Президентский законопроект - собственно говоря, а что нового?

В чехарде законопроектов вокруг системы образования сделан ещё один ход, теперь уже со стороны главы государства. Что же изменится после того, как законопроект наверняка будет принят, если, конечно, автор не решит забрать его обратно.
Действующий вариант и планируемые изменения
Не успела ещё Государственная Дума перейти к полноценному обсуждению законопроекта Президента об изменениях в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ в части воспитания как сеть наполнилась всевозможными комментариями самой разной направленности. Думается, что по сравнению с брошенной авторучкой это всё-таки более значимое событие, потому вполне допустимо повнимательнее присмотреться к предложенному законопроекту. Законопроект предполагает внесение изменений в три статьи закона и прибавление ещё одной статьи.
Во-первых, внесены изменения в три пункта статьи 2 закона, которая излагает определения основных понятий, используемых в данном законе.
- Изменён пункт "2", в котором приведено определение главного термина законопроекта - "воспитание": к уже существующему определению предлагается прибавить, по сути, попытку пространного комментария. Насколько такой комментарий необходим можно заключить из того, что необходимость воспитания патриотизма, гражданственности, уважения к закону и культурному наследию регулярно фиксируется в многочисленных документах главы государства, правительства, министерства. Вопрос ведь не в том, будет текст закона по объёму больше или меньше. Вопрос в том, будет ли всё это исполняться и как будет исполняться.
- Изменён пункт "9" - в определение образовательной программы зачем то добавлен вариант форм её составления как рабочей программы воспитания или календарного плана воспитательной работы; это добавлено к вариантам: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, оценочных и методических материалов. Обычно образовательная программа сочетает все эти варианты плюс план воспитательной работы. То есть, по большому счёту, всё это уже есть.
- Изменён пункт "10" - практически старая редакция с добавлением всё тех же рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Зачем они добавлены в пункты "9" и "10", если воспитательная работа в каждой школе выделена в отдельное направление, сочетающееся с обучением по образовательной программе, при этом каждый учитель в идеале учитывает воспитательный эффект учебного процесса на уроках и не только на уроках.
В-третьих, в закон предлагается добавить статью 12-1 о том, что воспитание при освоении основных образовательных программ должно проводиться на основе опять же рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы. Разрабатываться рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы должны самими образовательными организациями с учётом права совета обучающихся (взрослых) и совета родителей принимать участие.
В-четвёртых, часть 3 статьи 30 дополнена словами "включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,"
Итог: содержание всех перечисленных нововведений можно обозначить одним словосочетанием - "масло масляное". Очередной пример того, как можно всё изменить ничего не изменяя по существу. Воспитательная работа в школах должна была вестись и до этого законопроекта и с учётом тех же самых направлений. И по поводу необходимости вести воспитательную работу именно по упомянутым направлениям было принято множество нормативных и иных актов. Всё это напоминает какой-то поиск волшебного заклинания, с которым уж точно всё сбудется. А вот включение рабочих программ воспитания в образовательные программы, если законопроект будет принят и вступит в законную силу, вызовет только путаницу и дополнительную бумажную работу. К тому же предполагается, что в новом виде образовательные программы должны применяться уже с 1 сентября 2020 года, поскольку изменения должны вступить в силу именно с 1 сентября 2020 года. Когда их будут составлять, эти рабочие программы воспитания? Наверное, педагогические коллективы вместо отпусков будут трудиться над новым форматом документов, чтобы успеть. Чтобы не расслаблялись когда весь мир борется.
Статья была опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на платформе Яндекс. Дзен под названием "Президентский законопроект - собственно говоря, а что нового?"
Очередная профанация.
Совершенно точно, изображение заботы о народе, выливающееся в прибавление проблем этому народу. Как говорится, минуй нас и барский гнев, и барская любовь.
Благодарю! Очень интересная статья!
И Вам спасибо за отзыв!
Благодарю! Очень интересная статья!
Я как и многие благодарю автора за важную статью.
Спасибо большое)