По другую сторону онлайн-школы: как "выживают" учителя
Около двух недель назад моя коллега Лиза Шелия написала материал (отличный, кстати) о том, как школьники и их родители воспринимают/страдают/привыкают (нужное подчеркнуть) к онлайн-обучению. Я же хочу поговорить о людях, находящихся по другую сторону монитора – учителях и преподавателях, для которых новые реалии стали не менее стрессовыми, чем для учащихся.
При этом я хочу сразу же подчеркнуть, что в этой теме я немного, да разбираюсь. Дело в том, что моя мама (Марина Капанадзе) занимается преподавательской деятельностью уже почти 40 лет – сначала в университете, а потом в частной школе. Так что ее мнение вполне можно считать мнением серьезного и умудренного опытом эксперта.
На первый взгляд может показаться, что в дистанционном обучении нет ничего сложного и оно мало чем отличается от обыкновенных уроков, проводящихся в классе. Может быть, для непосвященных людей все видится именно в таком ракурсе, но это не так.
-Начнем с простого, как вам новый режим работы?
-Конечно, по началу было непривычно и неожиданно. Но, как говорится, человек ко всему привыкает и приспосабливается. Правда, нам, учителям, пришлось задействовать новые ресурсы, потому что раньше все шло по накатанной. Сейчас так не получается. Но, с другой стороны, это новый вызов и для нас.
Коронавирус и вакцинация - что будет, если не делать плановые прививки >>>
-Какие плюсы и минусы у дистанционного обучения?
-Главный плюс, безусловно, заключается в том, что несмотря на такую экстренную ситуацию, как пандемия COVID-19, можно продолжать процесс обучения. То есть мы не останавливаемся на месте. Есть несколько способов обучения: дистанционное – когда учитель посылает задание по почте, голосовое – когда записывает урок и занятие всем классом в онлайн-режиме с помощью специальных платформ.
-Насколько спонтанно это все происходит?
-Нет никакой спонтанности – составляется расписание, как в школе, но применительно к реалиям. Если урок ведется дистанционно, то учащиеся точно знают, в какой день и час придет задание. И, соответственно, они знают, когда необходимо отправить обратно выполненное задание. Аналогичная ситуация и с онлайн-уроками – они проходят четко в одно и то же время.
Насколько вредны гаджеты во время затянувшейся пандемии - советы медиков и личный опыт мам >>>
-Как происходит контроль?
-Во-первых, постоянно есть контакт с родителями учащихся – они всегда в курсе происходящего. Если ученик не появляется на онлайн-уроке, то я обязательно связываюсь с родителями. Общее руководство осуществляет администрация школы, которая регистрирует все проведенные уроки по всем предметам, отмечает отсутствующих и имеет полную картину процесса обучения. Такой подход удовлетворяет, насколько это возможно, и нас и родителей.
-Теперь поговорим о минусах...
-В таком режиме невозможно полностью освоить учебную программу. Есть виды работ, которые в онлайн-режиме просто невозможно осуществить. Например: некоторые виды контрольных работ, защиты проектов, групповая работа. Все это, конечно, можно проводить, но не в полном объеме. Еще один минус – любой урок несет не только познавательную функцию, но и содержит в себе воспитательный элемент. К тому же ты не всегда можешь видеть ученика во время онлайн-урока (из-за технических проблем) и не знаешь, что в это время он делает.
-Неужели это так важно – иметь визуальный контакт с учеником?
-Это самое важное, что происходит на уроке. Обязательно нужны глаза ученика. Это похоже на театр – актеру тоже необходимы глаза зрителей, как и футболистам - болельщики на трибунах. Заходя в класс, уже по глазам, по ауре в классе, учитель (хороший учитель) может мгновенно перестроить урок, провести его не так, как он был запланирован изначально. Дети сами подсказывают, что им сегодня интересно. Этого не получается в той ситуации, с которой мы столкнулись сейчас. И тем не менее, при всех минусах, я считаю, что дистанционное обучение - это лучше, чем ничего.
"И тем не менее, при всех минусах, я считаю, что дистанционное обучение - это лучше, чем ничего."
Потому нам и создают ситуацию при которой лишь "ничего" и постоянно продляют это "ничего".