Туроператоры теперь могут «законно» не возвращать деньги за путевки?!

Все бывает
Отказ от уже оплаченной туристической путевки – это неотъемлемое право каждого несостоявшегося путешественника. В особенности, если этот отказ вызван объективными причинами – например, пандемией коронавирусной инфекции 2020 года. В условиях пандемии многие россияне вынуждены были, опасаясь за свое здоровье и жизнь, потребовать от туристических компаний расторжения ранее заключенных договоров на отдых за рубежом.
С 11 марта 2020 года в России уже было серьезно ограничено авиасообщение с ЕС, закрыта граница с Белоруссией (16.03.20), ограничен въезд в страну иностранных граждан и лиц без гражданства (18.03.20). 19 марта 2020 года Ростуризм рекомендовал гражданам России воздержаться от поездок за пределы страны. 30 марта 2020 года границы России были полностью закрыты. Поэтому многие поездки сорвались по объективной причине – туроператоры не смогли выполнить свои обязательства и вывезти туристов из страны.
Возник законный вопрос – как быть с уже уплаченными за несостоявшиеся поездки деньгами? Вроде бы логично, что раз туроператор не смог оказать оплаченную услугу, то он просто должен вернуть денежные средства граждан. Закон говорит именно об этом.
Согласно статье 10 Закона об основах туристской деятельности, договор о реализации туристского продукта должен соответствовать законодательству о защите прав потребителей. Пунктом 1 статьи 28 закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что если во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Вроде все понятно – гражданин пишет заявление об отказе от исполнения договора и возврате средств в туристическую компанию, ждет 10 дней и, если деньги не возвращают добровольно, обращается в суд.
Бесспорно, что туристическая отрасль сильно пострадала в связи с введенными ограничениями. Однако, по-видимому, туроператоров от возможных банкротств решили спасти… за счет их клиентов – граждан!
Что произошло
Согласно п. 2 ст. 19.4 федерального закона от 01.04.20 №98-ФЗ, Правительству РФ разрешили установить особенности исполнения, изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31.03.2020 включительно. Таким образом, Правительству РФ дали право «задним числом» изменить правила игры для уже заключенных договоров с туристическими компаниями, и оно этим правом воспользовалось.
Постановлением Правительства РФ №1073 от 20.07.2020 утверждено "Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно".
Согласно п. 2 указанного положения, туроператор обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2021 года.
А в силу п. 5 Положения в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 года.
Что это означает на практике (пример)?
В феврале 2020 года вы заключили договор на приобретение путевки на отдых в Турции в мае 2020 года. Уплатили за путевку 120 000 рублей (возможно, взятых в кредит в банке). А в мае 2020 года по понятным причинам в Турцию не полетели. Туроператор предложил вам полететь туда в следующем, 2021 году. Вас такой вариант не устроил, и вы потребовали вернуть деньги. А туроператор сослался на указанное мною постановление Правительства и заявил, что деньги, конечно, все вернет, причем не позже 31.12.2021 года!
Тот факт, что деньги были, к примеру, взяты вами в кредит, что они нужны вам сейчас, а не через 1,5 года, потому что вы лишились работы, – никого не интересует. Считайте, что вы дали их взаймы туристической компании. И под какой же процент? Под целых 4,25 % годовых (п. 8 Положения)!
Вопросов возникает много – прежде всего, насколько законно придание обратной силы указанному постановлению №1073? Постановление вышло в конце июля 2020 года, а распространяется на все договоры, заключенные до 31.03.2020 – между тем закон (не то что Постановление) обратной силы все-таки по общему правилу не имеет, и здесь речь идет о явном ухудшении прав граждан, которые тоже пострадали от введенных ограничений.
Второй вопрос – как будут суды применять это постановление? Все-таки это подзаконный акт, противоречащий ГК и Закону о защите прав потребителей, требованиям справедливости в конце концов.
И третий вопрос – какую следующую пострадавшую отрасль будут (на мой взгляд) спасать за счет граждан? Банки, страховщиков, а может, ЖКХ?
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Надо на законном основании заключить договор о будущих процентах центробанка при возврате уплаченной суммы.
Аналогичная ситуация, оплатили тур в Грецию в феврале 2020 года по раннему бронированию, поездка должна была состояться в июле 2020, однако даже визу не удалось получить, поскольку Греция не выдавала их) А туроператор не возвращает деньги! Выход один - идти в суд!
Вышли бы на голосование против ЕР, такого бы не было.
Моему возмущению нет предела... Несколько лет, я пенсионерка (63 года), копила на круиз по Волге, заплатила туроператору ещё в ноябре 2019 года полную стоимость путёвки (70 тысяч рублей).
Мои деньги уже, как год, не принадлежат мне и "гарант" щедро
разрешил туроператору не возвращать их мне, аж, до 31.12.2021... Обидно до слёз
С билетами на концерты ещё хуже. Никто не вернёт вам деньги, если концерт перенесли и он пройдёт в то время, которое вас никак не устраивает. И эти переносы происходят с концертами уже в нового сезона, а не только с теми, что отменились весной. И никакой Защиты прав потребителей, разговоры про ваучер-блеф, В этой ситуации рисковать немалой суммой за билет на концерт не хочется. Хотели как лучше,-поддержать сферу культуры, а на деле отваживают большую часть зрителей.