
«Я много лет работаю учителем физики. И не вижу ни пользы, ни результата»
Кто такой Дон Кихот? Большинство знает — чудак, который сражался с мельницами ради прекрасной Дульсинеи. Уж слишком яркий образ сложился в сознании за многие десятилетия. Даже глагол такой появился — «донкихотствовать», то есть совершать бессмысленные действия, не дающие результата, во имя благородной цели. Ничего не напоминает? А мне кажется, что это прямо про нас — учителей.
Давайте по порядку: есть ли благородная цель? Конечно! Все помнят «сеять разумное, доброе, вечное…». Не будем о тех, кто пошел в педагоги, потому что больше никуда не поступил. Но остальные-то действительно мечтали о возможности не просто научить — дать крылья! Делаем мы что-то для этого? Конечно! Каждый день занимаемся с детьми, соглашаемся на ненормированный рабочий день (и ночь иногда!). А теперь о главном: о результате и пользе.
Я много лет работаю учителем физики. И не вижу ни пользы, ни результата. На мой взгляд, изучение физики в школе должно привести ребенка к пониманию закономерностей и взаимосвязей природных процессов, умению их объяснять. Кроме того, желательно, чтобы ученик представлял себе принцип действия приборов, устройств и механизмов, которые встречаются в повседневной жизни. И всё!
Подождите-подождите — скажут мне те, кто учился в наших школах (подозреваю, что их большинство) — а как же формулы, задачи? Их же тоже надо уметь решать! И вот тут я готов возразить.
Да, математика — это язык физики, и да, через решение задач можно прийти к важным выводам. Это бесспорно. Но среди тех, кого я учил, знающих математику, понимающих условие физических задач и способных их решать, не так уж и много: человек 5 из 100. Я говорю про учеников обычных, не физматовских, школ. Для большинства детей математика внутри физики — препятствие, которое не только портит настроение и отметки, но и мешает осознать логичность и красоту физических теорий.
Это «препятствие» хочется устранить. Но нельзя. Потому что система контроля качества обученности (о этот канцелярский язык!) — РДР, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и прочее — оценивает ученика только по его умению решать задачи. Любые «разноуровневые» проверочные работы даже на самом простом уровне содержат задачи! И приходится оценивать способность ребенка к запоминанию формул и умение бездумно подставлять числа вместо букв. Разве это физика?!
К сожалению, из школы ушел устный экзамен по физике, где можно было, не решая задачу, показать свое знание физики в ходе обсуждения теоретических вопросов. Когда-то, будучи молодым педагогом, в беседе с бывшим учителем физики я угодливо согласился с утверждением, что из любого ученика можно сделать «олимпиадника». До сих пор раскаиваюсь в этом. Нельзя!
Нельзя, говоря об индивидуальном подходе, загонять всех детей в одно прокрустово ложе!
Дайте право учить по-разному: кого-то физике с задачами, а кого-то — без задач. И, что самое главное, проверяйте результаты обучения детей разными способами. Мы даем ребенка право выбора предметов после 11 класса, но в процессе школьной жизни не видим между ними никакой разницы.
Вот и получается, что многие коллеги испытывают разочарование от результатов своего труда. Большинство смиряется и принимает правила игры, кто-то уходит. И лишь немногие продолжают донкихотствовать.
Интересно. Но могу Вас утешить, что это не только у нас, и не только в наше время. В подтверждение предлагаю отрывок из книги известного физика:
Однажды в кабинете черчения какой-то шутник поднял лекало (кусок пластмассы для рисования гладких кривых – забавно выглядящая штука в завитушках) и спросил: «Имеют ли кривые на этих штуках какую-либо формулу?»
Я немного подумал и ответил: «Несомненно. Это такие специальные кривые. Дай-ка я покажу тебе. – Я взял свое лекало и начал его медленно поворачивать. – Лекало сделано так, что, независимо от того, как ты его повернешь, в наинизшей точке каждой кривой касательная горизонтальна».
Все парни в кабинете начали крутить свои лекала под различными углами, подставляя карандаш к нижней точке и по-всякому прилаживая его. Несомненно, они обнаружили, что касательная горизонтальна. Все были крайне возбуждены от этого открытия, хотя уже много прошли по математике и даже «выучили», что производная (касательная) в минимуме (нижней точке) для любой кривой равна нулю (горизонтальна). Они не совмещали эти факты. Они не знали даже того, что они уже «знали».
Я плохо представляю, что происходит с людьми: они не учатся путем понимания. Они учатся каким-то другим способом – путем механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!
Ту же самую шутку я проделал четыре года спустя в Принстоне, разговаривая с опытным физиком, ассистентом Эйнштейна, который все время работал с гравитацией. Я дал ему такую задачу: Вы взлетаете в ракете с часами на борту, а другие часы остаются на Земле. Задача состоит в том, что Вы должны вернуться, когда по земным часам пройдет ровно один час. Кроме того. Вы хотите, чтобы Ваши часы за время полета ушли вперед как можно больше. Согласно Эйнштейну, если взлететь очень высоко, часы пойдут быстрее, потому что, чем выше находишься в гравитационном поле, тем быстрее идут часы. Однако если Вы попытаетесь лететь слишком быстро, а у Вас только час в запасе и Вы должны двигаться быстро, чтобы успеть вернуться, то ваши часы из-за большой скорости замедлятся. Поэтому Вы не можете лететь слишком высоко. Вопрос сводится к следующему: по какой программе должны меняться скорость и высота, чтобы обеспечить максимальный уход вперед ваших часов?
Ассистент Эйнштейна довольно долго работал над этой задачей, прежде чем понял, что ответ – это просто свободное движение материи. Если Вы выстрелите вверх так, что время, необходимое снаряду, чтобы пролететь и упасть, составляет ровно час, это и будет правильное движение. Это – фундаментальный принцип эйнштейновской гравитации, гласящий, что для свободного движения собственное время максимально. Но когда я поставил задачу в такой форме – ракета с часами, – физик не узнал этого закона. Все произошло так же, как с парнями в кабинете черчения, но на этот раз это не был оробевший новичок. Значит, такой вид непрочных знаний может быть достаточно распространенным даже у весьма образованных людей.
— Я много лет работаю учителем физики. И за это время не вижу ни пользы, ни результата от своей деятельности. Сегодня, например, в школе нет кабинета физики, даже не хватает инструментов для опытов. Нет ни одного лабораторного оборудования — вообще ничего, только старые приборы. Поэтому, когда я провожу классные часы, мои ученики делают только то, что есть у нас дома. Это меня совсем не устраивает. Не нравится, как на уроках работают дети — не выполняют задания, не отвечают на вопросы.
В редакцию «МК в Крыму» обратилась жительница Джанкоя Ирина. Она сообщила, что более десяти лет назад в одном из общеобразовательных учреждений города произошла трагедия – от удушения электрическим током умер ученик восьмого класса. По словам женщины, она не раз обращалась в различные инстанции с вопросом о возбуждении расследования этого дела, но безрезультатно. «Мне ответили: «Разбирайтесь сами. Мы вам ничем помочь не можем»», — посетовала наша собеседница.
Я правильно понял ,"от удушения", как это может быть? Его, что проводом душили??
- считает директор гимназии No14 г.Чебоксары Светлана Иванова. В гимназии всего 35 человек. Но и эти 35 человек не хотят видеть пользы от этой школы и ее директора. На днях в редакцию обратился отец ученика: «Учитель по физике не знает, как пользоваться линейкой! Мой сын уже второй год ходит на кружок, но учитель физики не может его научить пользоваться этой линейкой. Я считаю, что она не компетентна. Я знаю одного учителя, который пользуется линейкой, и она у него всегда лежит в сумке».
Обычной линейкой, или логарифмической? Логарифмическими сейчас вроде бы уже не пользуются, есть калькуляторы, а не уметь пользоваться обычной это уже идиотизм
— с таким заявлением выступила учительница из города Дно Псковской области. В ответ на это глава Минпросвещения Ольга Васильева сказала, что таких учителей надо лишать аттестатов за работу, которая не дает результата. Учительницы физики из Псковской области отказались от обучения школьников на дому из-за низкой зарплаты. Они жалуются в социальных сетях на низкие зарплаты и на то, что учителя вынуждены работать на полторы-две ставки.
Мы не хозяева собственной жизни. Мы связаны с другими прошлым и настоящим. И каждый проступок, как и каждое доброе дело, рождают новое будущее