересах и целях осуществления эффективной борьбы с коронавирусной инфекцией, не принято (не считать же таковыми поправки в КоАП и УК РФ, расширяющие юридическую ответственность и резко усиливающие административные и уголовно-правовые санкции) и фактические нарушения прав и свобод граждан.
Президентом объявлены «нерабочие дни», хотя, в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, право, гарантируемое ст. 34 Конституции РФ, «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности» не может быть ограничено федеральным конституционным законом даже в условиях чрезвычайного положения.
Чрезвычайного положения в стране нет. Ну и что, как бы говорит нам Президент, объявляя «нерабочие дни с сохранением заработной платы». Видимо, Конституция РФ, которую он в очередной раз собрался изменить, ему не указ. Президент своей волей делает все, что хочет. И пока еще никто не оспаривает такое решение, но, как говорится, до поры, до времени…. Зато есть оправдывающие верховную власть (как не раз в нашей истории) принципом «лес рубят – щепки летят».
Как говорят политики, наш Президент «умыл руки», не стал брать ответственность на себя. Ни чрезвычайного положения, ни режима чрезвычайной ситуации не ввел. И Правительство РФ этого не сделало, хотя, как минимум, могло бы ввести в стране карантин, и мы знаем, что финансовые ресурсы под необходимые расходные обязательства у государства имеются. Так только Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) достиг 12,86 трлн. Руб.
В общем, Президент РФ, устранившись от самостоятельного решения вопросов борьбы с коронавирусом в рамках своих полномочий, предоставил карт-бланш Правительству РФ и губернаторам регионов. Правительство же РФ вместо введения специального административно-правового режима и эффективной системной работы по борьбе с эпидемией, как говорится, занимается текущей мелочевкой, тушит «пожар коронавируса» не объединенными силами федеральных органов и служб, а «поливая его из ведер». Многие правительственные распоряжения лишний раз именно об этом свидетельствуют (сомнительные с позиции экономической эффективности отдельные льготы и преференции, монополизация продажи медицинских масок, государственное ограничение рыночных цен и т.п.).
Учитывая складывающуюся обстановку приходится признать, что серьезные проблемы с эпидемией коронавируса у нас еще впереди.
Воробьев Н.И., к.ю.н., доцент, профессор РАЕ
Продолжение следует...
Считаете ли вы обоснованными действия Президента РФ в условиях распространения эпидемии
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Одна говорильня. А сделано только, выполнены только те мероприятия, за что не придётся отвечать.
Вся статья основана на Конституции. Но какие нормы и закрыть, интересуют Белую моль и его компашка, воров и казнокрадов. Сам он не хочет нести ни какой ответственности, так же и правительство. Получается что Иван кивает на Петра, а Пётр кивает на Ивана. Нет ни какой ответственности за народ. Только благо для своей выгоды, и Едрокучки. Не зря же хочет все поправки принять в экстренном режиме.
Самоизоляция по всей стране - это беспредел и безответственность на государственном уровне. Мелькнула в заметках позитивная информация о том, что большинство регионов смягчили для жителей режим самоизоляции. Уверена, что и пандемия, и мировой экономический кризис созданы искусственно. Правительство просто добивает остатки нашей экономики своими антинародными мерами, в то же время не принимая никаких действенных мер по борьбе с причиной самоизоляции. При такой позиции власти мы по окончании пандемии можем оказаться перед тем фактом, что остатки нашей промышленности будут скуплены по дешевке "западными друзьями" и страна рискует окончательно превратиться в средневековую колонию. Нам нужна смена политического курса, и чем скорее, тем лучше для нас. Смотрите телеканал КПРФ "Красная линия": https://www.rline.tv/
Могу привести массу Постановлений Правительства РФ, которыми ФЗ РФ "переворачиваются" до неузнаваемости. Знает ли Правительство и сам Президент Российские Законы?! Опираются на Минюст?! А кто в Минюсте знает Законы? Причем целый ряд законов прямо противоречат друг другу. По поводу данной статьи могу сказать, что "повышенная готовность" введена в Субъектах, а это уже может ограничивать все права граждан. Проведены ли в Муниципалитетах заседания "Суженных"?! Заседания "КЧС"?! Скорее всего проведены. В Стране по сути даже готовить на углях мясо можно только с 01 января по март. Потому, что с апреля до конца года устанавливается противопожарный период (но все жарят). В городах вообще нельзя разводить костры, но Чучела на Масленицу жгут повсеместно... У Вас Адвокат предоставленный государствам-сидеть Вам в местах не столь отдаленных. У Вас Адвокат платный - условный срок получите (и то не факт; могут просто деньги забрать и пальцем в защиту не пошевелить, если Вы "яркий провинциал"). Адвокат "авторитетный", которому уже ни какие деньги от Вас для счастья не нужны - Вы не только не понесёте наказания, но и возможно, что Вы будите награждены Правительственной наградой. Это моё видение происходящего. Вся Страна "Преступники" потому, что штрафов больше чем населения Страны. И только в Правительстве граждане законопослушные (исключения бывают в любых Правилах)
Не мог бы уважаемый автор, в связи с изложенным им мнением, пояснить насколько обоснованы (законны) штрафы, установленные в Москве за нарушение режима самоизоляции, налагаемые на лиц независимо от того находятся они или нет в "карантине"?
См. две последующие публикации.