
Россияне стали намного меньше беспокоятся из-за пандемии
Уровень пессимизма россиян при взгляде на ближайшее будущее значительно снизился, однако доля оптимистов еще не превысила половину. Около 44% жителей России считают, что худший период эпидемии уже позади.
Новая реальность, которую принесла с собой пандемия коронавируса, вызывает у россиян все меньше беспокойства — их опасения по поводу поездок в общественном транспорте, проживании в отелях, посещения парков и ресторанов сократились более чем в два раза. К такому выводу пришли эксперты BCG (ранее была известна как Boston Consulting Group) и отечественного холдинга «Ромир» в ходе четвертого среза исследования «Российские потребители — новая реальность», с которым ознакомился РБК.
Результаты первого среза были опубликованы в апреле 2020 года, в разгар карантинных ограничений и режима самоизоляции. Тогда более двух третей россиян считали, что в стране наступит рецессия, почти столько же заявили, что «худшее еще впереди». В Москве 44% респондентов отметили тогда, что чувствуют свою финансовую незащищенность, а в регионах этот показатель достиг уровня 47%.
Изменение доли россиян, испытывающих беспокойство по поводу определенных событий в связи с пандемией (апрель 2020 года к апрелю 2021 года):
зарубежная поездка — с 49% до 31%;
авиаперелет внутри страны — с 39% до 23%;
поездка в общественном транспорте — с 37% до 14%;
посещение кинотеатра — с 31% до 14%;
поседение парка — с 31% до 12%;
поход в тренажерный зал — с 27% до 13%;
поход в ресторан — с 25% до 11%;
поход в гости к друзьям — с 20% до 10%;
«Спустя год россияне стали чаще считать, что худшее уже позади, вернулись на работу в офисы, реже избегают людных мест. Люди скорее ожидают сохранения текущего статуса и соответственно планируют свои затраты. Россияне больше не отказываются от ресторанов и кинотеатров или путешествий по стране, но сократили затраты», — отметил управляющий директор и партнер BCG Иван Котов.
Также улучшились ожидания потребителей относительно их расходов в ближайшие полгода, причем положительную динамику зафиксировали по 44 из 50 категорий товаров и услуг. Наибольший рост оптимизма оказался в отношении товаров для здоровья, в первую очередь лекарств, и в категориях, связанных с пребыванием дома: коммунальных услугах, строительстве и ремонте жилья.
Эксперты отметили, что постепенное восстановление спроса наблюдается среди потребителей всех возрастов, но наиболее позитивно настроены россияне 18-25 лет, а наиболее негативно — потребители старшего поколения, старше 55 лет.
Читать в источнике: Подробнее ➤