Потребительский штраф можно взыскать, даже не направляя досудебной претензии

Судами первой и последующих инстанций было удовлетворено исковое требование собственников квартир в МКД к управляющей компании о взыскании с УК уплаченных истцами денежных средств в связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию общего имущества. Однако, в удовлетворении требований о взимании с УК штрафа в пользу собственников квартир МКД, который предусмотрен п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", судом кассационной инстанции истцам было отказано.
Мотивация кассационного суда, принявшего это решение, заключалась в том, что обращения в адрес ответчика со стороны истцов не было. Заявления или претензии о возврате им уплаченных денежных средств в адрес ответчика не поступало. Суд вынес решение об отказе, объясняя это тем, что штраф взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (Определение Верховного Суда РФ от 29 июня 2021 г. № 56-КГ 21-7-К 9).
Однако, Верховный Суд РФ посчитал таковую точку зрения кассационного суда ошибочной. ВС РФ, в своем решении указал, что поскольку из закона не следует, что требование потребителя, неисполнение которого в добровольном порядке влечёт взыскание штрафа, обязательно должно быть досудебным или внесудебным, то отсутствие досудебной претензии не является основанием для отказа в назначении вышеуказанного штрафа. При этом, ответчик в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал и требования потребителей добровольно им исполнены не были.
Дополнительно, ВС РФ отметил, что истцы неоднократно обращались к ответчику с другими требованиями – о проведении ремонтных работ общего имущества и перерасчёте платы за содержание жилого помещения.
В связи с вышеуказанным, ВС РФ отменил в соответствующей части кассационное определение и оставил в силе акты судов первой и апелляционной инстанций, признавших обоснованным требование о взыскании штрафа.
Полезно.
Спасибо
Полезно
Интересно