Питание для работников: ФНС разъяснила, когда платить страховые взносы

По мнению ФНС, ответ на вопрос, нужно начислять взносы или нет на стоимость питания, зависит от того, каким именно документом оно предусмотрено.
Взносы не начисляют, если работники получают питание:
по законодательству РФ;
региональным законодательным актам;
решениям муниципалитетов.
Взносы платят, если питание установлено не законодательством (указанными выше актами), а, например, только:
локальным нормативным актом;
коллективным договором.
Отметим, неважно, предоставляете вы питание или компенсируете расходы работников на него.
ФНС уже высказывала похожую точку зрения (тогда речь шла о коллективном договоре). Минфин также дает подобные разъяснения. Например, финансисты высказывались относительно оплаты питания по трудовому договору.
В суде можно попробовать доказать, что со стоимости питания не нужно начислять взносы, даже если речь идет о питании по трудовому договору, локальному нормативному акту или коллективному договору. Ведь это социальные выплаты – они взносами не облагаются. Суды поддерживают такой подход.
Если вы опасаетесь споров с налоговиками, то лучше согласиться с позицией ведомств.
Документ:
Письмо ФНС России от 02.06.2020 N БС-4-11/9100 Подробнее ➤
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 июня 2020 г. N БС-4-11/9100
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос об обложении страховыми взносами сумм выплат (дотаций) работникам на питание, оплату стоимости путевок в оздоровительные учреждения, стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников, материальной помощи при выходе работника на пенсию и сообщает.
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 421 Кодекса установлено, что обложению страховыми взносами подлежат выплаты и иные вознаграждения, предоставляемые работникам как в денежной, так и в натуральной форме.
В статье 422 Кодекса определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, который является исчерпывающим.
Учитывая, что статья 422 Кодекса не содержит положений о включении в перечень сумм не подлежащих обложению страховыми взносами выплат работнику в виде оплаты стоимости путевок в оздоровительные учреждения, материальной помощи при выходе работника на пенсию, а также стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников, не проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, указанные выплаты облагаются страховыми взносами на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Вместе с тем на основании третьего абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой питания или соответствующего денежного возмещения.
Поскольку организация предоставляет питание работникам или выплачивает работникам компенсацию их расходов на питание на основе локального нормативного акта, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, суммы таких выплат подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Аналогичная позиция по вопросу обложения сумм компенсации организацией расходов работников на питание на основании коллективного договора изложена в письме Минфина России от 10.05.2018 N 03-04-07/31223 и доведена до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 16.05.2018 N БС-4-11/9257@.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 о формировании единой правоприменительной практики, доведенным для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 26 ноября 2013 года N ГД-4-3/21097, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 34.2 Кодекса).
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Президиума ВАС РФ N 17744/12 имеет дату 14.05.2013, а не 14.03.2013.
Одновременно сообщается, что упомянутая в запросе судебная практика, в том числе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2013 N 17744/12, основана на положениях Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который утратил силу с 01.01.2017 и применению налоговыми органами не подлежит.
Кроме того, ФНС России обращает внимание на недопустимость отражения в методологических позициях ссылок на разъяснения Минфина России (письма ФНС России) частного характера.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
02.06.2020
Полезная статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: