Школьный «футбол»: Как учеников «пинают» из школы в школу

Из-за чего всё это происходит? В чём причина текучести … нет, не кадров, обучающихся? Имеется в последнее время такой питерский (а может и не только) тренд – переход обучающихся из школы в школу.
Естественный процесс или чья-то недоработка?
Люди переезжали и переезжают из одной части города в другую, из одного города в другой, из одного региона в другой, из одной страны в другую. Так было, так есть и так, наверное, будет. Дело не в этом.
Дело в том, что стало в какой-то степени обычным решением проблемы с трудными учениками вытеснение их из школы. Именно почти обычным, а не экстраординарным. Лет десять тому назад, когда начиналась учительская карьера автора этой статьи, решение о необходимости избавиться от какого-нибудь субъекта (убедить родителей перевести его в другое учебное заведение) озвучивалось примерно так: у нас есть факт нашего педагогического поражения, но здесь мы уже бессильны. Было это в Нижегородской области.
С переездом в Санкт-Петербург сначала немного радовала та лёгкость, с которой принимались подобные решения. Но потом это стало несколько напрягать. Всё ли делается правильно? Может всё-таки можно что-то предпринять в воспитательно-образовательных целях? Как-то на педсовете школы в Красносельском районе коллеги аплодировали классному руководителю, которая умудрилась избавиться аж от пятнадцати человек. Действительно, класс!

А что на самом деле меняется?
Переход из одной самой обыкновенной школы в другую самую обыкновенную школу на самом деле кардинально ничего не меняет. Просто ещё один год почти бесцельного времяпрепровождения. И так до девятого класса, ну если школе или ученику повезёт – до восьмого, а потом – в колледж.
Ни для кого не секрет, что чем больше школ и учителей сменит обучающийся, тем меньше толку от такого образования. Работая классным руководителем у восьмиклассников в одной из школ Красногвардейского района, залез в личные дела учеников и немного … обалдел: с момента окончания начальной школы и до перехода в восьмой класс некоторые сменили по пять-шесть школ! В среднем меньше одного учебного года в каждой школе! Что можно требовать с таких учеников?
Не менее пагубно и то, что родители тоже включились в эту игру – значительная их часть действительно верит, что если сменить школу, то всё пойдёт как по маслу: друзья, которые мешают учиться, будут нейтрализованы; учителя перестанут придираться и начнут наконец понятно объяснять; и желание учиться волшебным образом появится.

Так кто же виноват и что делать?
Думается, поиск однозначно виноватых среди участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей) вещь бесперспективная. Найти получится крайнего, а не виноватого. Некоторые экземпляры обучать совершенно бесполезно, в то же время законодательство не даёт возможности их трудоустройству. Видимо, беда в том, что наше общее и среднее образование слишком уж общее и слишком уж среднее. Всё-таки, нельзя всех мерить одной меркой, совершенно необходима дифференциация – ну не всем же профессорами быть. А то вместо получения общего образования получается общее мучение – учителей и администрации, учеников и родителей. Может я не прав? Приглашаю тогда организовать дискуссию в комментариях, думается причин такого "школьного футбола" гораздо больше чем одна.
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под названием "Школьный «футбол»: Как учеников «пинают» из школы в школу"
Сама работаю учителем много лет и в основном, согласна с автором статьи в тех позициях, что смена школы в подавляющем большинстве случаев ничего не меняет в плане знаний и мотивации учеников. Действительно, как пишет автор, "некоторые экземпляры обучать совершенно бесполезно". Категория этих детей - дети из неполных семей, дети с психологическими проблемами, дети с "интересным" медицинским диагнозом, который школа часто даже не знает, т.к. родители имеют право не сообщать об этом учителям. Что можно ждать от ребенка, у которого одна мама и та работает вахтой или сутками? От ребенка, у которого проблемы с вниманием, координацией, моторикой? Им надо индивидуально заниматься и это уже не школьный уровень, а именно занятия со специалистами логопедами или психологами (иногда даже психиатрами) причем с малых лет, желательно с детского сада. И уже родители должны этим озаботиться. А у многих родителей на это нет ни времени, ни желания. Многие искренне уверены, что заниматься их дитём должен классный руководитель, а они должны получить в результате умного, образованного и воспитанного отпрыска. Вот и мучаемся мы с проблемными детьми и не можем с ними ничего сделать потому, что время упущено, потому что родители часто не видят проблемы ("мой ребенок не мог такого сделать, это Вы предвзято к нему относитесь") или у ребенка действительно есть проблемы, которые школа решить не в состоянии. А ребенок тем временем подрастает и начинает активно мешать учебному процессу на уроке, бить одноклассников и хамить учителям. Что остается школе? Ждать уголовного преступления? Увечья других детей? Администрация в таких случаях принимает единственное возможное решение – избавиться от ученика. Разумеется, есть и другая составляющая – психологический климат в классе, отношения с одноклассниками, общая «направленность» интересов одноклассников, и только эту составляющую можно устранить с переходом в другую школу.
Я также согласна с автором статьи, что наше образование очень среднее по всем направлениям, - такова позиция государства. Но школы могут распределять детей по разным классам в зависимости от достижений ученика. И вот в таком классе можно «мерить» учеников одной меркой – меркой углубленного изучения отдельных предметов. Давно замечено, что «двоечники» и «отличники» в классе крайне редко дружат – слишком разные у них сферы интересов и ориентиры семей в области образования. Если в 1-й класс отбирают по уровню подготовленности к школе, в 5-й - по результатам школьных экзаменов, то в классах оказываются ученики приблизительно «ровные» по учебным результатам. А эта среда одинаково мотивированных учеников, интересы которых лежат именно в области образования, заставляет их «тянуться» друг за другом. Те дети, которые попадают в эти классы не по учебным достижениям, а под давлением родителей, не могут существенно на нее влиять. Обратите внимание, именно этот принцип заложен в элитарных школах, школах с углубленным изучением предметов, серьезных лицеях и гимназиях.
Автор статьи приводит пример, как «на педсовете школы в Красносельском районе коллеги аплодировали классному руководителю, которая умудрилась избавиться аж от пятнадцати человек». Хотелось бы знать, как у нее это получилось? В той школе, где я работаю, ситуация скорее обратная - вытеснить из школы проблемного ученика просто непосильная задача. Ведь нам запретили ставить текущие двойки и ругать учеников за плохое поведение - это плохо оказанная государственная услуга. Запрет на действия, которые могут повредить показателям школы и добавить хлопот администрации, с годами привел к серьезному снижению общей успеваемости, пренебрежительному отношению учеников и родителей к требованию учителей и к образованию в целом («какая разница, учил предмет или не учил – тройку-то все равно поставят и в 10-й класс возьмут, а то мы знаем, куда жаловаться».) Родители некоторых проблемных учеников готовы лить ведра грязи на школу вплоть до систематических жалоб в прокуратуру из-за любой мелочи, но уходить из школы ни за что не хотят. Вот и «тянем» таких детей до 9-го класса.
Хотелось бы знать, а как у других коллег? Также или моя школа – исключение?
Спасибо огромное за замечательный комментарий. Спасибо!
Спасибо за статью. Проблема актуальна. Я пока лично с ней не столкнулась, но мне предстоит в обозримом будущем. Я уже рассматриваю вариант семейной формы образования класса может со 2-3.
В некоторых случаях это самый лучший вариант. А уж с начальной школой справитесь)
Благодарю! Очень интересная статья!
Спасибо.
Трудные дети беда любой школы, а от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Поэтому и смена школы у таких учеников проблемы не решает, а наоборот усиливает в них ощущение их ненужности никому.