Мелека Юлиана Игоревна
Мелека Ю. И. Подписчиков: 775
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 7747

Нарушения в сфере рекламы

69 дочитываний
16 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Каждому бизнесу для активного продвижения нужна реклама. Выясним, когда ее признают ненадлежащей из-за скрытых условий, можно ли включать согласие на рекламные рассылки в договор, стоит ли рассчитывать на смягчение ответственности в суде. Разобраться в деталях поможет недавняя судебная практика.

Согласие в договоре

Зачастую в договоры об оказании тех или иных услуг включают условие о том, что потребитель готов получать рекламные рассылки. Сможет ли он доказать вынужденность такого согласия?

Встречается практика, когда суды отмечают: у гражданина есть выбор — соглашаться с таким условием или нет. Решение не влияет на возможность заключить договор и получить услуги. Выраженное в договоре согласие на рекламу признавали добровольным, например, АС Уральского округа, АС Волго-Вятского округа.

Однако есть и иные случаи. В одном из них среди условий тест-драйва автомобиля указали: подписывая договор, клиент соглашается получать рекламные рассылки. Согласие действует 5 лет и каждый раз автоматически продлевается на такой же срок.

Суды признали согласие ненадлежащим, так как:


клиент не мог отказаться от рекламных рассылок, ведь только приняв условия тест-драйва, можно было получить услугу;
автомобиль предоставляли всего на час и договор прекратил действовать в тот же день.

За рекламное СМС этому клиенту общество оштрафовали на 100 тыс. руб. Подход устоял в АС Московского округа.

Нечитаемые условия

Порой реклама формально содержит все необходимые условия, но часть из них сложна для восприятия (мелкий шрифт, цветовая гамма и др.). Суды в таких случаях продолжают применять подход ВАС РФ: нечитаемая информация считается отсутствующей, а реклама — ненадлежащей.

Нарушителям-юрлицам грозит один из штрафов:

от 100 тыс. до 500 тыс. руб. по общему составу за нарушения законодательства о рекламе;

от 300 тыс. до 800 тыс. руб. по специальному составу (если речь о рекламе кредитов, займов).

Казалось бы, принцип понятен, однако на практике то и дело возникают новые споры. Например, в июне 2019 года и в сентябре 2020 года подобные случаи доходили до ВС РФ. Он не направлял дела на пересмотр, тем самым подтверждая сложившийся подход. Если часть информации представлена трудным для восприятия способом, это говорит о недобросовестности рекламы.

Нюансы встречаются в недавней практике окружных судов. Множество споров касается рекламных конструкций возле проезжей части (АС Северо-Кавказского округа, АС Дальневосточного округа, АС Северо-Западного округа и др.).

Такая реклама рассчитана в основном на водителей и пассажиров транспорта. Суды подчеркивали, что время считывания информации при этом ограничено. Потребители "выхватывают" часть условий крупным шрифтом, а информация мелким шрифтом недоступна.

Выходит, важным критерием для оценки читаемости рекламы выступало место ее размещения. Наряду с этим, признавая рекламу ненадлежащей, суды учитывали следующее:

соотношение размеров шрифта (к примеру, процентная ставка напечатана в 10 раз крупнее, чем условия кредита);

цветовые решения (например, бледно-серый текст на светлом фоне);

изменение освещенности (в частности, нет ночной подсветки).

Есть интересный пример, когда рекламодателю все же удалось выиграть спор. Реклама кредита была расположена возле проезжей части. УФАС, а вслед за ним суды первой и апелляционной инстанции обратили внимание на нечитаемый мелкий шрифт и признали рекламу ненадлежащей.

АС Центрального округа с ними не согласился. Ему не хватило объективных доказательств того, что реклама содержала нечитаемые условия. Он также отметил: оценивать читаемость нужно не с позиции участников дорожного движения, а с точки зрения рядового потребителя.

При новом рассмотрении нарушение признали недоказанным.

Отмена, замена и снижение штрафа

В спорах о "рекламных" нарушениях суды могут пойти навстречу компаниям и освободить их от ответственности или снизить ее.

Есть недавние примеры, когда срабатывала ссылка на малозначительность нарушения:

от штрафа на сумму 100 тыс. руб. освободили общество, которое распространило рекламу жилого комплекса без сведений о месте размещения проектной декларации;

от штрафа размером 101 тыс. руб. освободили кооператив, который в рекламе указал обещанную доходность выше допустимой по закону;

от штрафа величиной 200 тыс. руб. освободили учреждение, которое транслировало по радио рекламу без предварительного сообщения о ее начале и без указания категории информационной продукции.

Порой удается добиться замены штрафа на предупреждение. Такой пример можно найти у АС Западно-Сибирского округа. Спор касался рекламы медуслуг. В ней не предупредили о противопоказаниях и о том, что нужно ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.

Еще один подобный случай встретился в практике 14-го ААС. Компания разместила ненадлежащую рекламу финуслуг: в ней не было информации о том, кто оказывает эти услуги. При замене наказания на предупреждение суд первой инстанции учел, что спорная реклама уже удалена. Апелляция с решением согласилась.

Иногда суды уменьшают размер штрафа, который назначило УФАС. Примеры есть в практике АС Северо-Западного округа, АС Уральского округа, АС Западно-Сибирского округа.

Проголосовали: 53

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

16 комментариев
Понравилась публикация?
57 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 16
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Понравилось.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com
DELETE

раскрыть ветку (0)

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Копирайтер Ерыгин В. В.
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 362
10.03.2021, 10:14
Долгопрудный

Было интересно. Благодаря Вам освежил память в данном вопросе.

Спасибо!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (16)

Инспектор ДПС хотел оштрафовать за непропуск пешехода, но я на его уловку не клюнул. Рассказываю, чем всё закончилось

Сотрудники ДПС ежедневно взаимодействуют с тысячами водителей, и не секрет, что далеко не все из них действуют строго в рамках закона. Водительская неграмотность — благодатная почва для того,...

Когда МВД не отвечает за ошибочный штраф с камеры

Владелец автомобиля КИА получил штраф в размере пятиста рублей за превышение скорости. Но на фотографии, сделанной камерой контроля скорости, был изображен за рулем не сам собственник автомобиля,...

Обыденная жизнь Крымских пляжей? Пара занялась сексом прямо на пляже в Крыму

Добрый день. Сегодня кто-то заснял как на людном пляже средь бела дня парочка занималась сексом, не замечая рядом людей. Там быстро разыскали мужика, он вину признал и получил штраф 1 000 рублей.
00:16
Поделитесь этим видео

Когда за одно нарушение правил дорожного движения можно получить несколько штрафов в один день

Фото сгенерировано нейросетью Шедеврум https://shedevrum.ai По общему правилу, закрепленному в КоАП РФ, нельзя привлекать к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Однако,...

Мои дети не будут сдавать ЕГЭ!

Сейчас у меня двое школьников, 4й класс и 3й класс.И что я для себя поняла.В моем детстве отовсюду я слышала,как важно образование и тп. Вся семья твердили,что у каждого из них есть высшее образование.