Коровина Елена Анатольевна
Коровина Е. А. Подписчиков: 738
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 417к

ОБЖАЛОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

7 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

С 01.01.2017 действует Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Этот Закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ, в том числе:

определяет порядок проведения государственной кадастровой оценки (ст. 6 Закона) и регламентирует порядок осуществления ее отдельных процедур (ст. ст. 11 — 15 Закона),

устанавливает, как определяется кадастровая стоимость вновь учтенных и ранее учтенных объектов недвижимости при внесении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости (ст. 16 Закона);

определяет правила применения сведений о кадастровой стоимости (ст. 18 Закона);

предоставляет гражданам возможность обратиться в бюджетное учреждение за разъяснениями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст. 20 Закона), и с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при ее определении (ст. 21 Закона), если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности граждан;

регулирует порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 22 Закона).

Обращаем внимание, что согласно ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ:

к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. (далее — переходный период);

в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с данным Законом или в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных этими законами;

решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Так, согласно Постановлению Правительства Москвы от 21.12.2016 N 910-ПП с 01.01.2017 государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в г. Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ;

органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право принять решение о выборе вида объектов недвижимости и категории земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с данным Законом;

если проведение государственной кадастровой оценки начато в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ, она должна быть завершена до 1 января 2020 г.;

государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до 01.01.2017, и оспаривание ее результатов проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ; положения Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ к указанной оценке и оспариванию ее результатов не применяются.

Как правило, основанием для обращения в суд является несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, когда первая величина превышает вторую.

Оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 25 КАС РФ.

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка предполагает предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости участка (абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 названо три основных требования, которые можно предъявить к административному ответчику.

Подать административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости участка можно не позднее 5 лет с даты ее внесения в ЕГРН. При этом на момент обращения в суд в ЕГРН не должны быть внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости участка, а также сведения, связанные с изменением характеристик участка, которые повлекли изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного пятилетнего срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Его можно восстановить, если по истечении пяти лет в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости участка (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Административный истец, оспаривающий кадастровую стоимость земельного участка, обращается в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 1 ст. 245 КАС РФ). Также административному истцу предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений или действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам гл. 22 КАС РФ с учетом особенностей, установленных гл. 25 КАС РФ (ч. 5 ст. 245 КАС РФ).

В силу положений ч. 2, 3 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде не является обязательным предварительное обращение в комиссию.

Перед обращением в суд следует убедиться, что административным истцом соблюдены все требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, все ли необходимые документы приложены к заявлению. Ведь при принятии его к производству суд проверяет его на соответствие требованиям ст. ст. 125, 126, ч. 1, 2, 3 ст. 246 КАС РФ (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Важно учитывать, что ст. ст. 126, 246 КАС РФ не предусмотрено представление, документов, подтверждающих полномочия эксперта, выдавшего экспертное заключение, а также документов, подтверждающих получение административными ответчиками копий административного искового заявления и приложенных к нему документов (например, Кассационное определение Верховного Суда РФ от 29.09.2016 N 81-КГ 16-18, Определения Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 11-КГ 17-27, от 04.08.2016 N 81-КГ 16-15). Если кадастровая стоимость объекта установлена по результатам государственной кадастровой оценки, одновременно с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости не требуется представлять дополнительный акт определения кадастровой стоимости такого объекта (Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2016 N 81-КГ 16-16).

Если выяснится несоответствие формы или содержания заявления, факт отсутствия необходимых документов, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, извещает об этом административного истца и предоставляет разумный срок для устранения недостатков (например, Определение Московского городского суда от 15.05.2017).

Если такой срок не отвечает требованиям принципа разумности, административный истец объективно был лишен возможности своевременно выполнить указания суда, представить указанные в определении документы в установленный срок, определение об оставлении административного искового заявления без движения может быть отменено (например, Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 11-КГ 17-27).

Если административный истец не устранит недостатки в установленный срок, судья на основании ст. 129 КАС РФ выносит определение о возвращении заявления со всеми приложенными к нему документами (ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ) (например, Определение Московского городского суда от 15.06.2017, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.04.2017 по делу N 33 а-3012/2017).

Если факт отсутствия необходимых документов выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

На административном истце лежит обязанность доказать, во-первых, недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а во-вторых — величину (обоснованность размера) рыночной стоимости участка, которая устанавливается в качестве кадастровой (ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 47-АПГ 15-23, Апелляционное определение Московского городского суда от 15.03.2017 по делу N 33 а-8759/2017).

Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика (ч. 2 ст. 246 КАС РФ).

При рассмотрении дела суд обязательно выясняет, отвечает ли лицо, составившее отчет, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 06.07.2016 по делу N 33 а-22214/2016, от 27.04.2016 по делу N 33 а-10068/2016). При выявлении несоответствий такого рода отчет не будет расцениваться как допустимое доказательство (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Эти обстоятельства административному истцу следует учитывать при выборе оценщика, который будет составлять отчет о рыночной стоимости земельного участка для обращения в суд.

Кроме того, суд проверяет отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости земельного участка на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28.

Административному истцу необходимо оплатить госпошлину в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в отношении каждого земельного участка, кадастровую стоимость которого он оспаривает (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). В случаях и порядке, которые установлены НК РФ, могут применяться льготы по уплате госпошлины (ст. 104 КАС РФ).

КАС РФ также предусматривает возможность применения льгот по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ст. 107 КАС РФ).

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Коровина Елена Анатольевна

Jurisconsult.Moscow обращайтесь

Обращайтесь за квалифицированной правовой помощью на сайте Jurisconsult.Moscow. Мы предлагаем профессиональную юридическую поддержку, которая включает в себя широкий спектр услуг:
00:30
Поделитесь этим видео

Посвящается женам военнослужащих, переживающих за деньги (к счастью, не все такие), или о комментариях в интернете

Ниже приведен текст писателя, с которым лично я полностью согласен - ну вот сегодня встал поработать пораньше и одна особь меня час донимала (а начала ещё вчера) - "а почему мой муж написал такой рапорт?

Заболели во время отпуска?

P.S. надеюсь, это вам не пригодится, но сохраните на всякий случай ❤ Поделитесь в комментариях где и как вы круто отдохнули в последнее время 💥 ✅ Для личной консультации обращайтесь по телефону: +7(900)
00:17
Поделитесь этим видео

Отец или не отец, вот в чем вопрос?

Если предполагаемый отец отказывается от проведения экспертизы, то в соответствии с действующим законодательством он автоматически будет признан отцом ребенка. ✅ Для личной консультации обращайтесь по телефону:...
00:23
Поделитесь этим видео

Россияне столкнутся с необходимостью уплаты налогов за сараи, теплицы и даже уличные туалеты

Недавние изменения в российском законодательстве привнесли новшества в сферу налогообложения имущества физических лиц. Теперь владельцам земельных участков придется оплачивать налоги не только за жилые здания,...