Теперь делиться знаниями и опытом можно будет только с разрешения государства?
Приветствую Вас, дорогие Читатели!
Много шума наделал новый закон о просвещении в России. Планируется, что закон начнет действовать уже с 1 июня 2021 года. Речь идет о Федеральном законе от 05.04.2021 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
- Из-за чего сыр-бор?
В законе дано такое понятие просветительской деятельности:
Просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."
Исходя из данного определения просветительской деятельностью считаются различные курсы, мастер-классы, даже блоги о том, как нарисовать рисунок, изготовить поделку поделку или как, например, составить исковое заявление считается просветительской деятельностью.
Напрягает в данном законе не само определение просветительской деятельности, а положение, внесенное в ст. 12.2 Закона РФ "Об образовании":
«Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ».
Что конкретно будет в этом порядке, пока неизвестно. Те, кто занимается просветительской деятельностью, переживают, как бы не стало больше проверок и других формальных сложностей в работе. Как бы не заставили людей, которые делятся своими знаниями и опытом письменное разрешение. Ведь много кто по сути занимается просвещением в различных областях жизни и мы, юристы нашего правового ресурса, в том числе. Поскольку в законе указано, что "использование просветительской деятельности не допускается для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации", то для получения каждого разрешения (если таковое будет введено подзаконным нормативно-правовым актом) потребуется оценка, анализ деятельности на соответствие указанному требованию. А это чревато огромной волокитой и не Бог потребуется уплата госпошлины за несение света знаний людям!
В итоге, общественность и ученых пугает неизвестность, которая порождена нечеткостью формулировок и отсутствием подзаконным нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок реализации норм закона в реальной жизни. А некоторые эксперты отмечают, что данные поправки нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Однако приоритетом государства должно быть не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п.
Другие эксперты видят в поправках попытку оградить людей различных возрастов от недостоверной информации в Интернете, от недостоверных сведений, которые могут навредить не только их финансовому благосостоянию, но и жизни, попытку оградить граждан и юрлиц от мошенничества. В качестве примера общественники приводя распространение в Интернете информации о курсах, семинарах по налоговому праву, нацеленных на платное обучение людей тому, как нарушать налоговое законодательство, как уходить от налогов, то есть как обманывать государство.
- Личное мнение автора
1) Огорчает и настораживает, что как часто бывает "телега едет впереди лошади": сначала власти принимают закон, а потом начинается подготовка материально-технической и нормативной базы под этот закон. У общественности и экспертов в соответствующей области знаний нет возможности в полной мере оценить положительные и отрицательные стороны принятого закона, вследствие чего начинаются бурные волнительные обсуждения того, чего просто не существует. Это приводит к напряженность в социуме. В этой ситуации как нельзя кстати фраза: "Чем меньше видишь, тем больше слышится" (Из книги авторских афоризмов Леонида С.Сухорукова „Лаконичные Зарисовки“, Ставрополь, 1990 г.) (Леонид С. Сухоруков).
2) Если государство желает уберечь своих граждан от различной вредной пропаганды, мошенников, надо наладить систему образования. Нужно, чтобы человек научился мыслить логически и критически. Кроме образования человек должен быть просто сыт. Потому как у голодного человека инстинкты выживания преобладают. Получить три копейки в МФО под огромные проценты с минимальной зарплатой только для того, чтобы купить еды сегодня. Нужно налаживать экономику.
3) Есть опасения, что Магомед хочет, чтобы гора сама пошел за ней. В роли Магомеда выступает государство, а в роли горы - народ. Представляется, что соответствующие государственные органы должны выискивать и бороться с вредными элементами, которые сеют раздор в обществе, а не все люди с вредными элементами должны идти на поклон к государству и доказывать, что их знания не вредны и не опасны.
Все же будем надеяться, что в ближайшее время будет принят подзаконным нормативно-правовой акт, который рассеет все сомнения и будет действительно полезен обществу!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Что-то у господ законодателей с головой не так. Теперь, чтобы бабушка дала жизненный совет внуку, нужно разрешение от правительства страны? И так хреново живём. Откуда берётся такая дурь?
Из дурной головы...
Мне кажется, данные ограничения направлены на борьбу с просветителями из числа иноагентов, например тролли на данном сайте, которые умышленно ложные исторические факты преподносят читателю в невыгодном для России свете.
Цензура закамуфлированная под благое дело. Власти бояться грамотного человека, не зря Греф говорил что управлять грамотными людьми не возможно, проще управлять неучами.
Бабушка, как ты хорошо и быстро вяжешь, научи меня вязать! Подожди внученька, я разрешение возьму для твоего обучения, пошлину заплачу, налог, ну а потом и научу, если жива буду! Не ровен час без этого разрешения и посадить могут на старости лет!
Согласна с автором...