Засыпкин Константин Николаевич
Засыпкин К.Н. Подписчиков: 700
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 364к

Размышления о дураках и дорогах. Почему это "больная" тема России во все времена

1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«Дураки и дороги» - эта фраза настолько прочно вошла в наш обиход, что её смело можно считать «народной». При попытке установить автора этого «крылатого выражения» ничего не выходит. Авторство приписывали и Гоголю, и Салтыкову-Щедрину, и Карамзину, и Пушкину. Есть даже мнение, что эту фразу «придумал» сам Император Николай Первый.

Ясно одно – актуально этого высказывание было уже 200 лет назад. Как не потеряло свою «злободневность» и в настоящее время. Во всех бедах в России принято винить дураков и плохие дороги, на них же традиционно списывают и все неудачи.

Возникает резонный вопрос – если проблема есть и причины выявлены – почему столетиями ничего не меняется? Ведь дороги у нас в России во все времена были низкого качества. И неважно – из какого материала делалось покрытие. Даже в современный «век высоких технологий», когда дорожное покрытие научились производить с использованием всех накопленных знаний – ничего не изменилось.

Можно как весомый аргумент рассмотреть тот факт, что Россия – это огромная страна, расположенная в сложных климатических условиях. Дороги строить трудно, и «природа их сама разрушает». Однако в других странах вопрос с дорогами так остро не стоит. Например, в Канаде – достаточно большой стране с аналогичным «трудным» климатом. Или у наших соседей – скандинавов, где в таком же климате смогли решить дорожный вопрос на высоком уровне.

Казалось бы – вот оно, готовое решение! Просто скопировать успешный опыт, использовать «готовую», проверенную технологию. Но фокус в том, что в российских условиях это не работает. Делается всё по «лучшим образцам», а получается – «как обычно».

При поиске причин сразу вспоминается о «дураках», которые всё «неправильно» исполнили. Что именно пошло не так – было ли выделенное финансирование разворовано, нарушена технология производства покрытия или сами дорожно-строительные работы, - итог всегда один. «Дураки» - это вообще понятие уже почти нарицательное.

Если 200 лет назад население России было в большинстве своём «тёмное» и безграмотное, то сейчас все в обязательном порядке получают образование. Но даже с дипломом о высшем образовании в России сегодня повсюду «дураки».

Применительно к российской действительности понятие «дурак» нужно рассматривать не как «кретин, идиот и тупица». Скорее будет верным понимание значения этого слова как «человек с оригинальным видением ситуации». Причём у остальных, «нормальных» людей – восприятие другое. Русские «дураки» часто «гробят» проекты и технику потому, что «хотели как лучше».

Даже в русском фольклоре тема «дурака» имеет некий позитивный оттенок. Емеля и Иван Дурак – это положительные персонажи. Они не являются хитрыми, расчётливыми и суровыми. Скорее наоборот – простодушными и весёлыми. И при этом успешными, что очень импонирует простому русскому человеку.

В наше время тема «дурака» оформилась в «некомпетентность». Часто бывает, что в России какую-либо должность занимает человек, который по уровню знаний и умений этой должности не соответствует. От этого страдают все – и структура, где работает этот человек, и люди, которые с ним взаимодействуют.

Это может быть и секретарь в госучреждении, и рабочий завода, и управленец высокого звена. Этот «дурак» делает свою работу «криво» или «абы как», но при этом продолжает оставаться на «своём месте». Часто бывает так, что толковые и грамотные люди находятся в подчинении у такого «некомпетентного дурака» и выполняют его приказы и распоряжения.

По всему выходит, что «дураки и дороги» - это часть нашего национального колорита, которым мы в значительной степени гордимся. В истории было немало примеров, как наши плохие дороги (или их отсутствие) ставили в тупик иностранных захватчиков. В наших лесах и болотах застревали и немцы, и французы и поляки.

При этом для русских отсутствие нормальных дорог – это привычная реальность. Несколько огорчительная, зато «там, где не проедет джип – проедет наш трактор». Дороги мы строить умеем. В Сочи для трассы «Формулы-1» дорогу сделали такого высокого качества, что гонки всегда проходят скучно. Эксперты говорят, что асфальт получился таким ровным, гладким и не абразивным, что шины у болидов не изнашиваются. Машины едут «как по рельсам», и гонки получаются «трамвайными».

Наверно, дураки и дороги – это элемент нашей русской идентичности. В советское время самые лучшие дороги были в Прибалтике. История показала, что «советская аура» в этом регионе была самой слабой в СССР, и прибалты при первом же удобном случае «сбежали». Сегодня лучшие дороги в нашей стране, наверно, в Москве. Может быть, поэтому бытует расхожее мнение, что «есть Москва и есть остальная Россия».

Решится ли когда-нибудь в России этот извечный вопрос с «дураками и дорогами»? Возможно, но вряд ли это произойдёт в ближайшее время. Да и будут ли тогда русские прежними, не утратят ли они свою уникальную харизму?

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Дню Памяти и Скорби. Посвящаю! Новая песня!

Боже мой, как же страшно вспоминать тот день... 22 июня, без единого предупреждения, началась Великая Отечественная Война! Ещё вчера мирное небо сияло над головами, а утро обещало новый день...
02:44
Поделитесь этим видео

Медведев: на применение Киевом «грязной бомбы» Россия ответит ядерным ударом

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев не просто высказал озабоченность по поводу планов Киева применить «грязную бомбу» на российской территории. Это прозвучало как зловещее предостережение,...