Дакашев Магомед-Эми Жабраилович
Дакашев М. Ж. Подписчиков: 0
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 30

Основная коллизия законодательства об образовании в Российской Федерации

33 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Образование в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Статья 29 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) закрепляет права граждан Российской Федерации в области образования.

Конституционное закрепление основополагающего правомочия как образование, является достижением гуманистической, социальной, культурной цели развития государства как института социального общества.

Кроме того, выделение данного правомочия в отдельную норму в основополагающем законе государства является важнейшей предпосылкой экономического, политического, социального, культурного, и правового развития общества и становления гражданского общества в государстве.

Вместе с тем, в некоторых случаях регулирование образовательной деятельности в социальной политике государства в процессе реализации фундаментальных задач и основополагающих целей, вступает в противоречие регулирующих норм в нормативных правовых актах различной юридической иерархии.

Пункт 3 статьи 29 Конституции устанавливает, что основное общее образование обязательно.

Исходя из смысла приведенной выше формально определенной правовой нормы, следует, что каждый гражданин Российской Федерации не достигший 18 лет обязан получить основное общее образование, иными словами получить аттестат об окончании 9 классов образовательной организации.

Однако, в соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

С учетом изложенного, отображается правовая коллизия несоответствия федерального законодательства Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 основного закона Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

С учетом обыденного толкования части 1 статьи 15 Конституции отображается, что правовая норма Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющего императивную обязанность гражданам Российской Федерации в получении среднего общего образования, не может применяться в противоречии с нормой Конституции.

Часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации закрепляет прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, то есть обозначает позицию государства в прецедентной сфере российской правовой системы, в контексте основополагающего значения в применении правовых норм Конституции над правовыми нормами иных нормативных правовых актов.

Пункт 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» устанавливает, что согласно части 1 статьи 15 Конституции, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.

Исходя из смысла данной нормы постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, определяется императивность применения нормы Конституции в вопросе обязательности получения основного общего образования на территории Российской Федерации

При этом, в правоприменительной практике не обозначены случаи судебных разбирательств по противоречию в регулировании данной правовой коллизии.

На основания изложенного и следуя словам Пьера Тейяра де Шардена, «рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании», в целях закрепления полученных знаний и отражения сделанных выводов относительно объекта исследования целесообразно подвести итог.

С развитием образовательной сферы социальной политики Российской Федерации и возникновением прецедентов в судебном пространстве правовой системы Российской Федерации, возникновение отношений в вопросе противоречия нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Конституции, остается вопросом времени.

В целях минимизации правового нигилизма* и повышения правовой культуры граждан, отображается необходимость органа исполнительной власти Российской Федерации в сфере просвещения по внесению в Федеральное собрание Российской Федерации проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», либо обращения заинтересованных субъектов права в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о конституционности определенной выше правовой нормы федерального законодательства Конституции.

Лишь прибегаю к решительным мерам, гражданское общество и политическая элита Российской Федерации могут достичь тех поставленных задач и целей, с помощью которых российское образовании вернет былую славу эталонного в мировом сообществе.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
* запрещенная в России террористическая организация

«Когда спецназ встречает священника». Как Апти Алаудинов и схиигумен Гавриил оставили споры позади

Новая захватывающая глава из жизни командующего спецназом «Ахмат» Апти Алаудинова и схиигумена Гавриила. Встреча состоялась в православном храме белгородского поселка Ракитное. Если бы кто-то мне сказал,

Исследуем вакцину от онкологии уже сегодня

Сегодня узнал очень приятную новость. Как сообщают РИА Новости, начались клинические исследования онкологической вакцины «Энтеромикс» именно в нашей матушке России. В моей семье онкологией болела мама.

Сервис "жизненная ситуация" : Как на Госуслугах абитуриенты могут подобрать специальность и учебное заведение, исходя из своих баллов и предметов ЕГЭ.

На "Госуслугах" появился новый сервис под названием "Жизненная ситуация". Теперь выпускники школ могут узнать,
01:02
Поделитесь этим видео