Елисеева Елена Евгеньевна
Елисеева Е. Е. Подписчиков: 8616
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.1к

Термину «совесть» судьи, дознавателя, прокурора — не место в УПК РФ

1 143 дочитывания
268 комментариев
Эта публикация уже заработала 67,08 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 27.07.2020 эта публикация заработала 250,00 рублей
Зарабатывать

На мой взгляд, в статье 17 Уголовно-процессуального кодекса содержится глубинный правовой изъян, могущий и приводящий к нарушению прав обвиняемых, осужденных.

В настоящее время статья 17 УПК РФ — свобода оценки доказательств — выражена следующими словами:

1. Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

2. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

Эта статья закона безупречно работает, если должностные лица органов следствия и дознания, судьи способны испытывать стыд за проявленную при вынесении того или иного решения необъективность. Их стыд не позволит им пойти на сделку с совестью и вынести неправосудное решение.

Проблему вижу в том, что УПК слабо защищает участников процесса от бессовестных судей, следователей, прокуроров.

Предлагаю сравнить формулировки различных процессуальных законов, в тексте которых упоминается про внутреннее убеждение судьи.

Статья 67 ГПК РФ (оценка доказательств) гласит:

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статья 84 КАС РФ (оценка доказательств) гласит:

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Статья 71 АПК РФ (оценка доказательств) гласит:

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Считаю, что термину "совесть" не место в УПК РФ. Совесть — понятие субъективное, его не измерить рулеткой, не взвесить на весах, не оценить на вкус.

Считаю, что слово "совесть" в статье 17 УПК РФ нужно заменить на слова "беспристрастность, объективность и справедливость".

Именно такие слова, как "беспристрастность и справедливость", содержатся в клятве судьи, текст которой закреплен статьей 8 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации":

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

К тому же УПК РФ не закрепляет правило, что проявленный судьёй низкий уровень совести можно приравнять к существенному нарушению уголовно-процессуального закона, соответственно, отменить приговор, вынесенный бессовестным судьей, процессуально затруднительно.

Существенное нарушение уголовно-процессуального закона является основанием для отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке (статья 389.15 УПК), в кассационном порядке (статья 401.15 УПК РФ), в порядке надзора (статья 412.9 УПК РФ).

Если в ходе обсуждения будут высказаны предложения о необходимости доработки ст. 17 УПК РФ в части удаления слова "совесть", сконструирую правотворческую инициативу граждан и после дополнительного обсуждения направлю её субъектам права законодательной инициативы.

Опрос:

Внутреннее убеждение судьи — это…

Термину "совесть" судьи, дознавателя, прокурора — не место в УПК РФ

Проголосовали: 17

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

268 комментариев
Понравилась публикация?
152 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 268
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
26.07.2020, 18:54
Челябинск

В России ЗАКОН-ЧТО ДЫШЛО! В пользу МОШЕННИКОВ и ПРОТИВ честных граждан - в основном!

+13 / 0
картой
Ответить
26.07.2020, 19:01
Киров

АлександрПишет 26.07.2020 в 18:54
ПРОТИВ честных граждан

честность тут не причем, а вот несведущность по вопросам защиты своих прав очень даже причем.

А то что закон как дышло, так и используйте в свою сторону, благо каждый закон устанавливает права и обязанности для каждой из сторон.

+5 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.07.2020, 23:51
Москва

Александр! И снова бой. Покой нам только снится. Внимательно прочитали мой пост? Вымышленная ситуация. Допустим. Суд 1 инстанции отказал истцу в удовлетворении иска. Апелляция. Подтвердила. Не учтя прецедентов - решений Верховного суда, который вынес противоположное решение. Незаконно! Обязана апелляция учитывать предыдущие решения/постановления Верховного суда. Следовательно, грубые нарушения данного решения апелляцией. Подаете в Верховный суд, с учетом ошибок, неучтения прецедентов того же Верховного суда. Уверена, юристы меня поправят. Если я не права. Заранее прошу прощения за недопонимания. С уважением. Поздно просто и тяжело писать и мыслить.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.07.2020, 23:52
Москва

Александр! СКОКА МОЖНО повторяться?

+1 / 0
Ответить
29.07.2020, 13:03
Челябинск

А ЧТО значит ПОВТОРЯТЬСЯ? Неоднократно убеждался что даже например ПРИ ТОМ ЧТО В КВАРТИРЕ УСТАГЛОВЛЕНЫ СЧЁТЧИКИ ВОДЫ а в доме отсутствует ОБЩЕДОМОВОЙ ВОДОСЧЁТЧИК - в Правилах 354 было ясно записано что в этом случае человек должен платить ПО ПОКАЗАНИЯМ своих квартирных водосчётчиков! - а вот суды ЧЕРЕЗ ОДНОГО признали = что ПО НОРМАТИВАМ!

Так и во многих других случаях!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
27.07.2020, 09:47
Майкоп

"оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению", - вот это и есть реалии современного суда. Можно добавить судья выносит решение по телефонному звонку. основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, - да плевать они хотели на доказательства "руководствуясь при этом законом и совестью"-не вызывает ничего кроме гомерического хохота

Суды игнорируют закон. Пример. У меня суд наплевал на Пленум Верховного суда РФ, В другом деле на Постановление Верховного суда, в третьем деле отложил в сторону экспертизу сделанную в мою пользу и вернулся к заключению "специалиста" которое суд устраивало.

+12 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Эта статья закона безупречно работает, если должностные лица органов следствия и дознания, судьи способны испытывать стыд за проявленную при вынесении того или иного решения необъективность.

Считаю, что слово "совесть" в статье 17 УПК РФ нужно заменить на слова "беспристрастность, объективность и справедливость".

- Если ни стыда, ни совести, то какие уж тут "беспристрастность, объективность и справедливость"

26.07.2020, 18:49
Киров

Николай СергеевичПишет 26.07.2020 в 18:43
беспристрастность, объективность и справедливость

Отсутствие беспристрастности, объективности, справедливости легче доказать, чем отсутствие совести. Так считаю.

+8 / -2
Ответить
26.07.2020, 23:25
Томск

Все эти понятия-беспристрастность, объективность и справедливость тоже относительны и не "взвешиваемые"

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
27.07.2020, 11:34
Нижний Новгород

Какая совесть? Какое внутреннее убеждение? Какая состязательность?

Есть предвзятое решение к которому за уши подтянут дело и также за уши потянут через все инстанции и ни какие принципы не помогут.

Я отмотал два срока, 6 и 8 лет по сфабрикованным уголовным делам, при чём, последний срок за преступление совершенное ментами и в своих жалобах раскладывал всё по полкам. Всё ответы сводятся к одному "у нас всё правильно".

Приведу не самый яркий пример.

Постановление СО от 29.09.2011 г. об отказе в возбуждении уголовного дела по моему заявлению в отношении свидетеля обосновано заключением эксперта от 29.10.2011 г. И что?

И это я ещё не уточняю каким образом проведена эта и две дополнительных экспертизы. Там вообще одна ересь.

И все-то у них зашибись.

Так что, будет закреплено в законе то или иное положение или нет - это вообще не имеет ни какого значения, поскольку во властных структурах одни отморозки без каких - либо общепринятых принципов.

+11 / 0
картой
Ответить
27.07.2020, 11:40
Киров

Не могу возразить, не зная обстоятельств дела.

+3 / 0
Ответить
DELETE

Как справедливо заметили авторы «Российской газеты», термин «совесть» («совестливость») в правоприменительной практике не используется.

В юридической науке также не выработано дефиниции, что есть совесть.

А между тем, «совесть есть нравственное осознание человеком высшего человеческого долга и способности к его осуществлению, это способность человека оценивать свои поступки с точки зрения общепринятых норм и руководствоваться ими в своем поведении.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
28.07.2020, 05:07
Санкт-Петербург

Поддерживаю. Фабрикация уголовных дел на потоке. Их официально обвиняешь в преступлениях а им по барабану." пиши Емеля, твоя неделя".

+6 / 0
Ответить
30.07.2020, 13:00
Москва

Суд по 19 3 Судья шокировала ВСЕХ!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
26.07.2020, 19:57
Вологда

А я вообще против "внутреннего убеждения". Не важно, в уголовном, гражданском, арбитражном или ином процессе.

Зачастую можно наблюдать абсолютно противоположную практику по одним вопросам у одного судьи. Причем иногда (мы это знаем) коллеги обращаются друг к другу за помощью и на основании вынесенного решения просто копируют исковое, собирают доказательства, аналогичные выигранному делу и проигрывают свое! Видимо, не убедили судью.

+10 / 0
картой
Ответить
26.07.2020, 21:15
Киров

Сидоров Алексей ВячеславовичПишет 26.07.2020 в 19:57
Причем иногда (мы это знаем) коллеги обращаются друг к другу за помощью и на основании вынесенного решения просто копируют исковое, собирают доказательства, аналогичные выигранному делу и проигрывают свое!

Та же мучка, да не те ручки. К образцам нужно прикладывать ещё и "голову", а не тупо копировать.

+2 / -2
Ответить
26.07.2020, 22:03
Вологда

Это само собой. Просто такие решения есть на сайтах судов. Иногда читаешь - диву даешься.

Мне кажется, личное убеждение - это уже не правосудие, основанное на законе.

+8 / 0
Ответить
26.07.2020, 22:22
Москва

Вне всякого сомнения!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
26.07.2020, 22:20
Москва

Алексей Вячеславович! Абсолютно согласна с Вами. Решение выносится о судьбе человека. А человек у нас - ценность, по Конституции.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (268)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы