Доверие к адвокату, и как оно формируется

Немногие знают, что же на самом деле означает доверие к адвокату со стороны доверителя и как оно формируется. Чаще всего думают, что доверие – это "слепая вера человеку", и возникает оно исключительно после нескольких совместных успешных дел, проведенных адвокатом или когда адвокат с вами на "ты", и вы в любое время можете к нему обратиться как к другу за помощью. Это не так или не совсем так, поскольку обращение к адвокату может быть единичным. В данной статье я хотел бы поразмышлять на эту тему и предложить свое видение по данному вопросу.
Доверие к адвокату
Очень часто я слышу от своих доверителей о предыдущем негативном опыте общения с адвокатом (юристом). При обращении к моим "коллегам по цеху" последние, взяв деньги у доверителя за какую-либо юридическую помощь (составление иска, представление интересов в суде и т.д.), не спешат заключать письменное соглашение и выдавать квитанцию об оплате или всячески, под различными предлогами уклоняются от этого.
Бывает и так, заключив соглашение, коллеги пишут размытые формулировки предмета договора без конкретики, например: оказание правовой помощи по делу (что под этим понимается, непонятно). Сразу же возникает масса вопросов к адвокату (юристу): почему так поступают, чего боятся или чего хотят избежать по отношению к своим доверителям? Сомнения – да, а это снижает доверие или вообще шкала доверия равна нулю.
Я всегда ощущаю настороженность доверителей на первой встрече. Интересуюсь, что беспокоит и какие есть опасения. Как правило, отвечают, что хотят только официальных отношений: договор и квитанция. Именно так я и поступаю, так как не может быть доверия без официально оформленной работы, без прозрачности отношений со своим доверителем. Кроме того, доверитель должен дополнительно знать, что адвокатская тайна распространяется не только на его ситуацию, но и на сам факт обращения и визита к адвокату.
Другим критерием формирования доверия к адвокату является открытая форма общения со своим доверителем, то есть адвокат не должен уходить в "глухую оборону" или "подавать признаки жизни" только после получения результата. Согласитесь, что если адвокат не отвечает на звонки, переписку, то есть не держит постоянную связь по телефону, электронной почте со своим доверителем, не информирует его – такая работа просто не может внушать доверия. Многие мои коллеги ввиду своей занятости не перезванивают своим доверителям, если видят от них пропущенный звонок, считают, что доверитель сам потом позвонит.
Положа руку на сердце, по факту, адвокат продает своему доверителю "лекарство от страха и волнений", поэтому общение с доверителем и понимание того, что его не бросили, очень важно для последнего!
Более того, считаю, что для укрепления доверия нужно держать своих доверителей в курсе дела, на какой стадии находится процесс, какие вопросы возникли в ходе дела и т.д., так как отсутствие информации тоже снижает доверие к адвокату.
Доверие также формируется "сарафанным радио", так как с адвокатом доверители уже заочно знакомы через друзей или родственников. Такое доверие проще всего сформировать, так как доверители по природе больше верят "своим", а те, в свою очередь, дают рекламу вам и вашим способностях, возможностям, отношению и т.д.
Ну и конечно, доверие возникает после совместной работы на протяжении долгого времени. У меня есть доверители, с которыми я работаю более 10 лет. Они также начинали работать со мной с нотками недоверия, но со временем это улетучилось, консультируются со мной при любом удобном случае и без тени сомнения заключают соглашение на представление их интересов в суде. В их глазах я уже вижу коэффициент доверия, близкий к 100%, да это и логично.
Выводы и обсуждения
Еще раз хочу напомнить, если адвокат (юрист) уже при первой встрече избегает официального оформления с вами отношений или дает повод в нем сомневаться исходя из его поведения, значит с ним не все чисто, задумайтесь, нужно ли начинать работать с таким адвокатом (юристом). Свое мнение по поводу доверия прошу выразить в комментариях.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо, Юрий Викторович! Очень интересная статья!

Спасибо за отзыв!
Всё верно, но, как правило, клиент обращается к адвокату/юристу в стрессе, шоке и цейтноте... Выбирать некогда, да и голова не варит обычно в тот момент.
Многие адвокаты этим и пользуются...
Если у Вас хорошая репутация и Вы имеете возможность работать преимущественно с постоянными клиентами - поздравляю!
Мне кажется они этого вообще не понимают что зачастую просто НЕКОГДА заниматься выборами.
Трудно раскрыть перед незнакомым человеком все свои тайны при первой встрече, даже если пришёл к нему по совету друзей. Поэтому очень многое зависит от умения адвоката проявить участие и заинтересованность, а так же готовность помочь лично тебе, стать тебе помощником и заступником на протяжении всего процесса. Именно так нарабатывается авторитет и профессиональный опыт. Мой адвокат сумел стать мне другом и всегда говорит, что победили мы совместными усилиями.
Спасибо за подробный комментарий и личный опыт.
Я тоже прошла хорошую школу и благодарю судьбу за встречу с таким юристом!
Человеческий фактор никто не отменял, к сожалению. Я последнее время не беру "с улицы" клиентрв, только по рекомендации. Последнее время, благодаря программам " Час суда" и пр. СМИ, у людей складывается превратное впечатление о юридической работе ( ( (Самое малое - считают возможным звонить во время когда им удобно, не считаются что можешь быть занят в судебном заседании и не можешь отвечать на звонки - возмущаются почему трубку не берёшь, даже высказывают свое неудовольство. Одна в возрасте мадам даже высказала, что заплатив по факту уже сделанной работы, я обязана с ней поддерживать связь и отвечать на её звонки, т к. у неё возникают вопросы как ей дальше быть. На моё возражение, что я с вами работу закончила, по другим вопросам вам нужно обратится к юристу, специализирующегося на земельном законодательстве - " найдите мне его, я обрашалась и с меня требуют больших денег, вы мне обязаны помочь!" Ещё раз убеждаюсь, что комфортнее работать с своими постоянными клиентами...
Такое тоже бывает. Спасибо за комментарий и личный опыт!
Полностью согласна!
Зарабатывается репутация долгими годами и усилиями, а потерять можно за один день.
Это точно!