
От личного бюджета к бюджету предприятия
Что мы знаем о собственном бюджете?
Есть очевидная вещь, которую понимают все: в некую постоянную дату (при условии отсутствия задержек по выплатам) человек получает заработную плату и тратит деньги до следующего ее поступления. Обычно это происходит два раза в месяц: в виде аванса, который составляет в среднем 40% от фонда вашей заработной платы, и окончательного начисления в начале месяца, следующего за расчетным.
Абстрагируемся от дат поступлений и представим себе совокупный доход, который вы получили за месяц, допустим, это 25 000 рублей. Вы их получили – и что происходит дальше? Начинаете их тратить. А как? Да очень просто — покупаете продукты, платите коммунальные платежи, ездите на городском транспорте, покупаете вещи, балуете себя развлечениями и так далее, и так далее. Все вышеперечисленное — ваши расходы.
Расходы, в свою очередь, делятся на постоянные и постоянно-переменные.
Что это значит?
К постоянным расходам всегда и при любых обстоятельствах относится еда, каждому человеку необходимо есть, сохранять свою физическую энергию, иначе он банально умрет от голода. Все остальные расходы не столь значимы, поэтому и являются постоянно-переменными.
Что скрывается за этой формулировкой? А вот что: каждый месяц вы тратите деньги на транспорт, городской или собственный, неважно, но эти расходы могут быть разными, с одной стороны, они постоянные, а с другой – переменные.
Допустим, вы заболели, соответственно, не пользуетесь никаким транспортом и сэкономили определенную сумму денежных средств, а если работаете удаленно, то данный вид расхода вообще не отражается на вашем бюджете или частично отражается, если вам по роду деятельности необходимо периодически приезжать в офис. Что же касается Интернета и мобильной связи: вы можете найти провайдера с более дешевым тарифным планом и тоже на этом сэкономить.
Коммунальные платежи, хоть и являются вашими постоянными расходами, тоже относятся к переменным, например: в данном месяце вы потратили больше денег, чем планировали, образовался так называемый кассовый разрыв. Что делать? Отложить платежи за свет и квартиру на следующий месяц, сформировав таким образом свою кредиторскую задолженность перед коммунальными службами.
Это, конечно, чревато серьезными последствиями, такими, как принудительная оплата через судебные органы, да еще с начисленными пени, при условии отсутствия оплаты в течение полугода и как, результат — взятие кредита для погашения долга и попадание в финансовую зависимость от банка.
Все это происходит потому, что вы неправильно планируете свой ежемесячный бюджет, а может быть, и вовсе не планируете.
Так как же его грамотно спланировать, спросите вы, отвечаю: не так все сложно, как кажется на первый взгляд.
Собственный финансовый бюджет формируется по остаточному принципу. Это значит, что сначала просчитываются статьи расхода, являющиеся постоянными, а остаток денежных средств распределяется на питание и дополнительные нужды.
Вернемся опять к нашим 25 000 за определенный календарный период и зададим следующие параметры для нашего расчета:
1. Входящий денежный остаток (ВХ) на начало каждого расчетного периода.
2. Ежемесячные фиксированные денежные поступления (ЗП) = 25 000 руб.
3. Совокупные коммунальные платежи в месяц (СКП) = 8000 руб.
4. Транспортные расходы (ТР) = 2000 руб.
5. Услуги связи/Интернета (УС) = 1000 руб.
6. В текущем периоде у вас нет дополнительных расходов (ДР), связанных с приобретением: техники, одежды, обуви и предметов интерьера, соответственно = 0.
7. Остаток денежных средств (ОДС).
Составляем первый вариант личного финансового бюджета:
ОДС= начальный остаток + приход – расходы.
Остаток: ( (0 + ЗП) – (СКП – ТР – УС – ДР))=14 000 рублей — это денежные средства, которые вы потратите в каждом расчетном периоде на питание, лекарства, предметы личной гигиены и моющие средства.
Эта схема является примитивной и не рабочей.
Все дело в том, что помимо еды и наших постоянно-переменных расходов, существуют и другие, которые время от времени нам необходимо оплачивать. Одежда и обувь изнашиваются, бытовая техника выходит из строя, и хотя бы раз в год хочется поехать в отпуск к морю, или горам, кому как нравится. Поэтому следующая схема финансово более грамотная.
(ВХ + ЗП) – СКП – ТР – УС – ДР = 9 000 рублей, где ДР = 5000 рублей, что составляет 20% вашего бюджета.
Если вы не будете тратить по 5000 рублей каждый месяц, то они будут накапливаться, образуя таким образом входящий денежный остаток на начало следующего расчетного периода.
Допустим, из этих 5000: 1000 рублей вы тратите на лекарства, часть средств раз в три месяца на обновление гардероба, интерьера и мелкие бытовые расходы, а оставшаяся часть копится на отпуск, в таком случае:
Составляем второй вариант личного финансового бюджета
Зададим те же параметры для расчета, сделаем его более детальным и наглядным, а также запланируем двухнедельный отпуск в июле:
Конечно, 20 000 рублей маловато для отпуска на море, но если вы откроете копилку на счете, где аккумулируется заработная плата, то к моменту отпуска получите дополнительные денежные средства. Также можно рассмотреть варианты пассивного отдыха, а сэкономленные средства отложить для поездки на более поздний период.
Зная правила формирования личного финансового бюджета, можно овладеть тонкостями формирования бюджета предприятия. Почему? Потому, что принципы здесь одинаковы:
1. Совпадение статей бюджета: входящий остаток, приход, расход, остаток денежных средств.
2. Доходная и расходные части формируются на основании договорного учета: работодатель выплачивает ежемесячную заработную плату на основании трудового договора, заключенного с вами, как с работником, в котором прописываются сроки его действия, ваша должность и размер вознаграждения; тоже самое происходит и при формировании бюджета предприятия.
Оплачивая услуги связи, вы заключаете договор с провайдером, а городская служба, продающая Вам свет, газ и воду, закрепляет за Вами лицевой счет. При покупке продуктов, лекарств и предметов личного пользования, Вы также вовлекаетесь в договорные отношения, поскольку торговые точки приобретают товары на основании договоров поставки.
В отличии от личного, бюджет предприятия формируется не по остаточному принципу, а сверху вниз, расходная часть складывается из нескольких частей и входящий остаток не может быть равна 0, потому что у предприятия, как правило, есть платежи, требующие погашения до поступления денежных средств на расчетный счет. Все эти нюансы мы разберем в следующей статье.
Если заболел, то статья расходов только увеличится и даже будет перерасход! В нашем государстве - это точно! Спасибо за статью!
Лекарства покупаются каждый месяц на 3500 тысячи. В не зависимости заболел или на всякий случай. Почему не учитывают кредиты и ипотеку Школа колледжи и институты?
Добрый день. Я предоставила принцип расчета бюджета и те расходы, которые есть у каждого человека, кроме всего прочего, если Вы внимательно читали, расчет основан, исходя из фиксированной зарплаты 25 000 рублей.
Имея перед глазами данную информацию, попробуйте самостоятельно расчитать свой бюджет, исходя из: своей реальной зарплаты и индивидуальных статей расхода.
Спасибо зк отклик.
Не умею планировать. Спасибо, интересно. Возможно попытаюсь применить предложенную Вами методику.
Спасибо за отклик. Рада, что статья оказалась полезной для Вас. Если возникнут индивидуальные вопросы при расчете личного бюджета - обращайтесь, с удовольствием помогу!