Рождённый в чёрном рабстве стал символом свободы для белых. Кто сегодня посягнёт на него?

Мощный источник внутренней свободы
Он родился в штате Луизиана, в дельте реки Миссисипи. Новый Орлеан стал важным морским портом. Но ничто не может сравниться со значимостью явления, свершившегося именно здесь: ранняя джазовая музыка. Как ни странно сознавать, но негры, которых привозили в этот порт для продажи, явились основой основ новоорлеанского традиционного джаза. Здесь бурлил мощный источник, своей неистовой силой вырывающийся из тисков рабства. Влияний было такое множество, что выделить какую-то одну культуру или направление было невозможно. Узнавались, да, узнавались отдельные ритмы Испании, Англии, Германии, Африки, Франции…Но в едином звучании было новое и неизвестное ранее.
И всё же главными оставались музыкальные традиции афроамериканской культуры. Почему?! Афроамериканцы – негры – они ведь здесь рабы, зачем давать свободу их песням, музыке? Но ввиду либеральности города всё это хранилось и распространялось. Регулярно проходили народные праздники, где звучала ритмичная музыка африканских барабанных и шумовых оркестров.
Вместо нот – лишь интуиция!
Ничего не стоит на месте. Музыка, которая выражала то, чего нельзя было сказать вслух, от разных чёрных музыкантов звучала по-своему чувственно, спонтанно мощно. Повторить точь-в-точь её вряд ли было можно. Да и не было там нот, а была интуиция. А вот сымпровизировать обозначенную тему мог каждый чёрный раб, поскольку его внутренняя свобода рвалась неистово наружу.
Приблизительно в начале XX века возник и оформился новый музыкальный стиль, вобравший в себя фольклор рэгтайм, рабочие песни, блюз, представления менестрелей и духовых оркестров.
От «jasm» до «jazz»
Само понятие джаз распространилось в начале ХХ столетия, но точно неизвестно откуда и каким образом. Слово «jazz» (происходящее, вероятно от французского «chasser») у креолов означало охоту, а также волнение, возбуждение. В североамериканском литературном языке примерно в 1860-е годы появляется слово «jasm», означавшее воодушевление, вдохновение. Вскоре это слово выходит из употребления, но на смену ему приходит «jass», означавшее в качестве имени собственного то же самое.
Слово «jazz» как музыкальный термин впервые появляется в 1915 году в связи с белым оркестром, игравшем в новоорлеанском стиле.
Первые случаи употребления этого слова в контексте с музыкой, возникшей в Новом Орлеане, относились уже не к родине джаза, а к Чикаго, городу, куда постепенно стали перебираться лучшие новоорлеанские джазмены, городу, превратившемуся в ходе этого процесса в центр дальнейших событий, продвигавших джаз в ходе его развития дальше, на Север США.
А здесь и саксофон подоспел

Без гениального создателя саксофона – Адольфа Сакса - джаз лишился бы уникального инструмента, который у многих ассоциируется с «душой» этой музыки. Если бы мог знать изобретатель саксофона, рожденный в Бельгии белый человек, умерший в нищите в 1894 году, какую роль будет играть его «сакс» в джазовом движении по всему миру! Джаз станет чёрно-белым. И никакая сила не разомкнёт это слияние в экстазе звуков, рождённых в неповторимой импровизации чувств.
Белые в джазе
Вначале неграм льстило, что джаз все больше привлекает к себе белых музыкантов. Но ревность к рождённому неграми-рабами самовыражению в музыке превалировала над всем прочим.
В период свинга, в 30 годы, когда именно эта танцевальная мелодия помогала бороться и с депрессией, белые стали пользоваться широкой известностью. Свинг звучал в танцевальных ночных залах, кафе, ресторанах. Туда чёрным входить было нельзя. Отношение к белым исполнителям свинга – одного из направлений джаза - у негров по вполне понятным причинам изменилось. К тому же белым лучше платили и предлагали более выгодную работу.
Бесспорно, что джаз возник в негритянской среде, но на ранних этапах становления джаза негритянские и белые музыканты шли несколько различными путями. Белые джазмены по-своему понимали новую музыку и новый стиль исполнения. Тогда многие из них даже не подозревали, что джаз “придуман” неграми.
Многие белые в ту пору признавались, что вовсю пытались копировать музыку цветных, которую слышали в городе, но, как ни старались, стиль чёрных воспроизвести не могли. Прежде считалось, что белые музыканты не справляются только с блюзами, в целом же джаз универсален и не принадлежит к какой-либо одной культуре.
Белые музыканты на Севере увлеклись джазом под влиянием оркестра “Original Dixieland Jazz Band” и других групп, созданных по его образу и подобию. Они слышали в джазе новоорлеанскую музыку, которую исполняли как негры, так и белые, но исполняли по-разному.
Расслоению джаза по расовому признаку способствовали и социальные факторы. Социальная изоляция негров неизбежно ограничивала взаимовлияние музыкальных культур.
С 1920 года начинается традиция «белого джаза. Но по-прежнему, в основном, джаз-банд были только из чёрных музыкантов или только из белых. За редким исключением.
Если в США примутся за джаз? Как его «снести», он же чёрно-белый!
Сегодня, спустя полтора века после поражения в Гражданской, характерные южане, рассчитывают на победу в войне с их памятниками. Как и в тех далеких сражениях, их силы количественно уступают. В Новом Орлеане монументы героям Конфедерации уже снесли.
А если примутся за джаз? Обвинят его, что играли белые.
К примеру, Бенни Гудман. Или кто другой? А то и на самого Адольфа Сакса - изобретателя саксофона замахнутся. И тогда чёрные запретят играть джаз белым? Вы можете себе такое представить?
Мудрые музыканты – те, которые играют то, что умеют играть - сказал однажды Дюк Эллингтон
Источник для данной публикации: https://fb.ru/article/69425/vekovaya-istoriya-djaza-i-ee-prodoljenie
О, джаз... Ты - вечная любовь чувственных, ищущих новизны эмоций
Louis Armstrong sings "Mack the Knife"
Louis Armstrong - Hello Dolly
Glen Miller ... In The Mood
Duke Ellington. Caravan
Любите ли Вы джаз
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Благодарю за информацию. Мне нравится.
Благодарю Вас, Анжелика Геннадьевна! Спасибо, что зашли!
Интересная статья! Спасибо, Инна!
И Вам спасибо за прочтение)))
Как всегда - замечательно, интересно, увлекательно!
Джаз слушаю изредка, есть очень интересные, "затягивающие" композиции.
Спасибо Вам! Здорово, что Вы тоже из наших))) Затягивает... это точно))) И ещё вопрос: я давно не публиковала ничего. Здесь, под моей публикацией, не вижу плашку для оценок. Это что? Я что-то сделала не так? Или новшество у нас теперь есть, о котором я не знаю?
Джаз не слушаю, а Л.Армстронга-как талантливого музыканта уважаю..