Минтруд подготовил пакет изменений по персучету, взносам на травматизм и допвзносам на пенсию

Министерство предлагает скорректировать ряд правил представления сведений по персучету, расчета по взносам на травматизм и заявления о добровольных взносах на накопительную пенсию. Рассмотрим основные новшества.
Персонифицированный учет
Планируют разрешить представителям страхователя подписывать своей электронной подписью сведения персучета сотрудников. При этом закрепят право направлять доверенность в форме электронного документа.
Предлагают снизить лимит численности работников, при достижении которого страхователь обязан подавать сведения персучета в электронном виде. Планируется, что такая обязанность появится, если численность персонала за предшествующий отчетный период превысит 10 человек. Для организаций с численностью 10 и менее человек возможность отчитываться перед ПФР в электронном виде по-прежнему будет правом. Сейчас лимит составляет 25 человек.
Аналогично предлагается изменить порог для подачи сведений о трудовой деятельности.
Минтруд объясняет такое изменение тем, что большинство страхователей с численностью работников от 10 до 25 человек уже подают отчетность в электронном виде.
Взносы на травматизм
Взносы на травматизм за страхователя смогут перечислять иные лица. Однако такое лицо лишат права требовать возврата уплаченных средств. Оно сможет отозвать поручение на перечисление взносов, но в таком случае взнос не будет уплачен.
Доверенность на представление расчета по взносам на травматизм можно будет направить в виде электронного документа.
Как и в случае с персучетом, предлагают до 10 человек снизить лимит численности персонала, при которой обязательно подавать расчет для обязательной подачи расчета в электронном виде.
Допвзносы на накопительную пенсию
Если у страхователя трудится более 10 человек, то заявление о добровольных взносах на накопительную пенсию в ПФР нужно будет направлять в электронном виде. Сейчас этот порог 25 человек. Такое же изменение предусмотрено для сдачи реестров застрахованных лиц.

Документ:
Проект федерального закона
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА В СИСТЕМЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ, ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОТЧЕТНОСТИ И ИСПОЛНЕНИЯ ДРУГИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ СТРАХОВАТЕЛЯМИ
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6459; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7037, 7057; 2013, N 49, ст. 6352; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3394; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6155; 2016, N 1, ст. 5; N 18, ст. 2512; N 27, ст. 4183; 2018, N 31, ст. 4858; 2019, N 14, ст. 1461; N 51, ст. 7488) следующие изменения:
1) в статье 6:
а) в пункте 2:
подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и в случае их изменения после даты регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета иные фамилия, имя, отчество (при наличии);";
подпункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица;";
дополнить подпунктом 18 следующего содержания:
"18) реквизиты записей актов гражданского состояния, включая номер, дату составления, наименование органа, которым произведена государственная регистрация акта гражданского состояния.";
б) абзац первый пункта 6 изложить в следующей редакции:
"6. Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, а также на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных организаций.";
2) в статье 8:
а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
КонсультантПлюс: примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом.
"1. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех работающих у него лицах, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая электронные сервисы Пенсионного фонда Российской Федерации и единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя или уполномоченного представителя страхователя в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Документ о предоставлении уполномоченному представителю полномочий на представление таких сведений и документ о прекращении этих полномочий могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя, по телекоммуникационным каналам связи. Форматы указанных электронных документов утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.";
б) абзац третий пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, представляет сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке могут представляться сведения страхователем на 10 и менее работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.";
3) в статье 11:
в пункте 2.1 слова "либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" исключить;
абзац первый пункта 2.6 изложить в следующей редакции:
"2.6. Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц превышает 10 человек, представляет сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет 10 человек и менее.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2011, N 45, ст. 6330; 2013, N 52, ст. 6986; 2014, N 19, ст. 2321; N 49, ст. 6915; 2016, N 1, ст. 14; N 27, ст. 4183; 2019, N 52, ст. 7804; 2020, N 14, ст. 2032) следующие изменения:
1) в статье 22:
а) в абзаце первом пункта 1 слово "страхователем" исключить;
б) в пункте 1.1 слово "страхователем" исключить;
в) в абзаце первом пункта 2 слово "страхователя" исключить;
г) в пункте 4 слова "Страхователь уплачивает страховые взносы" заменить словами "Уплата страховых взносов производится";
д) в пункте 5 слово "страхователями" исключить;
2) в пункте 1 статьи 24:
в абзаце пятом слово "среднесписочная" исключить, слова "25 человек" заменить словами "10 человек", после слов "подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью" дополнить словами "страхователя или уполномоченного представителя страхователя в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Документ о предоставлении уполномоченному представителю полномочий на представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и документ о прекращении таких полномочий могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", по телекоммуникационным каналам связи. Форматы указанных электронных документов устанавливаются страховщиком.";
3) статью 26.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 26.1. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов
1. Обязанность по уплате страховых взносов должна быть исполнена страхователем, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Уплата страховых взносов может быть произведена за страхователя иным лицом. Иное лицо не вправе требовать от страховщика возврата уплаченных за страхователя страховых взносов.
2. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
3. Взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 26.6 и 26.7 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.8 настоящего Федерального закона.
4. Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках (иных кредитных организациях) поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями);
3) с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках (иных кредитных организациях) поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями);
4) с юридического лица или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении органом страховщика юридической квалификации сделки, совершенной таким страхователем, или статуса и характера деятельности этого страхователя.
5. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной страхователем, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи:
1) со дня предъявления в банк (иную кредитную организацию) поручения на перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета страхователя (со счета иного лица в случае уплаты им страховых взносов за страхователя) в банке (иной кредитной организации) при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) со дня внесения физическим лицом в банк (иную кредитную организацию), кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации);
4) со дня вынесения территориальным органом страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
6. При отсутствии банка (иной кредитной организации) страхователь - физическое лицо (иное лицо в случае уплаты им страховых взносов за страхователя) может уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:
1) принимать денежные средства в счет уплаты страховых взносов, правильно и своевременно перечислять их в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому страхователю. При этом плата за прием денежных средств не взимается;
2) вести учет перечисленных в счет уплаты страховых взносов денежных средств в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации по каждому страхователю;
3) выдавать при приеме денежных средств страхователю (иному лицу в случае уплаты им страховых взносов за страхователя) квитанцию, подтверждающую прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается страховщиком;
4) представлять в территориальные органы страховщика по их запросам документы, подтверждающие уплату страховых взносов страхователем - физическим лицом (иным лицом в случае уплаты им страховых взносов за страхователя) денежных средств в счет уплаты страховых взносов и их перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
7. Денежные средства, принятые местной администрацией от страхователя - физического лица (иного лица в случае уплаты им страховых взносов за страхователя) в наличной форме, в течение пяти рабочих дней со дня их приема подлежат внесению в банк (иную кредитную организацию) или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от страхователя - физического лица (иного лица), не могут быть внесены в установленный срок в банк (иную кредитную организацию) или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления страховщику, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.
8. Обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае:
1) отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты страховых взносов, или возврата банком (иной кредитной организацией) такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
2) отзыва организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) организации неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
4) неправильного указания страхователем (иным лицом в случае уплаты им страховых взносов за страхователя) в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка (иной кредитной организации) получателя, повлекшего неперечисление такой суммы в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
... (не полный текст)
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ, ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
И ИСПОЛНЕНИЯ ДРУГИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ СТРАХОВАТЕЛЯМИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации пункта 4 перечня мероприятий по направлению "Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 19-р), а также в целях совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, создания комфортных условий для исполнения обязанностей страхователей.
Вышеназванным пунктом плана мероприятий "Трансформация делового климата" предусмотрено осуществление перехода на электронную форму доверенности, подписанной электронной подписью доверителя, для сдачи отчетности представителем индивидуального предпринимателя и (или) юридического лица, в частности в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Порядок представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включая сведения о трудовой деятельности, определен Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
(С полным текстом можно ознакомиться скачав документ по ссылке Подробнее ➤)

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо!
Пожалуйста.