Пола Ракса. Что с ней сейчас
Пола Ракса принадлежит к тем женщинам, которые составили рейтинг самых красивых актрис польского кино XX века. Причем из 25 обаятельных и, прямо скажем, восхитительной внешности дам, она на втором месте. Согласятся ли с такой оценкой почитатели польского кинематографа или нет, это дело каждого. О вкусах, как говорится, не спорят. Но то, что Аполония — единственная такая, с широко распахнутыми и немного грустными глазами — факт, не подлежащий никакому сомнению.
По́ла Ра́кса (польск. Pola Raksa; род. 1941) — польская актриса кино, театра и телевидения.
Содержание
Пола Ракса родилась 14 апреля 1941 года в городе Лида (тогда — в Барановичской области) Белорусской ССР. В 1943 году семья уехала из Лиды и поселилась во вроцлавском пригороде Лесница.
Детство девочки пришлось на сложные военные годы. После получения школьного аттестата она стала студенткой Вроцлавского университета и начала подробно изучать историю родной Польши. Иногда она выходила на сцену студенческого театра «Каламбур». Правда, делала она это в основном для развлечения и никаких целей становиться актрисой перед собой не ставила. Сейчас уже непонятно, что бы происходило в ее жизни, если бы не один интересный случай.
Фотография с обложки
Однажды Пола Ракса, биография которой и сегодня интересует поклонников ее таланта, отдыхала в кафе. Мимо проходил фотокорреспондент. Ему понравилось лицо девушки, и он ее сфотографировал. Эта фотография потом оказалась на обложке журнала «Доокола Швята». Благодаря этому неожиданному событию на Полу обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская.
Пола Ракса, фильмы которой очень любят польские зрители, во время учебы снималась практически в каждом семестре. Будучи студенткой первого курса, она была утверждена на главную женскую роль революционерки Марыси Чепулонис
в картине «Действительность» (режиссером выступил Антони Богдзевич). Но при всех ее стараниях персонаж получился просто милым, но не более. И все-таки молодая актриса не сдавалась. Труды ее не остались бесследными, и удача пришла.
В кино дебютировала в 1960 году в фильме «Сатана из седьмого класса». В 1964 году окончила Киношколу в Лодзи. В эти годы она снималась в ролях молодых варшавянок. В 1964 году снялась в фильме Войцеха Ежи Хаса
«Рукопись, найденная в Сарагосе», в этом же 1964 —
Барышня в окошке
а в 1965 — в фильме Анджея Вайды
«Пепел». В 1966 году начала сниматься в ставшем популярным в Польше и СССР телесериале
«Четыре танкиста и собака» в роли медсестры Маруси по прозвищу Огонёк.
В том же году снялась на Рижской киностудии в военной драме «Ноктюрн».
В 1967 году исполнила главную роль в фильме кинорежиссёра Михаила Богина
«Зося». Фильм был снят по рассказу писателя Владимира Богомолова. За эту роль она была удостоена приза журнала «Советский экран» на Международном Московском кинофестивале. По опросам популярного журнала “Советский экран” впервые иностранка была названа лучшей актрисой года в СССР. Пола Ракса обошла таких звезд, как Наталья Варлей из “Кавказской пленницы”, Татьяну Доронину из “Трех тополей…” и Галину Польских из “Журналиста”. Это был первый и удачный опыт привлечения зарубежной актрисы в советское кино. Ее популярность в СССР граничила с помешательством. Под Полу даже стриглись - каре с челкой было самой модной прической у советских женщин в те годы. Для мужчин она и вовсе стала
идеалом красоты. Съемки в картине подарили Поле и страстную любовь. Поговаривают, что ее бурный роман с партнером по фильму Юрием Каморным едва не закончился штампом в паспорте.
Пара не скрывала своих чувств. На съёмках актёр получил небольшую травму, но просто сбежал их больницы к своей возлюбленной. Пара хотела пожениться. Но в какой-то момент актриса польского происхождения стала неугодной советским властям, а об отношениях с советским гражданином и речи быть не могло. Полу отправили в Польшу. В 1968 году Пола Ракса переехала в Варшаву, где вплоть до 1986 года работала в театре Вспулчесны. Актриса не забыла свою любовь, однако, понимала, что отношения обречены. Актриса стала сниматься у себя на родине, а вскоре вышла замуж за режиссёра
Анджейя Костенко. У супругов родился сын
Мартин. Однако, Пола понимала, что не может жить с нелюбимым. К мужу она не испытывала и толики того, что чувствовала к Каморному. Поэтому актриса ушла от мужа. Она одна воспитывала сына. Всю себя Ракса посвятила кино и работе.
После 1970 года Пола Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие роли и эпизоды, вела программы на телевидении, иногда выходила и на театральную сцену, удивляя сохранившимся юным обликом.
Поражение, которым оказался первый брак, серьезно настроило ее держаться подальше от брачных уз… Но сердце голову не слушает. В восьмидесятые много шума было о ее отношениях с
Богуславом Линдой. Известный нашему зрителю в первую очередь по фильму «Охранник для дочери», младше ее на 11 лет и подающий большие надежды Линда, покоряя кинематограф, подыскивал жилье. Предложила ему побыть у себя. Остался надолго. Ситуация выглядела сумасшествием. Линда имел уже двоих сыновей, с которыми не жил, а в то же время Мартин не терпел актера в доме. Кончилось тем, что Богуслав начал искать новые приключения, и Поля вышвырнула его из дома. Любила ее вся Польша, но личная жизнь только от этого не становилась счастливой. Попытка построить отношения с режиссером
Марком Пивовским также не удалась. «Где они, эти крепкие и сильные, наделенные характером, который наши предки называли мужским? Мышцы жизни. Мужчины все слабее, и чем дальше, тем даже меньше делают вид, что дела обстоят иначе. Все чаще требуют препровождения за ручку», — утверждала разочарованно.
В начале 1990-х годов она оставила кино, бывшая актриса стала дизайнером. С сыном у неё довольно холодные отношения. Как выяснилось, в детские годы он ревновал мать к многочисленным поклонникам. Мартин так и не понял мать, он считает, что был обделён её любовью. Поэтому пока не может простить. Пола Ракса живёт одна и занимается любимым делом, дизайном одежды - придумывает коллекции для детей и вечерние наряды.
Еще в девяностые она покинула шумную Варшаву ради пригорода. Ведет тихую жизнь в своем доме в Калушине:
«В жизни выигрывают те, кто умеет сохранять дистанцию. Не воспринимают себя слишком серьезно. В какой–то мере мне это удается. Но приходится над собой немало трудиться, чего, впрочем, и всем желаю».
Фильмография
1960 — Действительность / Rzeczywistość — Марыся
1960 — Сатана из седьмого класса / Szatan z siódmej klasy— Ванда
1962 — Клуб холостяков / Klub kawalerów — Марыня
1963 — Их будний день / Ich dzień powszedni — Гражина
1963 — Разводов не будет / Rozwodów nie będzie — Крыся
1964 — Барышня в окошке / Panienka z okienka — Хедвига-Мария Калиновска
1964 — Вернись, Беата! / Beata — Беата Клосович
1964 — Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie — Инезилья, сестра Камиллы
1965 — Капитан Сова идёт по следу / Kapitan Sowa na tropie (телесериал), «Тихая комнатка» (4-я серия)— Зузанна Гавлик
1965 — Голубая комната / Błękitny pokój — Изабелла
1965 — Пепел / Popioły — Хелена де Вит
1966 — Бич Божий / Bicz Boży — Ханя, любимая Павла
1966-1970 — Четыре танкиста и собака (телесериал) — Маруся-«Огонёк» (с 4-й серии)
1966 — Ноктюрн — Иветта
1967 — Зося / Zosia — Зося
1967 — Париж-Варшава без визы / Paryż-Warszawa bez wizy — Эльжбета
1968 — Приключение с песенкой / Przygoda z piosenką — Марёля Броньская
1970 — В погоне за Адамом / Pogoń za Adamem — Кама / София Заблоцкая
1973 — Снегопад / Hószakadás / Śnieżyca — парашютист
1975 — Симеон Столпник / Oszlopos Simeon — соседка Яноша Кисса
1979 — Ария для атлета / Aria dla atlety — Цецилия, жена Гуралевича
1980 — Ничего не мешает / Nic nie stoi na przeszkodzie — Ирена, жена Павла
1982 — Elveszett illúziók / Stracone złudzenia — девушка из библиотеки
1986 — Тюльпан / Tulipan (телесериал) — Варвара Кубицкая, журналистка (только в 6-й серии)
1993 — Похищение Агаты / Uprowadzenie Agaty — мать Агаты
Понравилась статья? Ставьте лайки!
интересно?


Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Честно сказать, не помню эту актрису. А из фильмов помню только "Четырех танкистов..." и "Зосю".
Фильм «Зося» мне довелось посмотреть в Ленинграде в 1968 или 1969 году, я тогда школьником с группой приехал на экскурсию в этот город. Кто-то из наших экскурсантов посмотрели этот фильм и сказали мне, что я очень похож на одного из главных героев этого фильма. Только ради увидеть артиста, похожего на меня пошел на этот фильм. Но так и не понял, на кого я был похожим, там играли два известных артиста Юрий Каморный и Николай Мерзликин. Тяжело найти свое сходство с другим похожим на тебя человеком, со стороны наверно проще.
А Пола Ракса конечно была красавицей.
Хорошая статья.