Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В. Подписчиков: 1148
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6783

Подводный флот России. Зарождение и развитие

88 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 6,77 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Рождение подводного флота России

Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 г. «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» день 19 марта объявлен Днём моряка-подводника.

Дата была выбрана неслучайно. 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 г. в Царском селе морской министр адмирал А.А. Бирилёв представил императору Николаю II доклад о внесении изменений в классификацию судов военного флота,. В новый класс боевых кораблей русского флота – подводные лодки – были включены подводные миноносцы «Дельфин» и типа «Касатка» (6 единиц) российской постройки, а также субмарины «Форель», типов «Сом» (7 единиц) и «Осётр» (6 единиц) иностранной постройки.


На рубеже XIX–XX вв. практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота, наиболее последовательную работу над созданием подводных лодок вела Франция. Субмарины, оснащённые комбинированной двигательной установкой (паромашинно-электрической) и вооружённые торпедами, должны были обеспечивать оборону приморских направлений во взаимодействии с береговыми укреплениями и минными полями.

В России в 1834 г. по проекту русского инженера К.А. Шильдера была построена первая подводная лодка, снабжённая перископом, вооружённая шестовой миной, зажигательными и фугасными ракетами.

В 1866 г. по проекту И.Ф. Александровского создана первая в мире подводная лодка, снабжённая механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. Первая серия отечественных подводных лодок (50 единиц) заказана Военным ведомством в 1880 г. для обороны приморских крепостей. Проект разработан в 1878 г. русским инженером С.К. Джевецким. Подводная лодка этой серии приводилась в движение педальным приводом, соединённым с винтом. Им же в 1884 г. построена первая подводная лодка с электрическим двигателем и питанием его от аккумуляторной батареи, оснащённая усовершенствованным перископом и системой регенерации воздуха.

Первое боевое применение подводных лодок

Русско-японская война 1904–1905 гг. стала первой в мировой истории, в которой принял участие новый, еще официально не признанный класс военных кораблей – подводные лодки. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая «рыбья серия» (по названиям «Дельфин», «Скат», «Налим», и т. д.), в 1904 г. была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Боевых столкновений с японским флотом подлодки не имели, но их наличие, о котором врагу было известно, заставило японцев вести себя в водах близ Владивостока весьма осторожно, несмотря на господство на море, завоёванное в Цусимском сражении.

В Первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для уничтожения боевых кораблей противника и нарушения его морских коммуникаций. К концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

До 1917 г. в строй были введены 73 подводные лодки, из них 50 – построены на русских заводах, 23 – приобретены за рубежом. В Первую мировую и Гражданскую войны погибло 28 российских подводных лодок. В ходе Первой мировой войны русскими подводниками, совместно с группой английских лодок, находящихся в оперативном подчинении Балтийского флота, торпедным и артиллерийским оружием потоплено 5 боевых кораблей противника (2 крейсера, 1 прорыватель заграждений и 2 сторожевых корабля) и 40 грузовых судов (включая военные транспорты).

31 августа 1919 г. подводная лодка Рабоче-крестьянского Красного Балтийского флота «Пантера» под командованием А.Н. Бахтина обнаружила и уничтожила двумя торпедами стоящий на якоре английский эсминец «Виктория», после чего смогла уйти от преследования британской эскадры. Это стало первым успехом советского подводного флота.

В период с 1918 и вплоть до 1926 г. в отечественном подводном кораблестроении наступила затянувшаяся почти на десятилетие пауза.

После завершения Гражданской войны, в межвоенный период, в стране началось активное строительство подводного флота, пик которого пришёлся на 1936 г. За период с 1930 по 1939 г. для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. Самыми массовыми среди них стали субмарины различных серий типа «Щ» и «М», всего было построено 86 и 153 корабля соответственно, часть из них сдавалась в ходе войны и в послевоенный период.

Послевоенное развитие подводного флота СССР

В первое послевоенное десятилетие подводные лодки вооружили радиолокационными и гидроакустическими средствами наблюдения, новыми образцами торпед и мин. В 1955 г. из акватории Белого моря был произведён первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки – подводный флот стал ракетно-ядерным.

Переломным этапом в истории советского Военно-Морского Флота явилось внедрение на подводные лодки в 50-х гг. ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка – «Ленинский комсомол», первоначально «К-3». Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 г. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627 А. В июле 1962 г. впервые в истории советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса, а 17 июля 1962 г. впервые в истории советского подводного флота всплыла в районе Северного полюса.

Уже к 1961 г. ВМФ СССР имел 9 атомных лодок: 4 ракетные и 5 торпедных. Всего Советским Союзом построено 243 атомные и свыше 1000 дизельных подводных лодок различных классов. С 1967 по 1992 г. флоту сдано 48 многоцелевых атомных субмарин – представителей самой массовой серии по проекту 671 различных модификаций (671, 671 РТ, 671 РТМ). Часть из них до сих пор входят в состав ВМФ России.

В середине 60-х гг. в период холодной войны появилась новая форма применения ВМФ – боевая служба, в ходе которой заблаговременно проводилось развёртывание боеготовых сил флота, в первую очередь стратегических ракетных подводных лодок в удалённые районы Мирового океана. Для руководства силами на боевой службе в мае 1965 г. в Средиземном море сформировано первое временное нештатное оперативно-тактическое соединение (14-я эскадра) из кораблей и подводных лодок Северного и Черноморского флотов. В июне 1967 г. это соединение оказалось в эпицентре арабо-израильского конфликта, так называемой «шестидневной войны», что позволило СССР активно влиять на её ход. Используя полученный опыт, на её базе была создана штатная 5-я Средиземноморская оперативная эскадра. Советские подводники принимали участие: в Карибском кризисе 1962 г., обеспечении космических программ в Индийском океане, манёврах ВМФ «Океан» в апреле – мае 1970 г.

Современный подводный флот России

Основу ВМФ России составляют Морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В настоящее время созданы группировки: атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами, основу их составляют лодки проекта 667 БДРМ, атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами – проекта 949 А, многоцелевых атомных подводных лодок – проекта 971. Они способны с высокой эффективностью решать задачи поражения наземных объектов, группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений, вести борьбу с подводными лодками противника.

В наши дни российские подводники, сохраняя традиции отечественного флота, продолжают нести службу в морях Мирового океана, осваивают новые образцы вооружения и техники. С первого десятилетия XXI в. на вооружение ВМФ России начали поступать новые подводные лодки различного предназначения

8 декабря 2015 г. из акватории Средиземного моря с подводной лодки Черноморского флота «Ростов-на-Дону» был нанесен удар из подводного положения крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» по расположению боевиков ИГИЛ* на территории Сирии.

Сегодня в составе ВМФ РФ находится 69 подводных лодок, из которых 46 атомные, а 23 дизельные.

ТК-208 «Дмитрий Донской» — советский и российский именной тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТАРПКСН) проекта 941 или «Акула».

К-535 «Ю́рий Долгору́кий» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения 4-го поколения. Головной корабль проекта 955 «Борей» назван в честь великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, считающегося основателем Москвы.

К-114 «Тула» — атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667 БДРМ «Дельфин»

К-560 «Северодвинск» — российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения. Головной корабль проекта 885 «Ясень». Построена по базовому проекту 885 (08850) «Ясень».

При подготовке публикации использовался материал с сайта www.mil.ru

1 комментарий
Понравилась публикация?
3 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
* запрещенная в России террористическая организация
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Как всегда отличная статья

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Атомная подлодка, которая подарила России стратегическое превосходство над США

В китайском издании Baijiahao появилась публикация про российскую атомную подводную лодку «Борей». Китайский автор считает, что это козырь России, который удерживает США от опрометчивых действий.

"Чиф" Мурка

Четыре года на борту атомной подводной лодки "Старый Оскол" прослужила пушистая ...

Шестопер — древнерусское оружие. Отличительный атрибут власти(булава)

Добрый вечер, форумчанеИсторическое оружие РусиШестопер оружейники относят к контактному короткодревковому ударному и ударно-раздробляющему оружию, которое является разновидностью булавы (пернача).