Этика делового общения
ОБЩЕНИЕ «СВЕРХУ ВНИЗ»
Служебное (деловое) общение «сверху вниз» означает отношения руководителя (начальника) с подчиненным. В данном случае золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш начальник».
Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами понимается то, какое поведение на службе является этически приемлемым, а какое - нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная (трудовая, производственная) дисциплина, определяющая служебное (деловое) общение.
Без соблюдения этики делового общения между начальником и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено. Отношение начальника к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения:
1. Стремитесь превратить ваше подразделение в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите подчиненных к его целям. Сотрудник только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.
2. При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями и недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.
3. Если подчиненный не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если начальник не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих служебных обязанностей и поступает неэтично.
4. Замечание подчиненному должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
5. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
6. Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
7. Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет - на вас ляжет вся ответственность.
8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь к подчиненным как к равноправным членам коллектива и ко всем с одинаковыми мерками.
9. Никогда не давайте подчиненным возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение (значительнее поощрение).
11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.
12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная служебная задача заслуживает не только морального, но и, по возможности, материального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить подчиненного.
Всё - это соответствует руководству старой формации. Которые прошли путь до руководителя с самой низкой "ступени". Сейчас такое встречается редко. Да и отношение в коллективе строятся в основном по принципу " верности" начальству. Независимые и умные, даже высокой квалификации спецы, не ценятся руководством. Я начальник - ты дурак, работает отлично.
Согласен с Вами, но "Я начальник - ты дурак, работает отлично" до поры, до времени.