Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В. Подписчиков: 1148
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6743

Княгиня Ольга. Месть

231 дочитывание
6 комментариев
Эта публикация уже заработала 16,32 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Месть княгини Ольги древлянам — описанный в летописях конфликт 945-946 годов, произошедший между киевской княгиней и племенем убившим её мужа Игоря Рюриковича.

Причины и предпосылки восстания

  • Непосредственной причиной стало убийство древлянами князя Игоря Рюриковича, который попытался собрать с них дань дважды.
  • Кроме того, среди восточных славян того времени была широко распространена практика «кровного мщения», когда за убитого родственника предполагалась аналогичная месть его убийцам.
  • Чтобы доказать свое право на власть и защитить малолетнего сына, Ольге необходимо было показать свой решительный характер.

Описание событий

В 945 году Игорь Рюрикович поддался на уговоры дружины и решил сам во время полюдья собрать дань с древлян. Не удовлетворившись собранным, князь отпустил большую часть дружины, а сам решил вернуться с вновь пройтись по древлянским землям.

Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев:

«Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».

Всего направленная делегация сватов насчитывала двадцать человек, спустившись вниз по реке в ладье они пристали к берегу близ Киева и направились к городу.

Первая месть

Приняв послов, Ольга поинтересовалась о цели визита, на что получила ответ:

«Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала»

Княгиня проявила выдержку и притворилась исполненной покорности судьбе:

«Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите:
«Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье»
А сама, когда воодушевлённые древляне ушли, приказала вырыть широкую и глубокую яму во дворе перед княжеским теремом.
На следующее утро, как и было обговорено, княжеским посланникам древляне объявили, что желают не идти или ехать верхом к Ольге от своей стоянки на реке, а чтобы их несли прямо в ладье. Когда процессия дошла до княжеского двора и ладью вместе с послами сбросили в приготовленную яму, Ольга наклонилась и спросила:
«Хороша ли вам честь?».

Древляне сокрушённо ответили:
«Горше нам Игоревой смерти».
После чего княгиня приказала закопать их живьём.

Вторая месть

Расправившись таким образом с самоуверенными древлянскими сватами, Ольга уже сама направила к ним послание:

«Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди».

Древляне избрали наиболее благородных представителей и направили в Киев. По приходу княгиня предложила гостям сходить в баню после долгой дороги и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы мылись, Ольга приказала своим людям зажечь баню и сожгла древлян.

Третья месть

После этого Ольга вновь направила к древлянам посланников:

«Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже».

Прибыв на место княгиня велела насыпать высокий холм на месте могилы мужа и велела начинать похоронный пир. Древляне на тризне начали спрашивать, где их ранее посланные делегации, на что получили заверения Ольги о скором их прибытии вместе с частью её дружины.

Когда древляне опьянели, княгиня приказала своим воинам перебить их (летописец указывает 5000 убитых древлян, отдельно отмечая, что были перебиты наиболее знатные представители племени), после чего возвратилась в Киев и начала собирать войска для похода по древлянской земле и подавления оставшихся очагов восстания.

Четвертая месть

В 946 году Ольга собрала большое войско и вместе с сыном Святославом выступила в поход на древлян. Несмотря на предыдущую кровавую расправу на тризне, древляне собрали достаточно воинов, чтобы дать сражение киевлянам. Когда полки сошлись перед битвой, княжич Святослав первым по традиции метнул копьё в сторону противника, но так как был слишком мал — копье лишь пролетело между ушей его коня и ударило в землю перед ним.

Воеводы Асмунд и Свенельд призвали дружину к атаке:

«Князь уже начал биться, поступим и мы, братия, как он».

В открытом сражении древляне были разбиты и отступили в свои города, ожидая долгой осады.

Ольга в сопровождении сына направила войска на осаду столицы древлян — Искоростеня, ведь именно близ него был убит её муж Игорь, а другие города приказала осаждать своим воеводам.

Древляне, понимая, что на милость княгини рассчитывать не приходится, отчаянно отбивались из-за высоких стен своей столицы всё лето и спустя множество штурмов Ольга решила, что если силой взять Искоростень невозможно, значит придется вновь идти на хитрость.

Во время очередной передышки между штурмами к древлянам был направлен посланник, передавший от Ольги сообщение:

«До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода».

Изможденные долгой осадой древляне ответили, что и рады бы заключить мир, но боятся новой мести княгини, на что та отвечала:

«Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».

Когда древляне ответили, что у них нет никаких запасов, которые можно было бы отдать в качестве дани, Ольга проявила притворное великодушие:

«Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Обрадованные возможностью прекратить наконец осаду, древляне собрали в городе птиц и передали княгине, после чего получили от неё заверения о мире и вернулись за стены.

Ольга тем временем, раздала своим воинам — кому по голубю, кому по воробью, велела привязать каждой птице пучки сухой травы. Когда же стало смеркаться, Ольга приказала поджигать траву перед отпусканием птиц. Весь город почти одновременно загорелся, выбегающих в панике из-за стен защитников легко хватали княжеские воины.

Часть городских старейшин убили, некоторые из древлян были розданы людям княгини в качестве рабов, а прочие оставлены для выплаты дани.

Дань была назначена в размере 2/3 для Киева и 1/3 для Вышгорода, которым правила сама Ольга. После сожжения Искоростеня, княгиня вместе с сыном объехала все древлянские земли и обложила их новой данью, после чего вернулась в Киев.

источник

6 комментариев
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 6
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Очень хорошая публикация на историческую тему, которых на сайте мало.

Можно добавить, что Княгиня пыталась обратить своего сына Святослава в новую веру, однако молодой князь не поддавался на уговоры матери. Святослав ненавидел христиан, доказательством тому служат репрессии и казни крещёных славян во времена правления князя. Где-то около 962 года княгиня в гневе отослала свою рабыню-ключницу Малушу в село Будятино. Причиной стала связь Малуши со Святославом, у неё уже в ссылке родился Владимир. Этому будущему князю киевскому суждено было погрузить Русь в кровопролитную междоусобицу, а затем крестить её огнём и мечом. "Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици". (Никоновская летопись).

Что касается мстительности, так это как раз черта авраамистических религий. Иудейский и христианский ветхозаветный бог Яхве и правда описан неуравновешенным в характере, вспыльчивым, мстительным. Новозаветный Христос верил в вечное наказание, и мы неоднократно находим места, в которых он исполнен мстительной злобы против людей, не желавших слушать его проповеди: «Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф 23:33). Жестокость: «Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 13:41-42); и он еще долго продолжает говорить относительно плача и скрежета зубов.

+3 / 0
картой
Ответить

Спасибо Вам большое за проявленное внимание к моей работе. Буду и дальше публиковать как юридические статьи, так и исторические.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Княгиня Ольга первый человек, который стал прививать христианские ценности на Руси. Впоследствие стала святой. И как же не по-христиански она мстила. Жажда мести была настолько сильной, что она практически уничтожила всех древлян. Месть была очень жестокой и коварной. Видимо, в те языческие времена такие вещи были приемлимы, от которых в настоящее время стынет кровь в жилах. Может раскаяние за проявленную жестокость и послужило поводом принятия ею христианства.

+1 / 0
картой
Ответить

Спасибо большое за дополнение к моей статье.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Очень понравилось.

0
картой
Ответить

Спасибо.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Почему Княгиня Ольга приняла Христианство

Политические причины:* Укрепление ее правила: Переход в христианство дало Ольгу легитимность и престиж в ее собственном царстве, а также в глазах мощной Византийской империи. Это было особенно важно,...