Китай. Немного истории. Мао Цзэдун.
Чтобы понять, как и из какого зерна выросло «Китайское экономическое чудо», стоит вспомнить, из чего вырос сам современный Китай. И здесь нельзя пройти мимо, не окунувшись в те времена, когда молодой республикой управлял Мао Цзэдун, а в стране бушевала Культурная революция.
Против кого дружим?
Коммунистическая партия Китая, основана в 1921 году, получила всю полноту власти только в 1949 году и немедленно провозгласила образование Китайской Народной Республики на площади Тяньаньмэнь города Пекина (нынешняя столица КНР).
После отречения императора Пу И от престола (1912 г.), войны с японцами во времена Второй мировой и гражданской войны со сторонниками партии Гоминьдана, где победили коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, Китай являл собой жалкое зрелище: убитая войнами экономика и сплошь голодное население в 500 миллионов человек (согласно переписи 1953 г).

Что надо сделать, чтобы превратить отсталый Китай из «мальчика для битья» в существенного политического игрока на карте мира, с которым бы начали считаться крупнейшие державы?
Мао решил, что для решения этой задачи он должен перетряхнуть старые устои, как джутовые мешки, выбросив хлам устаревших традиций, и разложить то, что может пригодиться, аккуратно по полкам, согласно заранее составленным спискам и собственным представлениям о порядке в кладовой.
Для этого Мао перво-наперво постарался сосредоточить всю власть в одних руках, зачистив партию от остатков оппозиционных элементов – людей, которые были не согласны с его политикой «большого скачка». Сделать это было нетрудно, поскольку председателю правительства и КПК (с 1945 года) достались и широкая поддержка народных масс, и щедрая помощь «старшего брата» - СССР.

Волюнтаризм Великого Кормчего или «Куда приводят мечты»
Справка
Волюнтаризм - стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий, произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями, движимое исключительно решением начальника: « Я так хочу - а вы так сделайте, всё остальное не важно!»
«Зацементировав» за собой партию и заставив её работать на свои идеи, как единый слаженный механизм, Великий кормчий добился того, что внутри партийного звена любого уровня уже никто не смел ему возразить.
Жертвы на этом пути его не смущали: «Три года тяжелой борьбы — десять тысяч лет счастья!» - провозгласил Кормчий и партийцы, засучив рукава, принялись за кропотливую работу.
Когда с оппозиционерами и оппортунистами было покончено, председатель Мао смог наконец-то пообещать своему народу, что стоит пострадать ещё пару-тройку лет и в стране наступит полный … коммунизм.
И народ, ведомый харизмой Великого Мао и стерильно-чистой коммунистической партией КНР, засучил рукава и принялся за построение нового общества:
1. 1950 год – аграрная реформа: национализация земли, раздача участков беднейшим крестьянам, сокращение наделов у китайских «кулаков».
2. Восстановление разрушенных заводов, строительство новых и новые рабочие места в промышленном секторе.
3. 1956 год – введение в эксплуатацию старых железнодорожных путей и открытие новых, протяжённостью более 8 тыс. км.
4. Первые годы «большого скачка» экономика оставалась многоукладной (наличие разных форм деятельности, таких, как государственное и частное, натуральное и коллективное). Однако к 1956 г. частники составили лишь 3%.
5. Вытеснение иностранного капитала позволило расширить долю государства до 70%.
6. Масштабный голод удалось побороть.
7. Увеличилась продолжительность жизни населения.
8. Значительно повысилась общая грамотность.


И всё бы было хорошо, если бы Мао в голову не пришла гениальная идея: к 1960-му году «догнать и перегнать» СССР по всем уровням и превратить аграрный Китай в индустриального гиганта, круче чем «старший брат».
Для этого руководство КНР в 1958 г. приняло программу ускорения индустриализации, согласно которой каждая деревня должна была очиститься от всех элементов частной собственности, и самостоятельно производить не только тонны риса и другой сельхозпродукции, но и сдавать государству план по стале-и-чугуно-плавлению, производить внутри собственный сельхозинвентарь и машины.
К этому времени Советский Союз уже перестаёт быть «старшим братом» и лозунг «дружба навек» стремительно теряет свою актуальность.
Причиной такого положения и решения «догнать и перегнать» стало несогласие лидера КНР с докладом Хрущёва на XX съезде КПСС (14-25 февраля 1956 года), где он призвал осудить «культ личности» Сталина.
Диалог между Китаем и СССР принял напряжённый тон.
А ведь совсем недавно Китаю, в рамках укрепления дружественных отношений,
были выделены крупные кредиты на развитие социалистической экономики,
подписаны соглашения о ликвидации ВМБ (военно-морские базы) в Дайрене (Далянь - порт в заливе Даляньвань Жёлтого моря на южной оконечности полуострова Ляодун) и Порт-Артуре,
СССР даже отказался от своих экономических интересов в Манчжурии в пользу КНР.
Однако, невзирая на столь мощную поддержку со стороны СССР, партия КНР в открытом письме к руководству Союза выразило непонимание новым курсом дружественной страны и осудило рвение советских коммунистов, которые с ажиотажем начали развенчивать культ Сталина, где только удавалась возможность кинуть грязью в спину ушедшего вождя.
В письме говорилось: «Подражая тов. Хрущёву, который в своём докладе огульно отрицает заслуги тов. Сталина, многие коммунисты СССР идут вразрез с марксистко-ленинскими принципами, тем самым опорочивая свою Родину, великую партию Советского Союза и международное коммунистическое движение в целом!». Это письмо было напечатано во всех китайских газетах, его зачитывали в каждом уголке Китая, заучивали наизусть.
Зачем Хрущёву надо было разоблачать культ Сталина?
То, о чём до сих пор не принято говорить даже в постсоветской России, хорошо понимали в Китае, поэтому и посчитали доклад Хрущёва предательским по отношению к истории собственной страны:
1. Во времена Сталина Хрущёв вовсе не отсиживался в уголочке, ожидая гнева всевластного вождя. Наоборот, он сам активно участвовал в репрессиях, даже был в составе печально знаменитой «Московской тройки», лично подписывая расстрельные документы.
2. Известный факт: Никита Сергеевич так рьяно и подробно составлял списки неблагонадёжных граждан, что Сталин был вынужден поставить на одном из них росчерк «Дурак!», а на некоторых остальных «Угомоните дурака!» Хрущёв обиду не забыл.
3. После смерти Сталина внутри самой партии сложилась обстановка при которой одной её части понадобилось срочно «спрыгнуть» с намеченного пути, чтобы не попасть под суд истории. Для этого мало было отмежеваться от сталинского клана, надо было выставить всех приверженцев политики вождя в лучшем случае людьми глупыми и недалёкими, в противном – врагами Советской власти. Доклад Хрущёва сработал на опережение действий клана вождя.
Сам же он на фоне «зверств» Сталина выглядел прости белой овцой.
4. Развенчание культа личности играло на руку Западу, поскольку стало ощутимым ударом под дых престижу СССР, невероятно возросшему после победы во Второй мировой.
Интересным является тот факт, что в подготовке «секретного доклада» активно принимал участие Отто Куусинен – сотрудник англо-американских спецслужб.
Подтверждением тому служит цитата из книги франко-американского историка Гровера Ферра:

Запад был доволен действиями Никиты Сергеевича, сам Ник-Сер был доволен своим «триумфом» - очень уж ему нравился костюмчик разоблачителя диктатуры и культа: «Такого мамонта завалил!»
Этот крестьянский сын ещё не понимал, что для всего мира он является той самой «обезьяной с гранатой» - полным придурком, которому не хватает ни харизмы, ни той силы, которую привыкли бояться главы стран Западного блока. Силы, на которой стоит империя.
Угроза с Севера
Окончательно КНР перестала быть для СССР привилегированным союзником после заявления Хрущёва о политике мирного сосуществования с западным блоком.
Последующая за этим заявлением реакция Великого Кормчего была больше похожа на объявление войны: на конференции коммунистических и рабочих партий в 1957 году, товарищ Мао объявил СССР предателем интересов мирового рабочего класса и призвал Китай не страшиться третьей мировой кампании, которая непременно принесёт окончательную победу коммунизма над всем мировым империализмом.
Правительство СССР не могло не отреагировать на столь резкие выпады.
Из Китая срочно отзываются все советские специалисты, прекращаются поставки в рамках подписанных договорённостей, выдвигается требование о досрочном возврате гигантского кредита в 1,5 миллиарда инвалютных рублей.

К чести китайцев надо сказать, что столь астрономическая сумма (около 100 миллиардов на современные деньги) была выплачена Союзу в кратчайшие сроки – 1964 год.
Но китайская пропаганда уже никогда не назовёт СССР иначе, чем «северная угроза» или «угроза с Севера». Союз окончательно получает статус врага в Китае.
А сталеплавильным китайским деревням полагается объединиться ещё и в военизированные коммуны для защиты от внешнего врага.
Великий Кормчий желает показать ревизионистам с Севера, что он готов взять на себя роль вождя мирового коммунистического движения и готов доказать это беспрецедентным ростом социалистической экономики Китая даже без поддержки СССР.
Как показывают уже опубликованные документы (ранее бывшие под грифом «Секретно») катастрофа, постигшая КНР после идейного волюнтаризма Мао, исчисляется жертвами, превосходящими цифру в 45 млн. человек.
Культурная революция, как метод слома старых традиций и борьбы с китайскими ревизионистами (1966 – 1976 гг.)
Однако Мао не учёл, что с его линией тоже могут быть согласны не все.
В 1959 году на пленуме ЦК КП КНР министр обороны Пэн Дэхуай неожиданно для Мао Цзэдуна выступил с резкой критикой личности Великого Кормчего и его идеи «великого скачка».
Мао был взбешён – прямо у него под носом образовалась «кучка отщепенцев-оппозиционеров», посмевших критиковать деяние, в которое он, можно сказать, вложил всю свою душу!
Надо ли говорить, что этих людей постигла та же участь, что и «врагов народа» в СССР?
Одновременно с этим, Мао задумался о великой чистке в рядах партии, посчитав, что «догнать и перегнать» не получается из-за тех, кто сознательно саботирует его решения и указы.
У него, безусловно, был опыт победы в революции и способы уничтожения своих врагов, но не было никакого опыта в построении экономики – он вообще не понимал ни экономических принципов, ни понятия построения бюджета государства, ни влияния на бюджет и экономику финансовой коррупции, которая разрасталась махровым цветом на каждом этапе «перерождения» Китая.
Поэтому, для достижения своих утопичных целей, он сделал так, как ему было привычно: превратил свой народ в «строительный материал нового Китая», а всех несогласных начал «перевоспитывать» в лучших традициях всех диктаторов мира для чего и устроил массовую кампанию против ревизионистов, назвав её Культурной революцией.
Исполнителем своей воли Мао Цзэдун назначил своего ближайшего сподвижника Линь Бяо, который разработал очень простую программу: «Уничтожить всех ревизионистов, которые могут маскироваться под кого угодно в зависимости от конъектуры (ситуации)! И сделать это во имя председателя Мао!»
Сам Мао выдвинул лозунг «Мы открываем огонь по штабам!»
Ответным лозунгом ему было: «Мы – красные стражи революции и председателя Мао! Мы заставим эту страну корчиться в судорогах, сдирая с себя кожу, в которую её завернули Америка и Англия! Мы уничтожим всё, что может помешать нашей стране избавиться от колониального рабства и возвысим над ней портрет нашего председателя!»
И понеслось…
Огонь по штабам
Характерно, что Мао Цзэдун почти не использовал органы госбезопасности для достижения своих целей – чистке госаппарата и партийных кадров. Эту задачу выполняли хунвейбины (старшие школьники и студенты) и цзаофани (молодые рабочие).
Эти отряды (по своей сути – шайки молодых головорезов, чей возраст редко превышал 19-20 лет), слонялись по городам и весям, отлавливая «врагов партии и народа». Этакая китайская юнармия, плохо образованных, но жаждущих действий молодых патриотов, в чьи головы была вбита идея ненависти к свободомыслящим или чем-то отличавшимся от серой массы граждан.
Официальным оружием хунвейбина была толстая палка и красная книжица «Сборник Великих цитат Мао Цзэдуна». Палками юные стражи избивали тех, кто им почему-то не нравился, после чего, стоящего на коленях избитого человека, заставляли вслух каяться и по нескольку часов читать «Великие цитаты». Случались и пытки, и казни.
«Я против убийств! – заявлял один из партийных лидеров Китая того времени Се Фуч Жи, - Но, если молодые народные массы решили, что кого-то из буржуазных главарей стоит убить – пусть убивают!»
Сколько конкретно людей было подвергнуто наказаниям и казнено неизвестно по сей день, однако агентство «Франс пресс» указывает цифру в 400 тыс. человек.
Возможно, стоит поблагодарить Мао за то, что он ограничил хунвейбинам доступ к огнестрельному и холодному оружию, иначе смертельных случаев было бы в разы больше! Гораздо больше!
Лидеры движения «стражей» вышли из самых низких слоёв населения, где насилие было явлением обыденным и повсеместным.
Возможно именно поэтому свой садизм по отношению к наказуемым не воспринимался ими, как нечто, выходящее за рамки нормального человеческого поведения.
У «зачищающих» отрядов было слишком много общего с коричневорубашечниками начальника штаба СА Эрнестом Рёмом, членом НСДАП, в своё время возглавлявшим Велико-германское национал-социалистическое освободительное движение. Разве что основной костяк лидеров состоял не из уголовников, как у Рёма, а из выходцев с рабочих окраин.
Если Гитлер «благословил» в своё время отряды в коричневых рубашках на «слом космополитной цивилизации», то Мао отправил своих на Культурную революцию.

Точно так же, как члены СА считали себя авангардом революции национал-социализма, так и молодёжь из стражей причисляла себя к особой касте «культурных» революционеров. Точно так же, как Гитлер избавился от ставших ненужными ему боевиков уличного насилия, было быстро и жёстко свёрнуто движение Культурной революции.
Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины
И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины
И не то чтоб хунвейбины любят статуи-картины-
Вместо статуй будут урны революции культурной.
В. Высоцкий «Хунвейбины»

Однако основной задачей этих отрядов было всё-таки не сжигание предметов культуры и избиение людей, а составление списков «неблагонадёжных» граждан Китая, которых арестовывали и переселяли в дальние деревни или совсем необжитые глухие места для возделывания новых пахотных территорий и прочей тяжёлой работы.
Не по своей воле в такие места, помимо случайных людей, переселились миллионы учителей, учёных, людей искусства и прочие творческие личности.
Но это не смогло, конечно, остановить ту волну жуткой разрухи и обнищания, которую пришлось разгребать наследникам и последователям товарища Мао, потому что экономика после расцвета Культурной революции почему-то не поднялась, промышленность и сельское хозяйство пребывали в тяжелейшем упадке.
«Только по официальным данным в стране насчитывалось 20 миллионов безработных, 100 миллионов голодали. Среднегодовой доход составлял 220 долларов, и это был один из самых низких годовых показателей в мире» - А. М. Родригесс «История стран Азии и Африки в Новейшее время»
Оценка деятельности Мао Цзэдуна по-китайски
Отдельно стоит отметить, что в Китае, хотя и были осуждены деяния Мао Цзэдуна, в том числе и проведённая им Культурная революция, но такого агрессивного развенчания культа личности и шельмования своего вождя, как это произошло в СССР, не было.
И тут опять дело в традициях: к историческим фактам и своему прошлому китайцы относятся очень бережно. Китайцы рационально взвесили вред и пользу от деятельности «Великого Кормчего» и приняли простое решение:
Мао был великим человеком – факт.
70% его деяний – победы и достижения. Ошибки и заблуждения составляют лишь 30%. Значит, пользы его решений для Китая гораздо больше, нежели вреда.
Осудить культ личности Мао Цзэдуна – значит осудить китайский народ, поскольку культ правителя создаётся не отдельной личностью вождя, а толпой, которая и формирует этот культ.
По мнению компартии Китая, Мао пришлось согласиться с жёстким проведением Культурной революции, чтобы Китай впоследствии смог сделать мощный рывок вперёд.
Хунвейбины решили острую проблему, которая мешала стране пойти по новому пути развития – сломили сопротивление бюрократического аппарата Китая, созданного ещё с императорских времён и всячески сопротивлявшегося всем нововведениям.

За время Культурной революции КНР решило сразу четыре проблемы:
1. Объединение китайских провинций единой идеологией коммунизма. (Государства, которые имеют множество самых разных народов без объединяющей идеи, крайне не стабильны).
2. Получение даровой рабочей силы.
3. Ликвидация безграмотности и «внедрение культуры» в самые отдалённые районы страны.
4. Уничтожение, либо реформирование старых традиций.
К тому же, несмотря на репрессии, одинаково осуждаемые и в капстранах, и в соцлагере, под руководством этого вождя проводилась широчайшая индустриализация страны, неуклонно повышался материальный и культурный уровень населения.
Особым мнением было вынесено, что Мао Цзэдун при принятии решения о Культурной революции, не ставил своей задачей личное обогащение за счёт разорения крупных чиновников. Деньги, полученные от «раскулаченных» шли прямиком в казну государства и тратились на удовлетворение нужд простого населения.
Официально Культурная революция закончилась со смертью товарища Мао (1976 г.), но на самом деле власти Китая начали сворачивать бурную деятельность молодого поколения ещё в 1969 году, после переселения «неблагонадёжных» в разные уголки государства. Отряды хунвейбинов и цзаофаней начали распускать, определяя их согласно статусу: одних – в классы и аудитории, других – на предприятия к станкам. Особо выделившихся в казнях и пытках, а так же самых ярких лидеров движения без особого сожаления расстреляли, предъявив им обвинения в убийствах и создании массовых беспорядков внутри страны.

Таким образом, последующие правители Поднебесной хоть и развенчали культ Мао и даже слегка осудили, но не ошельмовали, сделав правильные выводы и приняв определённые меры, чтобы подобное не могло повториться вновь.
В частности:
• были введены ограничения сроков занятия должностей для чиновников и членов партии;
• цензура в СМИ была направлена против восхваления руководителей;
• какое-то время даже запрещалось ношение и развешивание плакатов с портретами партийных боссов, а тем более лидера страны.
Официальное обращение руководства КПК к собственному народу выглядело так:

Однако, на мой взгляд, успехи Великого Кормчего были бы куда внушительнее, если бы не его «ошибки», стоившие миллионы загубленных в страстях революций и борьбы жизней.
Мао старел и дряхлел. В партийной верхушке началась борьба за власть между радикалами, поддерживавшими дальнейшую «Культурную революцию» и прагматиками, лидером которых стал вернувшийся из лагеря после заключения репрессированный Дэн Сяопин.
В итоге победили прагматики и здравый смысл.
В конце 70-х гг. страной фактически начинает управлять Дэн Сяопин – верный последователь Мао, который никогда не занимал высокий пост руководителя КНР, являясь, как сказали бы у нас, тем самым «серым кардиналом», на долю которого пришлось разгребать завалы после Культурной революции Мао и строить Новый Китай на расчищенной территории.
Продолжение следует...
Использованы материалы:
https://rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html
https://kitaygid.ru/politika/korruptsiya-v-kitae
WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/
https://kitaygid.ru/istoriya/olimpiada-v-pekine
https://oko-planet.su/politik/politiklist
https://www.kp.ru/daily
https://www.kommersant.ru/doc/
https://pasmi.ru/archive
https://www.gazeta.ru/social/
https://www.nn.ru/community/gorod/main/
https://maxpark.com/community
https://panorama.pub/
https://www.mk.ru/politics
https://take-profit.org/statistics/corruption-index/
http://ekd.me/
https://disgustingmen.com/history/
https://zen.yandex.ru/media/russian7/
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интересно. Я ещё раньше, когда была на Хайнане, удивилась отношению китайцев к своей истории и, в частности, к Мао: китайские юани разного цвета в зависимости от номинала, но на всех изображён Мао. В отличие от Китая, у нас история избирательная, например, столетие революции 1917 года абсолютно никак в госсми не озвучивалось, хотя событие имело мировое значение. На Западе в 2017 году проводились разные публичные мероприятия, видела на канале Культура.
Спасибо за комментарий, Татьяна!
У нас, действительно, история избирательная, а последнее время ещё и угодливая.
Как тут не вспомнить Вознесенского?!
"... Не надо улиц переименовывать, постройте новые и назовите!
Здесь жили люди, а в каждом-чудо..."
Спасибо, Ирина. Теперь мы знаем, что и Хрущёв, как и все враги Товарища Сталина, был англо-американским шпионом. Или его приспешником. Или тот шпион (Отто Куусинен) был приспешником Хрущёва. Или он (один из них, а может и оба) был (были) шпионом китайско-японским или австрийско-австралийским. А может это вообще клевета? А может оскорбление ветерана? А может и двоих (Сталина и Хрущёва)? А может и полная *****?
Считайте, как Вам угодно, сударь!
Спасибо за интересное исследование!
С нетерпением жду продолжения великой истории Великой страны!
Спасибо, что заинтересовались!
Постараюсь не задерживаться!
Успехов Вам!