Подводный флот России. Зарождение и развитие

Рождение подводного флота России
Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 г. «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» день 19 марта объявлен Днём моряка-подводника.

Дата была выбрана неслучайно. 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 г. в Царском селе морской министр адмирал А.А. Бирилёв представил императору Николаю II доклад о внесении изменений в классификацию судов военного флота,. В новый класс боевых кораблей русского флота – подводные лодки – были включены подводные миноносцы «Дельфин» и типа «Касатка» (6 единиц) российской постройки, а также субмарины «Форель», типов «Сом» (7 единиц) и «Осётр» (6 единиц) иностранной постройки.
На рубеже XIX–XX вв. практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота, наиболее последовательную работу над созданием подводных лодок вела Франция. Субмарины, оснащённые комбинированной двигательной установкой (паромашинно-электрической) и вооружённые торпедами, должны были обеспечивать оборону приморских направлений во взаимодействии с береговыми укреплениями и минными полями.
В России в 1834 г. по проекту русского инженера К.А. Шильдера была построена первая подводная лодка, снабжённая перископом, вооружённая шестовой миной, зажигательными и фугасными ракетами.
В 1866 г. по проекту И.Ф. Александровского создана первая в мире подводная лодка, снабжённая механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. Первая серия отечественных подводных лодок (50 единиц) заказана Военным ведомством в 1880 г. для обороны приморских крепостей. Проект разработан в 1878 г. русским инженером С.К. Джевецким. Подводная лодка этой серии приводилась в движение педальным приводом, соединённым с винтом. Им же в 1884 г. построена первая подводная лодка с электрическим двигателем и питанием его от аккумуляторной батареи, оснащённая усовершенствованным перископом и системой регенерации воздуха.

Первое боевое применение подводных лодок
Русско-японская война 1904–1905 гг. стала первой в мировой истории, в которой принял участие новый, еще официально не признанный класс военных кораблей – подводные лодки. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая «рыбья серия» (по названиям «Дельфин», «Скат», «Налим», и т. д.), в 1904 г. была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Боевых столкновений с японским флотом подлодки не имели, но их наличие, о котором врагу было известно, заставило японцев вести себя в водах близ Владивостока весьма осторожно, несмотря на господство на море, завоёванное в Цусимском сражении.
В Первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для уничтожения боевых кораблей противника и нарушения его морских коммуникаций. К концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.
До 1917 г. в строй были введены 73 подводные лодки, из них 50 – построены на русских заводах, 23 – приобретены за рубежом. В Первую мировую и Гражданскую войны погибло 28 российских подводных лодок. В ходе Первой мировой войны русскими подводниками, совместно с группой английских лодок, находящихся в оперативном подчинении Балтийского флота, торпедным и артиллерийским оружием потоплено 5 боевых кораблей противника (2 крейсера, 1 прорыватель заграждений и 2 сторожевых корабля) и 40 грузовых судов (включая военные транспорты).
31 августа 1919 г. подводная лодка Рабоче-крестьянского Красного Балтийского флота «Пантера» под командованием А.Н. Бахтина обнаружила и уничтожила двумя торпедами стоящий на якоре английский эсминец «Виктория», после чего смогла уйти от преследования британской эскадры. Это стало первым успехом советского подводного флота.
В период с 1918 и вплоть до 1926 г. в отечественном подводном кораблестроении наступила затянувшаяся почти на десятилетие пауза.
После завершения Гражданской войны, в межвоенный период, в стране началось активное строительство подводного флота, пик которого пришёлся на 1936 г. За период с 1930 по 1939 г. для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. Самыми массовыми среди них стали субмарины различных серий типа «Щ» и «М», всего было построено 86 и 153 корабля соответственно, часть из них сдавалась в ходе войны и в послевоенный период.

Послевоенное развитие подводного флота СССР
В первое послевоенное десятилетие подводные лодки вооружили радиолокационными и гидроакустическими средствами наблюдения, новыми образцами торпед и мин. В 1955 г. из акватории Белого моря был произведён первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки – подводный флот стал ракетно-ядерным.
Переломным этапом в истории советского Военно-Морского Флота явилось внедрение на подводные лодки в 50-х гг. ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.
Первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка – «Ленинский комсомол», первоначально «К-3». Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 г. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627 А. В июле 1962 г. впервые в истории советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса, а 17 июля 1962 г. впервые в истории советского подводного флота всплыла в районе Северного полюса.

Уже к 1961 г. ВМФ СССР имел 9 атомных лодок: 4 ракетные и 5 торпедных. Всего Советским Союзом построено 243 атомные и свыше 1000 дизельных подводных лодок различных классов. С 1967 по 1992 г. флоту сдано 48 многоцелевых атомных субмарин – представителей самой массовой серии по проекту 671 различных модификаций (671, 671 РТ, 671 РТМ). Часть из них до сих пор входят в состав ВМФ России.
В середине 60-х гг. в период холодной войны появилась новая форма применения ВМФ – боевая служба, в ходе которой заблаговременно проводилось развёртывание боеготовых сил флота, в первую очередь стратегических ракетных подводных лодок в удалённые районы Мирового океана. Для руководства силами на боевой службе в мае 1965 г. в Средиземном море сформировано первое временное нештатное оперативно-тактическое соединение (14-я эскадра) из кораблей и подводных лодок Северного и Черноморского флотов. В июне 1967 г. это соединение оказалось в эпицентре арабо-израильского конфликта, так называемой «шестидневной войны», что позволило СССР активно влиять на её ход. Используя полученный опыт, на её базе была создана штатная 5-я Средиземноморская оперативная эскадра. Советские подводники принимали участие: в Карибском кризисе 1962 г., обеспечении космических программ в Индийском океане, манёврах ВМФ «Океан» в апреле – мае 1970 г.
Современный подводный флот России
Основу ВМФ России составляют Морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В настоящее время созданы группировки: атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами, основу их составляют лодки проекта 667 БДРМ, атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами – проекта 949 А, многоцелевых атомных подводных лодок – проекта 971. Они способны с высокой эффективностью решать задачи поражения наземных объектов, группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений, вести борьбу с подводными лодками противника.


В наши дни российские подводники, сохраняя традиции отечественного флота, продолжают нести службу в морях Мирового океана, осваивают новые образцы вооружения и техники. С первого десятилетия XXI в. на вооружение ВМФ России начали поступать новые подводные лодки различного предназначения

8 декабря 2015 г. из акватории Средиземного моря с подводной лодки Черноморского флота «Ростов-на-Дону» был нанесен удар из подводного положения крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» по расположению боевиков ИГИЛ* на территории Сирии.

Сегодня в составе ВМФ РФ находится 69 подводных лодок, из которых 46 атомные, а 23 дизельные.
ТК-208 «Дмитрий Донской» — советский и российский именной тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТАРПКСН) проекта 941 или «Акула».

К-535 «Ю́рий Долгору́кий» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения 4-го поколения. Головной корабль проекта 955 «Борей» назван в честь великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, считающегося основателем Москвы.

К-114 «Тула» — атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667 БДРМ «Дельфин»

К-560 «Северодвинск» — российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения. Головной корабль проекта 885 «Ясень». Построена по базовому проекту 885 (08850) «Ясень».

При подготовке публикации использовался материал с сайта www.mil.ru
Как всегда отличная статья
