"Зажрались и забылись". Что теряет Прибалтика после ссоры с Лукашенко
Власти Латвии, Литвы и Эстонии первыми в Евросоюзе объявили санкции против Александра Лукашенко. В черном списке еще 29 чиновников. В Минске пообещали принять "адекватные меры". И это не пустые слова: экономика Латвии и особенно Литвы сильно зависит от белорусского транзита.
Стратегический изъян географического положения Белоруссии — отсутствие выхода к морю. Приходится транспортировать товары через соседей. Так, в прошлом году порт Клайпеды обслужил 14,1 миллиона тонн белорусских грузов — это треть общего грузопотока. В частности, через Клайпеду прошли 9,8 миллиона тонн удобрений "Беларуськалия". Однако сейчас Литва настроена по отношению к Александру Лукашенко наиболее недружественно: Вильнюс не признал результаты президентских выборов, вводит санкции, приютил белорусскую оппозицию.
"Они зажрались и забыли, что такое Белоруссия", — сказал Лукашенко и пообещал отказаться от литовских портов. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис и глава МИД Линас Линкявичюс отреагировали сдержанно. "Заявления носят угрожающий характер, заставляют анализировать ситуацию. Может быть, белорусское правительство убедит президента подсчитать убытки и, я думаю, здравый смысл возобладает", — выразил надежду министр экономики и инноваций Литвы Римантас Синкявичюс. Переориентация белорусских грузов на другие направления нанесет ущерб Минску, так как путь через Литву — самый короткий, подчеркнул он.
Перенос транзита из Прибалтики в Россию обсуждали и раньше. Так, встречаясь в ноябре 2012-го с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, Лукашенко отметил, что этот регион располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом — четыре морских порта. "Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путем", — сказал тогда президент Белоруссии. И добавил: "Мы принципиально приняли решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам надо серьезно проработать эту тематику".
На территории универсального перегрузочного комплекса в морском торговом порту.
Дрозденко инициативу поддержал и был готов содействовать выработке справедливых тарифов. Однако вскоре политическая конъюнктура поменялась, и "многовекторный батька" начал, как ему тогда казалось, серьезно сближаться с Западом. Мнимая "оттепель" между Минском и европейскими столицами продолжалась, в сущности, до этого года — и проект перевода белорусского транзита из Прибалтики в Россию был неактуален. Но сейчас, после травматического осознания Лукашенко того, как на самом деле относятся к нему в ЕС в общем, и в Балтии в частности, пришло время стряхнуть пыль с давнего плана.
"Правительство Литвы, угрожая Лукашенко, допрыгалось. Если Белоруссия в самом деле прекратит транзит через Клайпеду, то в Литве пострадает не одно предприятие. Наш порт, "Литовские железные дороги" столкнутся с огромным экономическим кризисом, после чего начнется волна увольнений. Государственный бюджет недополучит как минимум 30% налогов от грузопотоков. Например, для литовской железной дороги белорусские калийные удобрения — это сегодня основной груз", — подчеркивает бывший депутат горсобрания Клайпеды Вячеслав Титов.
Порт Клайпеды считается наиболее динамично развивающимся в Прибалтике — в значительной степени именно благодаря белорусам. Население города — 150 тысяч человек, и каждого третьего обеспечивает работой морская гавань.
Депутат горсовета Вильнюса Ромуальда Пошевецкая подтверждает, что сегодня именно этот вопрос в Литве самый актуальный. "А не погорячились ли наши политики? Дискуссии на данную тему не утихают, мнения разделяются, — рассказывает она. — Одни считают, что Литва слишком активно взяла на себя роль опекуна оппозиционного движения Белоруссии и резко осуждают выбранный политический курс. Другие стоят на страже демократических ценностей и утверждают, что любой ценой нужно поддержать белорусов в стремлении "сбросить диктатора".
До 2006 года Белоруссия пользовалась латвийскими портами — в Венспилсе и Риге. Но в Минске сочли, что путь через Клайпеду удобнее и дешевле. "В свою очередь, порт Клайпеды быстро переориентировался под белорусские грузы и инвестировал в инфраструктуру: расширил береговую линию, углубил каналы, построил терминал. Сложилось взаимовыгодное сотрудничество. Лишившись белорусских грузов, Литва, безусловно, понесет убытки, и ударит это не только по Клайпеде. Литовские железные дороги, перевозчики, экспедиторы, судовые агенты, ремонтники, поставщики судового инвентаря, сектор автомобильного транспорта, строительные компании по поставке терминального оборудования — все получают доход от белорусских грузовых перевозок", — заключает Пошевецкая.
Клайпедский морской порт
В Латвии планировали переманить к себе хотя бы часть белорусского транзита. Еще недавно Лукашенко ждали в Риге — визит наметили на весну, но из-за пандемии коронавируса перенесли на сентябрь. В июле в Латвии побывал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей — в разговорах с местными должностными лицами он всячески выражал заинтересованность в развитии сотрудничества с Евросоюзом в целом и Латвией в частности — особенно в транспортной сфере, логистике, транзите, сельском хозяйстве и высоких технологиях.
Латыши встречали такие рассуждения благосклонно — и понятно почему: за первое полугодие железнодорожные грузоперевозки в стране сократились на 47,2% (до 11,563 миллиона тонн). Пришлось уволить 1500 сотрудников компании "Латвийские железные дороги" — 24% всего персонала. Предприятие распродает локомотивы, вагоны и вынуждено свернуть проект по собственной электрификации, на который уже выделили крупную дотацию из Фонда сплочения ЕС.
Официальная Рига тянула с однозначным осуждением действий Лукашенко после выборов. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич даже высказался в том духе, что антибелорусские санкции нежелательны, так как это лишь еще сильнее привяжет Минск к Москве. Но в итоге "особое мнение" Латвии не позволили — уклониться от участия в общем негодовании латышам не удалось. И Ринкевич заявил: визит Александра Лукашенко в Ригу "ввиду последних событий невозможен и снят с повестки дня".
Сотрудники правоохранительных органов у Дома правительства в Минске
"Переориентация не заставит себя долго ждать, особенно в сторону России, где таможенные процедуры не нужны", — предупреждает литовский министр экономики и инноваций Римантас Синкявичюс.
Действительно, это нивелирует то, что путь через российские порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 100-200 километров дольше. Собственно, сама по себе перевозка — меньшая часть затрат. Важнее портовые, транзитные, инвестиционные сборы, стоимость оформления грузов, таможенные пошлины.
К слову, еще в 2017-м Владимир Путин поставил задачу договориться с Минском о транспортировке белорусских нефтепродуктов, полученных из российской нефти, через российские порты и железные дороги. Правда, и тогда делу помешала "многополярность" Лукашенко.Подробнее ➤
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Картофельный Папа заигрался в свою многовекторность, наворотил делов, а теперь ещё и жалуется на "нехороших западных партнёров". Раньше надо было думать. Мы-то ладно, всё ему прощаем, а вот китайские товарищи могут обидеться.
Да уверовал в исключительность.. думал как фараон будет править. А тут оказывается, что не так уж он и нужен.. равно как и наш газ и пр.. Да и вообще иногда у невменяемого соседа лучше и не покупать ничего... переплатить немного, но купить у нормального.
Ему бы давно надо было завязать с "белорусскими" креветками и устрицами, выйти из параллельной реальности, пусть теперь расхлёбывает.
Вы правы.
Потеряет и Прибалтика, и в значительно меньшей степени, Беларусь.
Беларусь может что-то и потеряет, но кормить врага однозначно нельзя.
Идиоты! Политики забыли одну очень простую истину: ИДЕОЛОГИЯ - это одно, а ПОЛИТИКА + ЭКОНОМИКА - совсем другое...
Они забыли ту неоспоримую истину, что Самодержец-реакционер Александр 3, вешавший народовольцев и издавший "Циркуляр о кухаркиных детях" в 1891 взял у правительства Французской 3 республики (по существу - самой ПЕРВОЙ республики в мире, КАЗНИВШЕЙ Людовика 16, свергнувшей Карла 10, Луи-Филипа и Наполеона 3) крупный заём, на который был выстроен ТрансСиб...
Что в 1912 его сын Николай 2 во время визита президента Пуанкаре в Петербург СНЯЛ ШАПКУ при исполнении Марсельезы (гимна республиканской Франции)... Что в 1914 - вместе с 3-республикой начал Большую (1 мировую войну) со своим кузеном Вильгельмом 2 и близкой ему по классовому духу Германской империей...
И так было ВСЕГДА. Всегда ВСЕ нормальные политики - Цари, короли, императоры, президенты и пр. ставили ПОЛИТИЧЕСКИЕ и ЭКОНОМИЧЕСКИЕ интересы своей страны ВЫШЕ любой идеологии... Включая вражескую...
Полагаю, сто политиканы в Вильнюсе и Риге это очень быстро поймут... И поймут, что ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ своей страны и СВОЕГО народа ВЫШЕ собственной идеологии (даже если экономический партнёр и исповедует ВРАЖЕСКУЮ идеологию)..
Прибалты не зажрались и не забылись. Это страны-содержанки. Им не нужно быть экономически рентабельными. Они существуют на натовские и еэсовские дотации. Их основная задача -- быть вечными занозистыми щепками у нас в заднице.
Что вы так переживаете за Прибалтику, Польшу, Украину? Это их мнение, их страны и выбор. Не пойму почему наш элетрорат не волнует то, что у него вонючий сортир стоит под домом и засанные подъезды. Нашего прасриота больше влнует как же там прибалты будут возить свои товары морем.. и сколько охулиардов евро они потеряют.. цирк. Не переживайте господа прасриоты ватно-квасные.. разберутся они без вас. Равно как Молдавия, Восточная Европа, Средняя Азия и пр..
Прибалты свои товары морем возить не смогут по той причине, что возить попросту нечего. Они практически ничего своего давно не производят. Во всяком случае, в таких объёмах, чтобы можно было загружать флот экспортом. Так что пафос не по делу.
Вшивый друг спохватился, когда чуть не пнули под жопу. Как попугай Кеша - "Спасай Василий!"
Если бы не "вшивый друг", натовские базы уже давно расположились бы в 60 км от Смоленска. При Шушкевиче всё в этому шло семимильными шагами. Когда называете друга "вшивом", вспоминайте об этом факте.