Новые правила для владельцев электросчетчиков: права, обязанности, проверки, штрафы

С 1 июля 2020 года, как и планировалось, вступили в силу нормы закона «Об интеллектуальных счетчиках» (от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ).
И вместе с ними существенно меняются правила эксплуатации счетчиков электроэнергии (Постановление Правительства от 18 апреля 2020 г. № 554). Давайте посмотрим, как это напрямую повлияет на нас, граждан-потребителей.
1.Нужно срочно поменять свой счетчик?
Такой необходимости нет. С 1 июля все обязанности по коммерческому учету электроэнергии переданы гарантирующему поставщику или сетевой организации (далее для удобства я буду называть их «энергетическая компания»).
Это означает, что он должен заменить счетчик в случае неисправности первого. Такие случаи включают в себя:
-истечение интервала калибровки или срока службы (они указаны в техническом паспорте счетчика),
-а также сбой или потеря счетчика,
-или первичное подключение жилого здания к электросети.
Отсутствие счетчика также предусмотрено среди этих обстоятельств.
Так что с июля потребитель может требовать от энергетической компании поставить ему новый счетчик, если такового нет в его помещениях. И если ни одно из этих обстоятельств не произошло, у нас обязаны принять показания существующих счетчиков.
Чтобы заменить счетчик, вам нужно будет обратиться в энергетическую компанию - отныне у нее есть 6 месяцев, чтобы выполнить ее.
За нарушение этого срока компания будет платить неустойку потребителю: в первые 3 месяца - 50% от стоимости своих услуг, затем - в размере 100% (т.е. можно ожидать снижения счетов за электроэнергию).
Однако штраф начисляется с месяца, в котором претензия была получена от потребителя, поэтому очень важно своевременно отправить ее в энергетическую компанию.
За период до того, как энергетическая компания установит новый счетчик, плата за электроэнергию будет взиматься в соответствии с так называемой информацией о замене.
Это прошлогодние показания счетчиков за тот же месяц, а при их отсутствии - за следующий месяц, когда были доказательства.
Обращаем ваше внимание, что установка счетчиков электроэнергии с июля осуществляется за счет энергетических компаний, то есть мы, потребители, не обязаны платить за счетчик или за его ввод в эксплуатацию. Наша обязанность - предоставить доступ к жилой площади для установки счетчика.

2. Когда поставят «умные счетчики»?
Обязательство по установке интеллектуальных систем учета электроэнергии (т. е. «умных счетчиков») возлагается на энергетическую компанию с 2022 года.
До этого времени они имеют право устанавливать такие счетчики и могут поставлять обычные устройства. Но в новостройках «умные счетчики» должны быть уже с 2021 года.
3. Как мы будем передавать показания счетчиков?
Пока домовладельцу не поставили «умного счетчика», он обязан снимать и передавать показания своего счетчика.
Условия и порядок передачи показаний определяются соглашением с энергетической компанией. Что касается «умных счетчиков», вся ответственность за снятие показаний переходит к энергетической компании.
Она получает их со счетчика дистанционно, и домовладелец имеет право потребовать, чтобы ему предоставили информацию о снятых показаниях и оплате за электричество.

4. Как будут проверяться счетчики?
Плановые проверки будут проводиться на старых счетчиках, для «интеллектуальных счетчиков» предусмотрены только внеплановые проверки.
Основанием для внеплановой проверки является принятый сигнал индикаторов «умного счетчика» о том, что возникли внешние помехи в его работе.
Во время осмотра счетчика будут сделаны фотографии и видео. Если владелец не участвовал в проверке, материалы обследования должны быть приложены к законопроекту.
Домовладелец имеет право привлекать к проверке аккредитованного специалиста в области метрологии.
Если помехи в работе счетчика (включая один из компонентов интеллектуальной системы учета) установлены, составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии.
Это является основанием для дополнительной оплаты комиссии с учетом 10-кратного штрафного коэффициента. Если владелец не предоставляет доступ к своей жилой площади дважды для проверки счетчика, плата будет взиматься по ставке, увеличенной в 1,5 раза.
Другими словами, после установки «умного счетчика» для нас, потребителей, круг обязанностей значительно сокращается.
Необходимо будет только обеспечить целостность и безопасность счетчика, а также своевременно предоставить энергетикам доступ к нему для проведения проверок. Теперь снятие показаний, поверки и замена - все это забота энергетических компаний.
заменили счетчик?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Ничего хорошего и полезного в установке "умных счётчиков", кроме их бесплатной установки, я не наблюдаю. И я объясню почему. В сфере компьютеризированной техники появилось масса умельцев, которые с лёгкостью получают доступ к такой технике используя всемирную сеть. Цель этих умельцев как правило негативная - хищение, подлог, обман, мошенничество и так далее. Опять же не исключен системный сбой такой техники от независящих от конечного пользователя причинам, а отсюда могут произойти штрафные санкции, без разбора реальной ситуации - никому это попросту не надо, особенно РСО. Это самое первое, что сразу приходит в голову после прочтения данной статьи, ну а ели всё детально изучить, то вскроется еще очень много чего негативного.
Я, как электрик подтверждаю.
Уже в прошлом году приходили и говорили, чтобы я сама меняла счетчик. На мой ответ, что должна менять энергокомпания, что-то невнятно пробурчали себе под нос. И ушли.
Если у вас закончился межповерочный интервал, они применяют повышающий коэффициент с третьего месяца просрочки. То есть уже несколько месяцев как! Не заметили? Значит, мошенники.
Не закончился. И повышающего нет.
А я влипла с Мосэнергосбытом!
19 марта оплатила установку счетчика в связи с кончиной межповерочного интервала. В течение 10-ти дней электрик не пришел, хотя звонила, звала. Пришел только 3 июня. Акт приемки и договор не дал, сказал, что все в электронном виде.
Мосэнергсбыт применил повышающие коэффициенты с 1 мая по 9 июля. Переплатила 2 тысячи, хотя обычно плачу 380 рублей в месяц.
На мои претензии по поводу повышающего коэффициента, поддельной подписи и даты в присланном по электронной почте акте приемки тупят и отвечают не по существу. Переписываюсь с ними в личном кабинете 2 месяца. Думаю, обратиться в Роспотребнадзор. Мне за неоказанную вовремя услугу положена неустойка и должны вернуть сумму повышающег коэффициента.
Вообще на заговор какой-то похоже. Подпись подделывают. Документы не дают. Дату установки изменили, чтобы содрать с меня побольше. Вроде это я должна расплачиваться за "режим повышенной готовности". Хотя Путин пообещал, что сроки межповерочных интервалов продлеваются на год.
Если обратитесь насчет почерковедческой экспертизы, то содрать с этой компании можно намного больше. Несколько лет с вас плату брать не будут.
Это надо найти неместного юриста. А так, эта вертикаль ничего не боится - поэтому после моего требования вернуть 2 тысячи рублей штрафных начислений, они начали и подписи подделывать, и даты. Вот стоило им это накручивать из-за смешной суммы? В голове не укладывается. В 90-е я бы легко решила этот вопрос, а теперь все они завязаны в вертикаль.
Компания левая. У меня так с ноутбуком было. Хорошо, я все документы и тарифы проверила. Выгнала. На сайте одни цены - у них - чуть не в 5 раз больше.
Не поняла..."Если помехи в работе счетчика (включая один из компонентов интеллектуальной системы учета) установлены, составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии. Это является основанием для дополнительной оплаты..." А по чьей вине эти помехи? А если я никакого отношения к этим помехам не имею? И как мне доказывать не причастность к помехам?
В России самая выверенная тактика - выжидательная:
Не высовываться.
Замена счётчиков - не исключение.
Кому надо из энергетиков, тот пусть и бегает: полдня - чтобы "сфотографировать", полдня - чтобы "фотографию отдать".