Ефименко Алексей Владимирович
Ефименко А.В. Подписчиков: 1137
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 34.2к

Верховный суд указал: долг по алиментам передается по наследству

4 703 дочитывания
130 комментариев
Эта публикация уже заработала 242,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Последнее время судебная практика полнится решениями судом о взысканиях банковских долгов с наследников. Тема алиментов ввиду ее распространенности в настоящее время также является актуальной. В связи с чем очередное важное разъяснение дал Верховный суд при рассмотрении дела о разделе наследства умершего мужчины, у которого при жизни образовалась существенная денежная задолженность по алиментам в пользу бывшей жены на детей (дело №18-КГ 18-267).

Главный вывод, высказанный Верховным судом, заключается в том, что поскольку алиментные обязательства неразрывно связаны с личностью плательщика (должника), то в случае смерти последнего такие обязательства прекращаются в тот же день, и долг по алиментам не может со дня смерти увеличится.

Однако образовавшийся долг по алиментам входит в состав наследственной массы умершего, что говорит о том, что данный долг может передаваться по наследству.

Цитата из решения суда:

"Задолженность по алиментам, образовавшаяся при жизни наследодателя, – это денежное обязательство, входящее в состав наследственного имущества. Обязанность по исполнению которого переходит к наследникам в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества".

Таким образом, в случает если на момент смерти наследодателя у него имелся долг по алиментам, а также имущество и денежные средства, то алиментный долг наследодателя должен выплатить наследник, принявший наследство.

При принятии же наследственного имущества и прав умершего алиментщика несколькими наследниками последние принимают алиментный долг каждый в пределах своей доли.

Однако в делах о наследовании долгов алиментщиков есть нюансы, которые обязательно надо знать.

Главное, что надо запомнить – исполнительное производство в отношении алиментщика/наследодателя должно быть не окончено. Иначе суды могут отказать о включении такого долга в наследственную массу. Притом чтобы включить алиментный долг в наследство, нужно предоставить нотариусу расчет задолженности сделанный судебным приставом на момент смерти должника.

Примерная инструкция действий взыскателей алиментных долгов в подобных ситуациях

  • Незамедлительно после получения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов предъявить их в судебные приставы и потребовать принудительного исполнения.
  • Периодически осуществлять контроль за тем, чтобы исполпроизводство не было окончено.
  • Контролировать регулярный расчет задолженность приставов и требовать от них соответствующих документов.

Произведенный расчета задолженности позволит установить размер долга и включить его в наследственную массу.

Важно

  • В случае если наследник отказался от принятия всего имущества, денежных средств и каких-либо прав наследодателя, задолжавшего перед смертью по алиментам, то алиментный долг не может быть передан наследнику.

  • На долг по алиментам, переходящий по наследству, также распространяется гражданско-правовое требование о выплате неустойки, иными словами, процентов от невыплаченной суммы за каждый день просрочки выплаты. В настоящее время он составляет 0,5 %.

Однако если судебного решения, устанавливающего вину должника за задержку выплаты алиментов, при его жизни не было, то наследники платить неустойку не должны.

Благодарю за внимание и желаю всего наилучшего!

Проголосовали: 444

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

130 комментариев
Понравилась публикация?
90 / -8
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Ефименко Алексей Владимирович
Комментарии: 130
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Считаю, что это правильно)

+18 / -43
Ответить

Нормально да,папка в молодости согрешил,а сын должен алименты выплачивать.

+59 / -5
Ответить

Виктор ВПишет 22.06.2021 в 20:47
Нормально да,папка в молодости согрешил,а сын должен алименты выплачивать.

Если сын являлся получателем этих алиментов.

+2 / -6
Ответить

Так кому сын должен платить алименты, если они выплачивались ему?

+3 / 0
Ответить

Не обязательно, завел ребенка с одной и развелся. В новой семье еще ребенок, вот если он или новая жена вступят в наследство, то и платить будут соответственно принятой доле этого наследства. Платить алименты дальше они не обязаны, а только ту сумму, которая набежала до кончины алиментщика, там может быть просрочка в месяц, а может и в 5 лет. Соответственно, если денег и имущества в наследстве не хватает на покрытие долгов по алиментам, то и сверх платить никто не обяжет.

+5 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вот и отойдет наследство в чьи-то вовремя подставленные ручки (квартира и. т)

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Вот и будет сам себе платить, бредятина. Как и некоторые другие законы от думцев

+7 / 0
Ответить

Сам себе платить не будет, даже в суд с таким вопросом не пойдет. А долг взымается и делится на всех наследников.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Предназначался одному а потом поделили, на всех))))

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

Этот сын может не вступать в наследство, тогда и не будет должен

+12 / -6
Ответить

В случае если он единственный наследник и махонькое наследство имеется.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сын всю жизнь с отцом жил, квартира вот есть, а потом приходит с чадом на руках и говорит, что половина квартиры ее и ее "крошки", так как папаня успел задолжать по алиментам... Ну охренеть... И куда после этого сыну бежать? Квартиру продавать и брать себе картонную коробку из пятерочки, мало того, что у него горе, отца потерял, а тут еще шалашовка какая-то нарисовалась... Эх, если бы можно было бы сделать закон, что ребенка можно завести только от мужа, без брака никак, и с тестом днк, конечно же, обязательным, и перед тем как ребенка завести пройти психиатра на готовность стать родителем, составить расписки, официальные, с подачей, допустим в загс тот же, что да согласен на ребенка, да, моя обязанность воспитать до 18 лет и содержать. А без брака, если нагуляла, то иди и плач кому хочешь, алименты достань оттуда же, откуда рожать вздумала, нехер думать рогаткой. Есть куча различных контрацептивов на любой вкус, буквально.

+23 / -3
Ответить

Абсолютно согласен, если такое все будет - то "снимем" цыганей с "шеи" общества, и "матерей-одиночек" которые живут гражданским браком, а получают как типо одна живёт, и не просто живёт, а потихоньку рожает....

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

А почему он не должен вступать,не редки случаи когда дети помогают родителям.Ухаживают за больными,а потом ещё и должен!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Виктор ВПишет 22.06.2021 в 20:47
Нормально да,папка в молодости согрешил,а сын должен алименты выплачивать.

Если сын жил В ДОСТАТКЕ при таком папке и ни в чём не нуждался, при этом забывая простой грех, то ДОЛЖЕН!

+3 / -4
Ответить

С хера ли он должен? За что? С чего? Он явно не должен. Должна та, что решила, что она вся такая мадама и мужика ребенком к себе привяжет, но не вышло... Это вообще ее проблемы личные. Чужой человек то здесь причем? Это примерно как я Вам сейчас скажу, что Вы должны мне помогать! А с чего? Да ни с чего.... Просто так, я считаю, будет правильно. Номер карты Вам скинуть?

+21 / 0
Ответить

По кредиту тоже самое - долг выплачивают наследники. Так почему бы и долги по алиментам не платить? Если должники не хотят на родственников свои косяки перекладывать, то и долгов не надо оставлять.

+3 / -5
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.07.2021, 20:34
Симферополь

А на соседей можно?У меня очень неприятная соседка и живёт в достатке.

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Татьяна ДмитриевнаПишет 01.07.2021 в 20:45
ри этом забывая простой грех, то ДОЛЖЕН!

какой же там грех на другом ребенке , дорогуша?

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.07.2021, 20:32
Симферополь

Да сын то причём?ребёнок деньги не зарабатывал,его содержал отец,в чем ребёнок виноват?Отец и должен,причём сын здесь?Включите мозги,утихомирте свою ненависть к бывшему мужу,не может ребёнок отвечать за поступки взрослых

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

А если нет,сколько детей,в относительном достатке,а без прав и возможностей.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (3)

было бы неправильно, если должник был бы ваш сын

+7 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я тоже!А если наследником окажется ребёнок на кого алименты должны были платиться,пусть сам себе их и выплачивает))))

+19 / 0
Ответить
01.07.2021, 23:14
Нижний Новгород

Ну да и процент в казну. Кому тож надо и контору кормить.. Иначе то как? Грустное начало, ещё "гуманнее" финал.

+9 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com

Не знаю, мне кажется это абсурд..

+22 / -1
Ответить

Не кажется,так и есть!Полный!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

юридические формулировки в т.ч. и ВС должны войти в анналы чиновничей формалистики. В принципе - наследниками умершего являются все родственники (ест. по степени родства. И кстати и сам получатель алиментов. В соответствии с ФЗ наследство и долги по нему распределяются на всех наследников. Соответственно - долг по алиментам - часть его переходит и на получателя алиментов. Забавная ситуэйшн - все ли законоделатели продумали?

+19 / 0
Ответить

Ну например у умершего 2 детей, на первого он задолжал по алиментам. Всё его имущество по проюаву наследства будет поделено на 2-х детей, включая долги. и здесь 3 пути.

1) отказаться от наследства первому ребёнку в пользу второго и тогда всё имущество и долг тоже перейдёт второму.

2) оставить себе половину имущества с долгом. Сам себе то первый выплачивать явно ничего не будет, а вот на второго ляжет ответственность выплатить половину долга по алиментам.

3) отказаться от всего наследства второму ребёнку и тогда никто никому ничего не должен.

+5 / 0
Ответить

ИринаПишет 24.06.2021 в 08:35
Ну например

да, нет здесь никаких примеров -несовершеннолетние вроде не могут нести никакой юрответственности, да и их опекуны тоже или еще краше тем наследства с гулькин нос - долг по алиментам огромен, а наследник какой-нибудь 17-18 летний - вообще без доходов - все наследство которого в общем квартира в которой он родился и вырос (к примеру) Скажете - он может отказаться от наследства? А квартира. и его полная юрнепонимай? Как итог с такими законоделателями - подросток окажется на улице - закончит как бандит или наркоша. Я в восторге от наших законоделателей ( это из цитат Булгакова)

+15 / 0
Ответить
01.07.2021, 19:58
Симферополь

Да по ходу дела у ВС с головой проблемы Что за цель такая-разругать по сути родных людей.И почему один ребёнок должен платить другому ребёнку?Они же равны по закону.

+8 / -1
Ответить
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 10.6М

ИринаПишет 01.07.2021 в 19:58
И почему один ребёнок должен платить другому ребёнку?

Значит, Вы считаете, что один ребёнок, обмануть другого и забрать всё наследство себе может, а рассчитаться по долгам, козла-папаши с матерью своих сестёр и братьев, не может?

Дети должны быть равны по закону?!

Тогда и лишить наследства любого из детей может иметь право только суд и только в случае отказа от принятия наследства. Высказанного наследником лично, в суде. Без применения каких либо сроков давности.

А те законы, что действуют сейчас, это профанация, как раз и направленная на разобщение детей.

+2 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ирина НиколаевнаПишет 01.07.2021 в 20:29
в случае отказа от принятия наследства.

снова вопрос по сути - может ли несовершеннолетний отказаться от единственного жилья? Вы понимаете что это для него будет означать? Или как и ВС с Марса прибыли?

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
01.07.2021, 22:14
Симферополь

Да дети здесь причём?Не надо решать проблемы взрослых и конфликты между бывшими супругами за счёт детей.Они абсолютно равные имеют права.Зачем такими законами пытаются развязать многовековую войну между родственниками?Разделяй и властвуй?Уже посеяна неприязнь между молодыми и пожилым,между работающими и неработающими пенсионерам,целая бездна между руководителями и подчиненными,нет среднего класса,теперь и между родственниками.Где-то лозунг "разделяй и властвуй" я уже слышала ,причем,в связи с очень нехорошими событиями

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.07.2021, 01:21
Санкт-Петербург

Уважаемая Ирина! Никаких долгов по алиментам в природе нет! Есть дети украденные у отцов и отцы украденные у детей. Мужчина никому ничего не должен, особенно бабе. Алименты к детям не имеют никакого отношения. Долги по алиментам начисляются вне зависимости от места проживания и способа пропитания ребёнка. Алименты необходимо срочно отменить, а долги по ним списать.

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Они по ходу додумают.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Поддерживаю позицию ВС.

+6 / -11
Ответить
раскрыть ветку (0)

Аферисток сейчас много развелось,а с такими законами полный капец будет. Вообщем мужики не размножайтесь. Или женитесь на женщине с ребёнком, только фамилию свою не давайте. Уверена, воспитаете и он вам благодарен будет.

+11 / -6
Ответить

Если есть право на развод, то тогда откуда право на алименты?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.07.2021, 08:35
Нижний Новгород

Бред. Можно отдать чужому ребёнку более десяти лет и в конечном итоге услышать, что ты ни кто.. и более того по нашему же законодательству, если на него не выплачивалось элементов и он находился на твоём иждивении, то в случае развода ты обязан его содержать, то бишь элементы ты себе заработал.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (130)

Зачем обществу нужны злостные алиментщики? Как поможет реестр ФССП заставить их платить алименты?

По долгу профессии мне часто приходится сталкиваться с взысканием алиментов со злостных неплательщиков на несовершеннолетних детей, но даже при условии привлечения их к уголовной ответственности по ст.

Можно ли сохранить прожиточный минимум на несовершеннолетнего ребенка в 100% размере в рамках исполнительного производства?

Да, в рамках исполнительного производства возможно сохранить прожиточный минимум (далее - ПМ) на несовершеннолетнего ребёнка в полном размере, но при определённых условиях. Согласно Федеральному закону от 02.

«Из алиментных оков к свободе» – оказывается, долги по алиментам можно не платить!

Когда мама и папа (родители) разводятся, то страдают, в первую очередь - их же дети, ведь почти одномоментно встает вопрос о выплате алиментов на содержание ребенка. И вопрос этот - весьма острый,...

Можно ли списать алименты при банкротстве?

Нет, алименты не подлежат списанию, даже если гражданин признан банкротом. 📌 Согласно ч. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обязательства,...

Банкротство не спасло: Верховный суд отказал в списании долгов гражданину, скрывшему сведения от банков

Добрый день, уважаемые читатели! Расскажу вам интересный случай из юридической практики, который связан с весьма распространенной категорией дел в судах - банкротство. История эта — не просто про деньги,...

Доска позора. В России заработал реестр злостных неплательщиков алиментов❗❗❗

Уважаемые читатели, а знаете ли вы, что на сайте ФССП Российской Федерации заработал реестр злостных неплательщиков алиментов?! Ранее Госдумой России была одобрена данная мера общественного порицания родителей,